Задачи:
- дифференцировать звуки Ш-Ж в слогах, словах, фразах;
- учить воспринимать и воспроизводить интонацию и логическое ударение в речи;
- учить воспринимать речевой материал разговорной и шёпотной громкости с "живого" голоса и записанного на эл. носитель со ЗУА, без ЗУА;
- развивать навык самоконтроля за собственной речью и речью товарища; развивать память, словесно-логическое мышление;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: карточка с речевым материалом для "маленького учителя"; таблички с речевым материалом; схема маршрута, выполненная в программе Power Point; ребусы, выполненные в программе Power Point; отрывки из сказок "Журавль и цапля", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", "Спящая царевна", записанные на эл.носителе; маркеры; фишки.
Предварительная работа: прослушивание и чтение отрывка из сказки "Журавль и цапля", расстановка пауз, знаков орфоэпии, определение интонации.
Ход занятия
1. Организация начала урока.
Педагог предлагает детям поздороваться с гостями. Затем выбирает "маленького учителя" (маленький учитель по карточке задаёт вопросы)
Карточка:
- Как ты слышишь?
- Ты приехала в школу на школьном автобусе?
- Какое у тебя сегодня настроение?
2. Игровая мотивация
Педагог сообщает детям, что сегодня по интернету пришло письмо с просьбой о помощи. Дети читают письмо. (Показать детям электронное письмо с маршрутом. Содержание письма "Девочки, помогите Снегурочке! Она у Кощея в плену. Чтобы прийти в царство Кощея, вам надо справиться с ловушками, которые расставили Баба-Яга, Кикимора, дикий кот Матвей, Леший. Изучите карту с ловушками. И помните, если вы не справитесь с заданиями и не будете говорить хорошо, то вы не найдёте Снегурочку. Дед Мороз") (Презентация, слайд №1)
- Ну, что, поможем Снегурочке?
3. Формирование произношения
У нас на пути топкое болото. Здесь живёт Кикимора. Топкое болото можно пройти по кочкам, а на каждой кочке ловушка.
1 ловушка. (дети стоят)
Педагог сообщает детям, что они будут говорить звуки Ж-Ш. Ребята слушают и повторяют слоги, соблюдая правило, если слышишь звук Ш - поднимешь правую руку, если слышишь звук Ж - поднимаешь левую руку.
УШ, ЖУ, РЖА, ШКА (Презентация, слайд № 2)
2 ловушка (дети сидят у компьютера)
Разгадайте ребусы (Презентация, слайд № 3-5 )
3 ловушка (дети сидят у компьютера)
Исправь предложение. (Презентация, слайд № 6)
Дети слушают предложение, в котором нарушен порядок слов.
Учился в лицее Александр Пушкин.
Чтобы обнять поэта Державин поднялся с кресла.
- Подчеркни грамматическую основу в предложении.
4 ловушка (дети сидят)
Выразительное чтение отрывка из сказки. (Презентация, слайд № 7)
Перед учениками отрывок из сказки "Журавль и цапля": Пошёл журавль - тяп, тяп! Семь вёрст болото месил; приходит и говорит: "Дома ли цапля?" - "Дома". - "Выдь за меня замуж". - "Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!" Журавль, как несолоно похлебал, ушёл домой.
- Что такое главные слова? Это слова главные по смыслу, мы их говорим громче и протяжнее. Слушайте отрывок из сказки (с электронного носителя), подчеркните главные слова.
- Назовите главные слова.
- Будем читать этот отрывок по ролям.
- Что мы делали?
- Молодцы! Справились с заданием! Вы прошли топкое болото.
4. Развитие слухового восприятия
Мы подошли к избушке Бабы-Яги. Посмотрим, какие ловушки приготовила она.
ловушка (дети сидят и встают по очереди и задают друг другу вопросы с рабочего расстояния)
- Зульфия, спроси у Леры, какая тема урока?
- Лера, спроси у Зульфии, названия, каких профессий работников школы она знает.
- Зульфия, попроси Леру повторить фразу, но Пушкин писал стихи лучше всех.
- Лера, спроси у Зульфии, какие бывают сказки? (бытовые, волшебные, о животных)
Теперь нам надо справиться с заданиями Лешего.
1 ловушка (дети сидят) (Презентация, слайд № 8)
- Отгадайте, из какой сказки отрывок. (Восприятие отрывка с электронного носителя)
- Кто написал эти сказки?
Молодцы! Справились с заданием!
ловушка (дети сидят)
Ответьте на вопросы.
- Где учился Пушкин?
- Кто такой Державин?
- Когда Пушкин писал стихи?
- Дополни предложение. Державин сидел .............. сонными глазами.
Молодцы! Справились с заданием!
Теперь у нас на пути синее-синее море. (Дети стоят перед мольбертом)
Чтобы его переплыть море, надо снять аппараты и написать слуховой диктант.
Словарь: подлежащее, Эрмитаж, предложение, количество, уборщицы
Затем проверяют слова друг у друга.
Вот мы подошли к дремучему лесу.
В дремучем лесу надо говорить шепотом, чтобы не услышал нас дикий кот Матвей. А для того, чтобы мы справились с этим заданием, нам понадобятся помощники. (Пригласить кого-нибудь из гостей) Речевой материал: Учителя учат нас писать, читать, правильно говорить. Пушкин становился замечательным поэтом. Державин - это великий поэт.
5. Итог занятия.
Вы справились со всеми заданиями и помогли Снегурочке.
- Расскажите, что вы сегодня делали? Лера, спроси у Зульфии, довольна ли она твоей работой на занятии?