Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. в СССР.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений.
Цели и задачи урока:
- актуализировать знания обучающихся о 1930-х гг. в СССР;
- способствовать критическому осмыслению трагической истории нашей страны через судьбы конкретных людей, живущих в ту эпоху;
- развивать умение работать с историческими документами, критически анализировать материал;
- формировать индивидуальный стиль поведения, основанный на лучших качествах педагогов;
- создать условия для выработки обучающимися ценностных установок на неприятие жестокости, уважение своего достоинства и достоинства другого человека.
Методы обучения:
- репродуктивный
- оценки исторических процессов, явлений, событий
- работы с источниками исторической информации
- рефлексивный
Приемы деятельности учителя:
- фронтальная беседа
- персонификация
- работа с документами
Опережающее задание, предварительная работа
- индивидуальное задание: собрать материал о преподавателях педагогического института, необоснованно репрессированных в 1930-е гг.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Именем нашего урока стали строки из стихотворения замечательного поэта XIX века Н. А. Некрасова. Испокон веков на Руси были 3 великих профессии, перед которыми человечество преклоняло колени: Священник, Врач и Учитель. Перед учителем преклонялись, его боготворили. Почему?
- Какую роль учитель играет в обществе?(ответы учащихся)
Учитель подводит итог: От учителя зависит будущее любого общества.
Но не всегда в обществе к учителю относились с должным уважением, были времена, когда педагоги подвергались необоснованным репрессиям.
Наше занятие посвящено политическим репрессиям и сопротивлению несвободе среди педагогов. ВАША ЗАДАЧА: ответить на вопрос: Почему происходили репрессии педагогов, людей, которые воспитывают будущее страны?
Учитель показывает две фотографии из альбома музея, на одной сидят три преподавателя, на другой (точно такой же), их лица закрашены черным цветом.
- Две абсолютно одинаковые фотографии. Как вы понимаете, что это такое?(Ответы учащихся)
Учитель подводит итог: Эти люди были вычеркнуты из жизни, необоснованно репрессированы. И они были педагогами, в центре фотографии - первый ректор института.
- В какой период истории нашей страны это могло произойти?(Ответы учащихся)
Учитель: это относится к 1930-м годам, когда в СССР бушевал шквал репрессий. Тысячи людей в один момент теряли свободу - одну из главных ценностей жизни, которая позволяет человеку чувствовать себя человеком.
Звезды смерти стояли над ними,
И безмолвная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных Марусь.
(А. Ахматова)
Обратимся к истории нашего педагогического института (г.Киров). В годы сталинщины были незаконно арестованы и понесли наказания вплоть до расстрела, по меньшей мере, около 100 преподавателей и студентов института.
Одним из них был первый ректор института Николай Андреевич Дернов.
Николай Андреевич Дернов
Осенью 1917г. в Вятском учительском институте появился новый преподаватель Николай Андреевич Дернов. Окончив Петербургский университет, он получил прекрасное образование в области физики и математики. В декабре 1921г. Дернов был избран первым ректором института. Эту ответственную и хлопотливую должность он занимал до октября 1926г. Николай Андреевич привлек к работе в институте замечательных ученых и преподавателей, исключительно много сделал для укрепления материально-технической базы вуза. В 1926г. Дернов добивается командировки в Германию и Францию на целых 4 месяца для изучения постановки образования в этих странах и для приобретения приборов и литературы.
Дернов лично встречался с Н. К. Крупской по вопросам просвещения.
Николая Андреевича отличали кипучая энергия, инициативность и деловитость, неустанная забота об институте. Расположение преподавателей и студентов к нему было всеобщим.
Затем Дернов занимает должность заместителя директора Воронежского университета, директора Ростовского госуниверситета.
Осенью 1936г. Николая Андреевича вызвали с отчетом в Москву. На совещании ЦК о деятельности Дернова в качестве директора университета было сказано немало хорошего. Казалось бы, все идет нормально:
Но никто в те годы в нашей стране не мог чувствовать себя в безопасности. Уничтожение лучших кадров велось сталинским режимом последовательно, методично. Не избежал этой страшной мясорубки и Николай Андреевич. 15 июля 1937г. Дернов был снят с должности Директора РГУ. В 1938г. он был осужден по 58 статье УК РСФСР к расстрелу. Судом он был признан виновным в том, что являлся участником антисоветской террористической организации и участвовал в подготовке террористических актов в отношении руководителей партии и правительства. Данных о времени приведения приговора в исполнении нет, но обычно расстрел производился в тот же день.
Подверглась гонениям и семья "врага народа", жена была выслана в Казахстан.
17 сентября 1957г. Дернов был посмертно реабилитирован.
- Как вы думаете, за что пострадал Дернов? Почему ему вынесли такой приговор?
- Ответы студентов. (Комплекс декабризма, Дернов побывал за границей, узнал жизнь Запада, был умный, творческий, самостоятельно мыслящий).
Не избежал страшной участи еще один ректор педагогического института Михаил Афанасьевич Елсуков.
Михаил Афанасьевич Елсуков
Был ректором Вятского педагогического института с 1932 по 1936 год. На посту директора ярко проявились его творческие и организаторские способности. Конечно, на него, как говорится, работала эпоха. Но и он сам в полной мере соответствовал эпохе - ее целям, задачам и энтузиазму.
Роковой для него 1936-й год начался благополучно. В феврале он прошел в Москве курсы повышения квалификации, был награжден премией в 2000 рублей за II место в соцсоревновании вузов, получил предложение о переходе на работу в Москву. Однако жизнь распорядилась иначе:
Михаил Афанасьевич был необычайно целеустремленным, деятельным, принципиальным руководителем. Он высоко ценил трудолюбивых и умных людей, терпеть не мог бессовестных, разного рода ловкачей, льстецов, подхалимов, приспособленцев и карьеристов. В решении вопросов, касавшихся деятельности института, всегда исходил из интересов общего дела. К людям подходил без всякой предвзятости и тенденциозности: не считался со своими личными симпатиями и антипатиями, если видел в них честных тружеников, устойчивых и чистых в моральном отношении.
Всех ли мог устраивать такой директор? Конечно, нет. Не удивительно, что в обстановке сталинского террора, наушничества и всеобщей слежки, царивших в стране, Елсуков был оклеветан как "враг народа".
Михаил Афанасьевич был вызван в НКВД, а 1 августа 1936гбыл отстранен от работы. 10 августа в институте прошло партийное собрание, на котором бывшего директора исключили из рядов ВКП(б). "Припомнили" Михаилу Афанасьевичу и надстройку третьего этажа учебного корпуса, мол, "здание не сегодня-завтра обрушится".
11 августа состоялся первый допрос. 28 сентября 1936г. Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР Елсуков был осужден к пребыванию в ИТЛ сроком на 5 лет по 58 статье. Срок ему дали "детский", поскольку ставить ему в вину было просто нечего. В те годы по стране ходил грустный анекдот: "Ты за что 10 лет получил? - Ни за что. - Неправда. "Ни за что" дают 5 лет". Вот эти-то "ни за что" и получил Михаил Афанасьевич.
В октябре 1936г Елсуков был отправлен на Колыму, в 1937г. его вернули в Киров на доследование. Находясь в Кировской тюрьме, он подвергся пыткам. Сослуживец Михаила Афанасьевича Пережогин вспоминал: ":Открывается дверь и в камеру вползает Елсуков. Он так избит, что не может ходить. Мы положили его на нары. На нем была красная рубаха, порванная, вся в крови. От побоев у него сильно болел желудок. Он не мог есть черный хлеб, который нам давали. Он клал куски хлеба на батарею парового отопления, чтобы подсушивать их, но охранник с матерной бранью сбрасывал хлеб на пол и топтал ногами".
С дополнительным следствием было закончено, и Елсуков снова поехал в лагерь. В 1940-м году от Михаила Афанасьевича было целых 6 писем, он жил верой в скорое освобождение. Но в 1941г. писем от него уже не было. Первое, что сказала мать, узнав о начавшейся войне, было: "Значит, Михаил не вернется. Больше мы его не увидим".
В октябре 1956г. Президиум Кировского областного суда пересмотрел дело по обвинению Елсукова. Постановление Особого Совещания при НКВД было отменено.
У Михаила Александровича осталось трое детей: одиннадцатилетний сын Виктор и две дочери семи и девяти лет, Ираида и Лида. Все дети унаследовали профессию родителей, стали педагогами. То есть они не побоялись продолжить дело своих родителей, несмотря на необоснованные репрессии против отца.
Не все погибли в этом аду. Посчастливилось остаться в живых Никанору Федоровичу Пережогину.
Никанор Федорович Пережогин
Закончил 3 класса сельской школы, затем учился на рабфаке института. В 1931г. Пережогин был зачислен в состав студентов на факультет естествознания. В 1935г он оканчивает институт и переходит на работу помощником директора по вечернему институту.
Сохранились воспоминания его жены:
"В один из мартовских дней 1938г. Пережогин шел на работу. К нему подъехала машина, и сидящий в ней мужчина сказал: "Садись, Пережогин, подвезем". Прошел день, прошла ночь. Муж домой не появлялся. Не было его и в институте. Я начала разыскивать, обращалась в милицию, больницы, морг. Наконец, узнала, что Никанор арестован как враг народа".
Как рассказывал Никанор Федорович после освобождения, его посадили в одну камеру с уголовниками, руками которых пытали "политических". Допросы велись по ночам, когда сопротивление заключенных ослабевало. Устраивали так называемые "беспрерывки". Заключенных изматывали физически и морально: ругали нецензурными словами, избивали, читали фиктивные письма, якобы написанные родственниками, что они отказываются от "врагов народа". Основным вопросом было: "Кого завербовал? Признайся!" и побои, побои, побои:
Пережогина обвиняли за связь с директором института Елсуковым. Конечно, они общались с ним на работе.
Во время допросов не разрешалось садиться, и Пережогину было мучительно тяжело стоять часами на одной ноге (у него с раннего детства из-за болезни не действовала одна нога). Но он проявлял большое мужество в застенках, не изменил своим убеждениям, никого не выдал.
Нужных показателей следователям Пережогин не давал - его перевели в одиночную камеру и сообщили, что он приговорен к расстрелу. Настали еще более тяжкие дни. Угнетенное состояние, голод, давали по кружке воды в день. Ослабло здоровье, путались мысли. Наконец свершилось чудо: вызвали на допрос и объявили об освобождении. Новый нарком НКВД создавал видимость либерализации:
Первое, что сказал при встрече с женой, что он все выдержал и никого не предал.
Его восстановили в институте. В 1943г он становится директором детского дома, эвакуированного из-под Ленинграда.
Необоснованно репрессирован и погиб в заключении Бухаревич Степан Георгиевич, кандидат географических наук.
Необоснованно репрессирован, находился в заключении с 1937 по 1945гг. профессор Милин.
Гольцмайер, зав. кафедрой иностранных языков, необоснованно репрессирован, погиб в заключении.
Дважды был репрессирован в 1938г и в 1946г. начальник кафедры военного дела Глухарев Николай Павлович.
Снежный ком политических репрессий возрастал с угрожающей скоростью. Забирали родных, близких, сослуживцев, соседей.
- Почему?(Ответы учащихся)
Работа с документами и материалами музея или историческими источниками по данной теме.
На учебное занятие можно пригласить людей, чьи судьбы связаны с трагическими событиями 1930-хгг (дети репрессированных).