Тип урока: обобщающий урок.
Вид урока: урок-экскурсия.
Технологии: компьютерные технологии, технология личностно-ориентированного обучения.
Цель:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Причастие”, закрепить навыки правописания и употребления причастий, навыки постановки запятой при причастном обороте;
- развитие памяти и речи учащихся;
- воспитание любви к родному краю.
Оборудование: учебники русского языка для 6 класса под редакцией М.М. Разумовской, “Словарь русского языка” С.И. Ожегова, “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И. Даля; сигнальные карточки с заданиями.
Эпиграф:
“Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя”.
(А.С. Пушкин.)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания проводится в ходе урока.
III. Работа по теме урока.
Лексико-орфографическая работа.
Задание: запишите правильно слова, объясните их лексическое значение.
- Экскурсия – поездка (коллективная или, устар., индивидуальная) куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной или ученической целью. Экскурсия в музей.
- Экскурсовод – специалист, дающий пояснения экскурсантам.
- Экспонат – предмет, выставленный в музее.
Сообщение темы и цели урока.
Ребята, мы не случайно обратились сегодня к данным словам, уже известным вам. Мы вспомнили о них в связи с тем, что нам предстоит совершить экскурсию по теме “Причастие”, чтобы обобщить и систематизировать ваши знания по данной теме, закрепить навыки правописания и употребления причастий, навыки постановки запятой при причастном обороте. Итак, у нас урок-экскурсия в музей.
Слово учителя:
На свете много разных музеев, и у нас с вами тоже будет музей – музей русского языка. В нём разные залы, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания и многое другое. Мы с вами будем сегодня сотрудниками музея, работающими в зале “Причастие”. Нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям музея об употреблении и правописании причастий. Некоторым из вас придётся осваивать профессию экскурсовода.
На предыдущем уроке вы получили задание подготовить сообщения: “Причастие как особая форма глагола”, “Действительные и страдательные причастия”, “Полные и краткие формы причастий”, “Виды орфограмм, изученных в теме “Причастие”, “Причастный оборот и способы его выделения в устной речи и на письме”.
Обобщение и систематизация знаний по теме “Причастие”.
В ходе нашего урока мы проверим, насколько хорошо вы справились со своим заданием. Итак, кто хочет первым выступить в роли экскурсовода с сообщением “Причастие как особая форма глагола”.
“Экскурсовод” у доски отбирает карточки с морфологическими признаками причастия (на карточках записаны разные категории: вид, число, падеж, время, склонение, род спряжение; предмет, признак и т.д.), карточки показывает классу, прикрепляя их на магнитную доску, и рассказывает о причастии.
Пока “экскурсовод” готовится к ответу, класс в это время выполняет выборочную работу.
Выборочная работа.
Задание: выберите и запишите словосочетания “прич. + сущ.” из данных примеров.
Шумный поток, вспаханное поле, четвёртый этаж, поющие птицы, золотое кольцо, другой человек, летящая птица, белый снег, белеющий цветок, купающиеся дети, седой старик, видимый след.
Вопрос классу: Как можно доказать, что записанные вами словосочетания включают причастия?
Коллективная проверка работы “экскурсовода”.
- В.И. Даль дал такое определение причастия: “Часть речи, причастная глаголу, во образе прилагательного”.
- М.В. Ломоносов говорил о причастии так: “Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу”.
Вопрос классу:
- Назовите ещё раз признаки глагола у причастия, а потом признаки прилагательного.
- В нашем следующем зале будут представлены действительные и страдательные причастия.
Расскажите о них, пожалуйста.
Сообщение учащихся о действительных и страдательных причастиях.
Словообразовательная работа.
Задание: образуйте все возможные формы причастий от данных глаголов:
- 1-я колонка – видеть
- 2-я колонка – смеяться
- 3-я колонка – наступить
Видеть – видящий, видевший, видимый.
Смеяться – смеющийся, смеявшийся.
Наступить – наступивший.
У посетителей музея могут быть вопросы об употреблении причастий в речи. Что вы можете рассказать об этом?
А.С. Пушкин писал: “Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом”.
Итак, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность и выразительность: “Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя”. (А.С. Пушкин).
Учащиеся читают отрывки из художественных произведений (задание подобрать такие отрывки они получили на предыдущем уроке).
Сложное списывание.
Задание: из данного отрывка из текста Т.Ф. Слободинской выпишите причастия с определяемыми словами; обозначьте постоянные морфологические признаки, объясните правописание причастий.
Державино.
Село Державино находится в Бузулукском районе. Названо оно в память о знаменитом поэте, жившем здесь в свои детские годы.
Село было основано в середине восемнадцатого века матерью поэта Фёклой Андреевной на земле, пожалованной её мужу – подполковнику Роману Николаевичу Державину – за службу в Оренбурге. Первые жители села – тринадцать крепостных крестьян, купленных матерью будущего поэта в Поволжье и привезённых сюда. Недалеко от этого села есть деревня Феклинка, названная по имени матери.
- Но бездумно употреблять причастия нельзя. В нашем музее есть и примеры неправильного употребления причастий – наверное, скоро они действительно станут музейными экспонатами. Есть и письма с просьбами помочь исправить ошибки в употреблении причастий.
Чтобы выполнить эту работу правильно, давайте послушаем сначала сообщение о причастном обороте.
Сообщение учащегося о причастном обороте.
Творческая работа.
Задание: исправьте ошибки в употреблении причастий.
- “Он не замечал ни лесов, ни озёр, заросшие кувшинками”. – Он не замечал ни лесов, ни озёр, заросших кувшинками.
- “На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома”. – На деревьях, растущих около дома, распустились первые листочки.
- “Росшие незабудки у ручья уже зацвели”. – Незабудки, росшие у ручья, уже зацвели.
- А теперь вспомним, что вы знаете о правописании причастий.
Сообщение о видах орфограмм, изученных в теме “Причастие”.
Игра “Эстафета”.
Задание: расставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Задание даётся одинаковое для каждой колонки, побеждает та, которая быстрее и правильнее выполнит его.
Напутствие ребятам:
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
- Обдуманный
- решённый
- нарисованный
- окружённый
- прочитанный
- сломанный
- выученный
- закопчённый
- раненый
- пуганый
- напуганный
- недописанное письмо
- письмо не дописано
- телефон не отремонтирован
- незабываемая встреча
- не освещённая солнцем комната
- А теперь каждый из вас поработает с письмом, автор которого просит разобрать предложение, произвести морфологический разбор указанного слова.
Ярко зеленели посевы, охваченные утренним солнцем. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., осложнено причастным оборотом).
Охваченные (посевы) – особая форма глагола – причастие.
(Посевы какие?) охваченные.
Н.ф. – охваченный.
Пост.: страд., прош. вр., сов. вид;
Непост.: полное, Им. п., мн. ч.
Какие посевы? охваченные.
III. Подведение итогов урока. Выставление оценок за ответы.
Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена, но будет продолжена при изучении других разделов курса.
Для всех, кто любит свой язык,
Кто с русской речью дружен,
Быть равнодушным не привык,
Кому покой не нужен,
Откроет двери наш музей,
Мы с нетерпением ждём гостей!
IV. Домашнее задание.
Повторить параграфы 10-28. Готовиться к контрольному диктанту.