Вид: Экологическое воспитание.
Возраст: Средняя группа.
Программное содержание: Познакомить детей с природой, учить отличать леса, луга, болота, моря, пустыни друг от друга. Закрепить знания детей об особенностях внешнего вида черепахи, способах передвижения, питания. Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, желание ухаживать за черепахой.
Продолжать учить детей лепить черепаху, используя природный материал. Передавать в лепке характерные особенности внешнего вида черепахи. Закреплять приемы лепки - скатывание, раскатывание и присоединение частей. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество.
Словарная работа: Пустыня, панцирь, террариум.
Оборудование: Макет пустыни, кактусы, скорлупа грецкого ореха, пластилин, салфетки, клеенки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, все мы живем на планете Земля. Нас окружает природа. В природе живет очень много разных животных, птиц, насекомых. У каждого вида есть своя среда обитания, свой "дом". Какие "дома природы" вы знаете?
Дети: "Дома природы" - это лес, степь, болото, речка, море, пустыня.
Воспитатель: А чем один "дом" отличается от другого?
Дети: В одних жарко, в других тепло, а в-третьих холодно.
Воспитатель: Правильно. Холодно в Северных морях, тепло в степях, а жарко в пустыне. В каждом "доме" обитают свои виды животных. Например, в пустыне очень жарко, дожди бывают редко. Кто живет в пустыне?
Дети: В пустыне много песка, там живут верблюды, черепахи.
Воспитатель: А в пустыне есть растения? Какие?
Дети: Кактусы, небольшие кустарники.
Воспитатель: Правильно. В пустыне растут кактусы, верблюжья колючка [рисунок1]. А сейчас мы с вами отправимся в воображаемое путешествие в пустыню. На чем мы можем поехать?
Рис. 1
Дети: На машине, на автобусе, на корабле, на самолете.
Воспитатель: Мы полетим на самолете. Как самолет заводит мотор? А как он летит?
Физкультминутка. Приготовили руки - это наши пропеллеры. Заводим мотор (ррррррр), полетели (уууууу).
Воспитатель: Вот мы прилетели в пустыню. Ребята, а где наш самолет совершил посадку?
Дети: На специальной площадке.
Воспитатель: Да, самолет совершает посадку в специальном месте, которое называется аэродром, потому что нельзя загрязнять окружающую среду. А теперь послушайте загадку.
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним не зная страха
Гуляет :.
Дети: Черепаха.
Воспитатель: Правильно. На свете очень много разных черепах - больших и маленьких. А вот и наша знакомая черепаха - смотрите, как уверенно она ползет по песку. Давайте ее рассмотрим. Какие у нее части тела?
Дети: Голова, лапы, хвост, панцирь.
Воспитатель: Лапки у нее какие?
Дети: Короткие, вывернутые.
Воспитатель: А почему у нее такие лапки?
Дети: Чтобы удобнее было ползать.
Воспитатель: У черепахи своеобразный рот, напоминающий клюв. Им удобно захватывать пищу. Что любит есть черепаха?
Дети: Капусту, морковь, огурцы, яблоки, одуванчики, траву.
Воспитатель: Правильно, молодцы, дети. Давайте потрогаем кожу на голове черепахи. Какая она?
Дети: Мягкая, нежная.
Воспитатель: А лапки?
Дети: Твердые, грубые.
Воспитатель: Почему такая разница?
Дети: Чтобы не поранить и не обжечь нежную кожу.
Воспитатель: Попробуйте погладить панцирь черепахи, только очень осторожно, чтобы не напугать ее. Какой он на ощупь? Для чего ей такой панцирь?
Дети: Твердый, прочный, надежный. Панцирь - это защита от врагов. Если черепаху напугать, она прячется в панцирь.
Воспитатель: Панцирь состоит из отдельных щитков, на которых есть годичные кольца, по ним можно определить возраст черепахи. Давайте посчитаем, сколько лет нашей черепахе (считаем). Мы нашей черепахе принесли угощение. Давайте ее покормим и посмотрим, как она ест.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, когда черепаха чувствует себя хорошо?
Дети: Когда для нее созданы хорошие условия, когда о ней заботятся, кормят ее [рисунок 2].
Рис. 2
Физкультминутка. Игра "Быстрый заяц и большая черепаха".
Ход игры
Жил когда-то заяц - это такой зверек вроде кролика (поставьте указательные пальцы над головой, изобразив ушки зайца), и большая-пребольшая черепаха - как маленькая, но совсем большая (согните руки и опуститесь на четвереньки).
Заяц бегал очень-очень быстро. (Согните руки и быстро по очереди выставляйте вперед кулаки). А черепаха бегала очень-очень медленно. (Медленно, по очереди двигайте согнутыми руками, выставляя вперед кулаки).
Однажды заяц сказал черепахе: "Давай побежим наперегонки!" (Поставьте руки рупором, как бы имитируя спортивную команду).
На старт: внимание: марш! (Поставьте указательный и большой пальцы в положение "ружье вверх", при слове "марш" поверните руку указательным пальцем вперед).
Вот бежит заяц. (Быстро перебирайте кулаками). А вот ползет черепаха. (Медленно перебирайте кулаками).
Вдруг заяц остановился. Он посмотрел вокруг, но не увидел большую черепаху. (Поставьте руку надо лбом козырьком, как бы пытаясь разглядеть, где черепаха).
И заяц решил вздремнуть под деревом. (Закройте глаза и притворитесь, что спите, можно даже похрапеть). И вдруг: он проснулся. Он сказал: "Я забыл про соревнования! Лучше мне поторопиться!" (Быстро перебирайте кулаками).
А большая черепаха тем временем, ни разу не останавливаясь, все шла вперед. (Медленно перебирайте кулаками). Большая черепаха выиграла соревнование и пришла первой. (Сожмите руки над головой, как это делают чемпионы).
Заяц ужасно рассердился. (Сделайте злое лицо и положите руки на бедра). А большая черепаха была очень счастлива. (Гордое, улыбающееся лицо).
Можно рассказать сказку еще раз, задавая детям вопросы, а они должны отвечать и движениями показывать, что происходит.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь еще одна маленькая пустыня, что вы здесь видите?
Дети: Песок, кактусы и одну черепаху.
Воспитатель: Дети, черепаха в этой пустыне одна, ей скучно, не с кем гулять, играть. Давайте мы ей поможем - сделаем много разных черепах. Возьмем скорлупки грецкого ореха, сделаем разных черепах и опустим их в террариум с песком. Что есть у черепахи?
Дети: Голова, хвост, четыре лапы, панцирь.
Воспитатель: Панцирем у нас будет скорлупа грецкого ореха. Посмотрите, она очень похожа на панцирь черепахи. А дальше что мы будем делать?
Дети: Голову, лапки.
Воспитатель: Какой они формы?
Дети: Овальные.
Воспитатель: Сделаем длинную "палочку" из пластилина, разделим ее на четыре части - это лапки, шея с головой подлиней, а хвост короткий и остренький. Остается все эти части прикрепить к панцирю-скорлупе (показывает процесс, удостоверяется, что все дети поняли задачу). Начинаем работать.
Во время работы Воспитатель подходит индивидуально к каждому ребенку.
Воспитатель: Закончили работу, давайте рассмотрим ваших черепах. Как много разных черепах получилось! Куда мы выпустим наших черепах?
Дети: В террариум, на песок.
Воспитатель: Правильно, чтобы они там жили и радовали нас. С ними можно будет играть?
Дети: Да.
Воспитатель: А с живыми можно играть?
Дети: Нет, только наблюдать [рисунок 3].
Рис. 3
Воспитатель: Их нельзя поднимать и бросать. За черепахами можно только наблюдать, ухаживать, кормить. Необходимо относиться к ним бережно.