Мыслители разных стран трактовали понятие нравственности по-разному.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль.
У С. И. Ожегова видим: " Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами".
Этим обосновывается то, что нравственное развитие младших школьников рассматривается как базовый компонент в становлении личности.
Учителю отводится приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в формировании нравственных качеств в усвоении нравственных норм и ценностных ориентаций.
Поэтому перед учителем возникает необходимость в выборе эффективных средств, способствующих систематическому и целенаправленному воспитанию у детей нравственного поведения с ранних детских лет.
Таким эффективным средством является экологическое воспитание.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, ответственнее. Изучая объекты живой и неживой природы, дети учатся сопереживать, заботиться, охранять природу, утверждается мысль, что вся планета - наш дом и его нужно беречь.
Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между необходимостью формирования нравственных качеств детей младшего школьного возраста и недостаточным использованием системы экологических знаний, как средства их формирования.
Объект исследования: процесс организации экологического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: формирование нравственной культуры младших школьников в процессе экологического воспитания.
Цель нашей работы - поиск эффективных дидактических условий, направленных на развитие нравственной культуры младших школьников в процессе экологического воспитания.
Формирование нравственной культуры младших школьников теснейшим образом, связано с формированием экологического сознания.
Экологическое сознание - набор психологических функций, которые формируют природосообразное поведение, позволяющее личности включить взаимодействие с природой в систему социально-значимых отношений "Я и природа - одно целое".
- Экологическое сознание:
- Система экологических знаний;
- Экологическое мышление;
- Культура чувств;
- Культура поведения
Систему экологического воспитания составляют звенья
- Экологическое воспитание в семье.
- Экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе)
- Экологическое воспитание в лагерях летнего отдыха.
- Самообразование и самовоспитание
Экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе)
- Урок
- Экскурсии
- Вечера
- Турниры
- Конкурсы
- Викторины
- Устные журналы
- Научно-исследовательская деятельность
Формирования у ребят системы экологических знаний, воспитания чувств моральной и правовой ответственности к защите окружающей среде используем урок как основную и главную форму организации процесса воспитания.
Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для обозначенной проблемы.
В этой связи, в своей практике важное место отводим интегрированным урокам, используем при этом метод проекта. Большой интерес у учащихся и учителей нашей школы и города вызвали проекты "Изготовление гвоздики", "Водоемы нашего края", "Урок добра. Цветик - Семицветик", урок литературного чтения М Ю. Лермонтов "Утес" и др.
Для актуализации экологической проблематики представляют возможность все учебные предметы.
На уроках математике решаем такие задачи:
На производстве одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?
Не менее широко используем загадки:
На шесте - дворец
Во дворе - певец
А зовут его :
Да, это скворец! По размерам он совсем не велик: весит 75граммов. Летом родители - скворцы прилетают к гнезду до 300 раз в день! Если их ноша весит 5граммов, то сколько вредителей растений - гусениц, жуков и червячков уничтожит одна пара скворцов за 1 день, 10 дней, 30 дней?
На уроках окружающего мира и природоведения большую роль отводим логическим задачам:
"Витя интересуется насекомыми. Однажды мама предложила ему пойти на прогулку в поле, на луг или в лес. Мальчик задумался: где он сумеет увидеть больше различных насекомых - в лесу, в поле или на лугу? Посоветуйте Вите, куда пойти на прогулку?
Решение подобных задач позволяет актуализировать противоречие: в одних - между существующими знаниями и представлениями об объектах природы, о местах их обитания и недостающими знаниями; в других - между потреблением природных ресурсов и их восстановлением. Решение таких противоречий позволяет включать школьников в социальные отношения "Я и природа одно целое", а потому природа требует к себе бережного отношения.
В своей практике мы используем различные формы организации внеклассной работы: экскурсии, вечера, турниры, конкурсы, викторины, устные журналы и т.д.
Наибольшей популярностью в организации внеклассной работы пользуются экскурсии.
На экскурсиях организуем наблюдения за объектами живой и неживой природы в естественном виде, отрабатываем правила поведения в природе. Одновременно дети замечают пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить детей видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, используем экологические сказки (инсценирование сказки "Теремок" на экологический лад).
Каждую зиму мы с детьми в школьном саду организуем "птичью столовую". На занятиях кружка "Оригами", уроках технологии и дома изготавливаем кормушки, дети приносят корм из дома. На открытии птичьей столовой выходим всем классом, выбираем места для кормушек, наблюдаем за поведением птиц. В течение зимы обслуживаем столовую поочередно. Так дети учатся сопереживать, оказывать помощь.
Поддерживаем тесную связь с городским Эколого-Биологическим Центром. Ежегодно принимаем участие в праздниках "День птиц", "День защиты окружающей среды". Дети изготавливают скворечники, участвуют в конкурсе плакатов, конференциях. Участвуем в различных акциях.
Обобщение и передачу школьниками знаний о природе, ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха организуем через научно-исследовательскую деятельность.
Вся эта работа не только расширяет кругозор учеников, но и воспитывает их, формирует нравственную культуру. Год от года меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам и поведению, к высказываниям и действиям других людей.
Формирование нравственной культуры на уроках в начальных классах и во внеурочное время остается важнейшей задачей учителя на пути совершенствования воспитания как условие модернизации региональной системы образования.