Цели:
- изучение электролиза расплавов и растворов электролитов как пример окислительно-восстановительных реакций;
- объяснять: процессы, протекающие на электродах; получение отдельных металлов с разной химической активностью, неметаллов, протекание окислительно-восстановительных реакций в зависимости от активности ионов и среды реакции, применение электролиза в народном хозяйстве;
- развить умение работать на компьютере;
- развить познавательный интерес, умения действовать самостоятельно, воспитание культуры умственного труда;
- научить оформлять работу.
Оборудование: таблицы “Растворимость кислот, солей, оснований в воде”, “Электрохимический ряд напряжений металлов”, “Электрохимическое производство”, ПК, проектор.
Ход урока
План урока
1. Организация урока.
Учитель: Ребята, мы с вами продолжим изучение химических реакций. Тема урока “Электролиз”.
Домашнее задание: параграф 19, вопросы 7-10, задача 15.37(Хомченко), задачи №2,3 (стр. 89), материалы ЕГЭ В-3.
II. Изучение новой темы.
Мы должны знать:
- какие реакции называются электролизом;
- какие вещества подвергаются электролизу;
- как происходит электролиз: а) расплавов, б) растворов различных электролитов;
- применение электролиза.
Электролиз - окислительно-восстановительные реакции, протекающие на электродах, если через раствор или расплав электролита пропускают постоянный электрический ток.
1. Электролизу подвергаются расплавы и растворы электролитов.
2. При электролизе химическая реакция осуществляется за счет энергии электрического тока, подводимой извне.
3. Электролиз проводят в особых приборах – электролизерах. Основные процессы протекают на электродах – катодах и анодах.
Рассмотрим протекание электролиза на инертных электродах:
Электролиз расплавов хлорида натрия, йодида калия, получение алюминия (использование таблицы “Электрохимическое производство”):
а) NaCl >Na+ + Cl-
на катоде (“-”) Na+ + 1e —> Na0
на аноде (“+”)
Cl- – 1e —> Cl0
Cl0 + Cl0 —> Cl2 ^
2NaClр-в —> 2Na0 + Cl02
б) KI >K+ + I-
на катоде (“-”) K+ + 1e > K0
на аноде (“+”)
I- – 1e —> I0
I0 + I0 —> I2 ^
2KIр-в —> 2K0 + I02
в) Современный способ получения алюминия изобрели американец Ч.Холл и француз П.Эру в 1886 году из раствора оксида алюминия в расплавленном криолите. В результате чего стоимость алюминия резко упала: если в 1854 году стоимость 1 кг алюминия составила 1200 рублей, т.е. в 270 раз дороже серебра, то в 1899 году - 1 рубль.
Выводы:
Металлы, расположенные в электрохимическом ряду напряжений левее марганца, получают из расплавов солей.
Алюминий получают из раствора оксида в расплавленном криолите.
2. Электролиз растворов солей имеет особенности, т. к. в реакции могут участвовать еще молекулы воды. При электролизе растворов солей с инертным электродом используют следующие правила (работа по таблице “Электрохимическое напряжение металлов”):
а) на катоде (“-”) восстанавливается вода и выделяется водород, если металл расположен левее марганца,
б) восстанавливается металл, если металл расположен правее водорода;
в) если металл находится между марганцем и водородом, то в зависимости среды реакции могут восстанавливаться металл и водород.
На аноде (“+”) происходит окисление:
выделяется неметалл
I-, Br-, S2-, Cl-,
выделяется кислород O2
OH-, F-, SO42-, NO3-, PO43-, CO32-
Протекает та реакция, которая требует наименьшую затрату энергии.
Электролизу подвергаются соли органических кислот по следующей схеме:
2R-COO- – 2e —> R-R + 2CO2 ^
Выполнение задания 15.41. (по Хомченко)
NaCl —>Na+ + Cl-
H2O
на катоде (“-”) 2H+12O-2 + 2e —> H2 + 2OH-
на аноде (“+”)
Cl- – 1e > Cl0
Cl0 + Cl0 > Cl2 ^
Суммарный процесс:
2NaCl + 2H2O —> H2^ + Cl2 + 2NaOH
Металлы, расположенные левее марганца, можно получить из расплавов солей.
FeSO4 —> Fe2+ + SO2-4
на катоде (“-”) Fe2+ + 2e —> Fe0 восстановление
на аноде (“+”) 2H2O-2 - 4e —> О2 + 4H+
Суммарное уравнение:
2FeSO4 +2H2O —> 2Fe0 + О2 + 2H2SO4
Пример 1. Электролиз водного раствора хлорида бария на инертных электродах:
BaCl2 —> Ba2+ + 2Cl-
H2O
на катоде (“-”) 2H+12O-2 + 2e —> H2 + 2OH-
на катоде восстанавливаются молекулы воды
на аноде (“+”)
Cl- – 1e —> Cl0
Cl0 + Cl0 > Cl2
BaCl2 + 2H2O —> H02 + Cl02 + Ba(OH)2
Пример 2. Электролиз раствора гидроксида рубидия:
RbOH —> Rb+ + OH-
H2O
на катоде (“-”) 2H+12O-2 + 2e —> H2 + 2OH-
на аноде (“+”)
2H2O + 4e —> O2 + 4H+
2H2O —> 2H2 + O2 , т.е. гидроксид рубидия RbOH не участвует.
Пример 3. Задача №4 (стр. 89 учебника):
При электролизе водного раствора нитрата серебра (I) выделилось 5,6 л газа. Сколько граммов металла отложилось на катоде?
Ответ: на катоде отложилось 108 г серебра.
Сообщения учащихся о применении электролиза.
1-й ученик: Электролитическое осаждение металлов из растворов солей на поверхность изделий – гальванотехника – появляется в первой половине 19 веке и она связана с именем русского ученого и инженера Б.С.Якоби. В 1838 году он получил тонкие металлические копии с предметов сложной формы. Этот способ был назван гальванопластикой и в наши дни нашел широкое применение в полиграфии и в монетном деле.
2-й ученик: Гальванотехника ученым была использована и в других целях: если в качестве катода использовать металлическую деталь или конструкцию, то они будут покрываться тонкой металлической пленкой. Этот способ нанесения покрытий, называемый гальваностегией, применяют для защиты железных и стальных изделий от коррозии. Оцинкование, хромирование, никелирование, лужение (оловом), меднение, золочение, серебрение, платинирование – это отдельные виды гальваностегии.
Учитель: Электролиз используют для очистки меди, никеля, свинца, серебра, золота (электролитическое рафинирование). Электролизом получают активные металлы отличающиеся высокой чистотой, активные неметаллы (хлор, фтор), сложные вещества, широко применяемые в химической промышленности (например, едкий натр, едкий калий, хлорат калия и др.). Получают электронные платы, служащие основой всех электронных изделий (чипы, микросхемы, сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты, приборы для управления движением, приборы регулирующие отопление, компьютеры).
А как получают платы? На диэлектрик наклеивают тонкую медную пластину, особой краской наносят сложную картину соединяющих проводов. Пластинку помещают в электролит, где вытравливаются незакрытые краской участки медного слоя, потом краска смывается и на плате появляются детали микросхем.
3-й ученик: Для ремесленников и любителей гальванотехники исследователями были опубликованы многочисленные пособия и руководства. Первой книгой на татарском языке была “С?наиге галфания” К.Насыри. Она была издана в Императорском университете Казани в 1900 году. Татарские ювелиры с древних времен славились изготовлением прекрасных ювелирных изделий. Однако в их технологии использовались не только золото и серебро, но и другие металлы и сплавы с нанесением на них золотых и серебряных покрытий путем амальгамирования, т.е. нанесения на поверхность изделия растворенного в ртути золота или серебра, а пары ртути вредны для здоровья человека. Поэтому для татарских ремесленников книга К.Насыри была крайне необходима.
Учитель: Спасибо за интересные сообщения.
Самостоятельная работа на компьютере.
Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, который образуется при электролизе водного раствора этого вещества:
I вариант
II вариант
на катоде
на аноде
формула вещества продукт электролиза а
AuCl3 1
алюминий б
RbOH 2
рубидий в
Hg(NO3)2 3
золото г
AlCl3 4
водород д
CuCl2 5
медь е
H2O 6
кислород ж
KCl 7
ртуть з
CuSO4 8
хлор
Ответы
на катоде: а б в г д е ж з 3 4 7 4 5 4 4 5 на аноде: а б в г д е ж з 8 6 6 8 8 6 8 6
Учитель: Масса полученного на электроде вещества определяется на основании закона Фарадея следующим математическим выражением:
m = M*I*t/ n*F,
где M - молярная масса данного вещества, образовавшегося в результате электролиза, I - сила тока, пропущенного через вещество или смесь веществ (раствор, расплав), t - время, в течение которого проводился электролиз, F - постоянная Фарадея, n - число участвующих в процессе электронов, которое при достаточно больших значениях силы тока равно абсолютной величине заряда иона (и его противоиона), принявшего непосредственное участие в электролизе (окисленного или восстановленного).
Задача. Определите время, необходимое для осаждения на катоде 6,4 г меди при пропускании постоянного тока силой 5,36 А через водный раствор сульфата меди (II).
Решение:
t = m*n*F / M*I,
t = 6,4 * 2* 26,8 / 64 * 5,36 = 1 ч.
Ответ: 1 час.
Подведение итогов.
Учитель: Спасибо за урок.
Оценивается участие учащихся в проведении урока.
Список литературы
- Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия. Основы общей химии. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень – М.:Просвещение, 2009.
- И.Г.Хомченко “Сборник задач и упражнений по химии для средней школы”, М., “Новая волна”, 2002.
- Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков “Начала химии”, М., “Экзамен”, 2000.
- Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский “Физика” 10 кл., М., Просвещение, 2008.
- Н.Л.Глинка “Общая химия”, М., “Интеграл – пресс”, 2005, с.281-286.
- ЕГЭ, Химия. Типовые тестовые задания. Ю.Н.Медведев, М., изд-во “Экзамен”, 2007-2010.
- Энциклопедический словарь юного химика, М., изд-во “Педагогика”, 1982, с.77, 78.