Урок вежливости

Разделы: Начальная школа


Цели: знакомство с вежливыми словами; убедить учащихся жить применяя правила вежливости, обосновать принятые в общении правила; анализировать свои поступки; делать выводы.

Ход урока

1. Мобилизующее начало урока.

а) Приветствие гостей. Подарите им самую добрую улыбку.

б) Психологический настрой:

 “В бесконечном потоке жизни, частицей, которой я являюсь, все прекрасно, цельно, совершенно. Мой разум – мой лучший друг и помощник. У меня сегодня все получится. Я желаю, вам, добра, все желают мне добра. Если кому-нибудь будет трудно я помогу.”
(Массаж по Уманской.)

2. Введение в тему.

Учитель:

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно то, как на грех
Говорится чаще всех
Это слово ходит следом
За подарком ,за обедом
Это слово говорят,
Если вас, благодарят.

– Подумайте, какое слово потеряла Маша?
– Почему вы так решили?
– Приходилось ли вам терять такие слова?
– Какой человек говорит их?
– Сегодня вам, предстоит не только найти слова вежливого человека, но и составить правила вежливости.

3. Новая тема.

1-я группа. – Когда человеку бывает тревожно в классе (не знает урока, его обижают, обзывают, он злой, ни с кем не дружит, не помогает никому, когда он жадина). Что надо делать?

2-я группа. – Что надо делать, чтобы каждому ученику в классе было хорошо, уютно? (Быть вежливым, добрым по отношению друг к другу.)

3-я группа. – Каким должен быть человек, чтобы дарить радость окружающим?

(На доске: “ Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть”.)

– Можно ли обойтись без вежливых слов? (Проблемная ситуация.)
– Какое отношение у окружающих складывается к человеку, который не стесняется говорить вежливые слова? (Уважительное.)
– Какого человека уважают в обществе, того, кто только вежливо разговаривает, или того, кто вежливо поступает?
– Послушайте стихотворение и постарайтесь объяснить, почему мальчик не говорил вежливые слова?

  1. Друзья, вот вам на всякий случай
    Стихи о школьнике одном
    Его зовут….,а впрочем лучше
    Мы здесь его назовем.
  2. “Спасибо”, “здравствуйте”, “простите”
    Произносить он не привык
    Простого слова “ИЗВИНИТЕ”
    Не одолел его язык.
  3. Ему бывает часто лень
    Сказать при встрече: “Добрый день!”
    Казалось бы, простое слово
    А он стесняется молчит,
    И в лучшем случае “здорово”
    Он вместо “здравствуйте” бубнит.
  4. И даже вместо “ до свидания”
    Не говорит он ничего
    Или заявит на прощание:
    “ Ну, я пошел. Пока! Всего!”.

– Что бы вы посоветовали этому мальчику?
– Как ему вылечиться?
– Может, кто-то узнал в нем себя?

Тренировочные упражнения.

  1. Посмотреть в зеркало, сказать самому себе с ласковой улыбкой вежливое слово.
  2. Также сказать вежливое слово друг другу.
  3. Протянем ниточку вежливых слов и пожеланий (клубок ниток протягивают по группам с вежливыми словами, затем сматывают с пожеланиями).
  4. Сидеть расслаблено. В голове сосредоточить внимание на самых нежных и ласковых словах, которые вы бы могли сказать родным и близким. Вслух слова вежливого человека.
  5. Упражнения для глаз. (Вращение с закрытыми глазами, приложить ладони к глазам, центр ладони к центру глаза, передать тепло; “ солнышко” с открытыми глазами, перевод взгляда по протянутой руке.)
  6. Обведение фигур глазами с помощью лазера.
  7. Динамическая пауза (по стрелке на плакате) движение под музыку.
  8. Цифры в углах стен (повороты головы).
  9. Найти картинку с цифрой, на которой изображена ситуация и её можно разыграть сценкой вежливого человека.
  10. Разыгрывание сценки “На катке”. (1-я группа.)
  11. Как вежливый человек попросит книгу у приятеля. (2-я группа.)
  12. Как тактично объяснить другу, что он не прав. (3-я группа.)

4. Работа по учебнику (стр.55, 2-я группа).

1. Чтение по ролям 2-х сценок (по 2 человека).

– Как нужно разговаривать по телефону ?

(1 чел. – правила вежливого разговора по телефону.)

2. Сценка.

– У кого можно научиться вежливым словам и поступкам?
– Вот о каком странном папе рассказал попугай Илья (с. 56). – 2 чел., по очереди по абзацам.
– Как вы объясните странное поведение папы ? (Рисунок на доске.)
– Наверное, вы все согласитесь с героем стихотворения Погореловского “ Попробуй волшебником стать”, который говорит:

“Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие-
Честное слово”.

– Можно ли папу из рассказа попугая Ильи назвать волшебником? Почему?
– Хотите ли вы стать волшебником?
– Для этого, как можно чаще произносите вежливые слова с приятным выражением на лице.
– Но достаточно ли знать волшебные слова, чтобы дарить людям радость?

(Нужны вежливые поступки.)

5. Работа по выставке рисунков (2–3 человека об изображенных ситуациях).

6. Выведение правил вежливости.

Задача 1. По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книжки и 1 большой сверток. Одна из книг упала. “ У вас упала книга”– закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве ?”– удивился тот. “Конечно”– объяснил мальчик – у вас же было 3 книги, плюс 1 портфель, плюс 1 пакет, итого 5 вещей, а теперь осталось 4.

“ Я вижу , ты хорошо знаешь вычитание и сложение,– сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу – однако есть правила, которых ты еще не усвоил.

– Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

Задача 2. Перед дверями класса стоят 3 мальчика, 2 девочки и 1 учительница.

– В каком порядке они должны войти в класс? Почему?
– Постарайтесь сообща в группах придумать (составить) и принять правила вежливости. (Работа по группам.)

Чтение правил вслух по группам. Обсуждение.

Учитель:

– Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними, придумывать клички своим товарищам, унижать и оскорблять больного.
Ученые и врачи попытались ответить на вопрос: “ Влияют ли грубость, насмешки, оскорбление на здоровье человека?”. Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые серьезные последствия. Когда школьнику приходится переживать боль и унижение, вызванные грубостью его товарищей, это сохраняется в его памяти на долгие годы. Пережитая обида делает ребят замкнутыми недоверчивыми к словам и поступкам своих товарищей, а порой рождает неустойчивую психику. (Снятие напряжения “Лошадки-тренажёры” – на сиденьях.)
– Как вы думаете, где лучше всего снять психическое напряжение, усталость, неприятные ощущения? (На природе, закройте глаза.)
– Окунитесь в мир природы Хакасии. Представьте себе, что вас окружают высокие белоствольные березы, вековые кедры, ели. Вы идёте по шелковистой зеленой траве, она мягко ласкает ваши ноги, вы наслаждаетесь чистым, свежим воздухом. Вам дышится легко, свободно, глубоко. Птицы перелетают с ветки на ветку, поют вам радостные песни. Вы наслаждаетесь их пением.
– Морской берег. Вы лежите на берегу, а волны мягко касаются ваших ног, рук. Вы входите в воду и наслаждаетесь тёплых прикосновением морской воды.
– Подвигайте руками, поплавайте. Очень легко и приятно на душе.
– Просыпайтесь.
– Передайте свои ощущения.

Снятия напряжения.

  1. Релаксация (под музыку).
  2. Дыхание по треугольнику.
  3. Точечный массаж (молча).

Массаж пальцев.

Палец толстый и большой
В лес за сливками пошел
Указательный с порога,
Указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий
Он сбивает сливы с ветки
Безымянный поедает
А мизинчик – господинчик
В землю косточки кидает.

7. Закрепление.

Задание по группам, найти, снять и прикрепить к доске:

1-я группа – вежливые слова (дополнить устно).

2-я группа – пословицы о вежливости (дополнить устно).

3-я группа – правила вежливости (дополнить устно).

(Чтение вслух – по 1 от каждой группы.)

8. Итог урока.

– О чём говорили на уроке?
– Почему приятнее быть вежливым человеком?
– Хорошо ли вам было на уроке?
– Какое настроение?

Оценивание (по группам, обсуждают с капитаном).

– Желаю, вам, ребята овладеть по– настоящему волшебными словами, выработать в себе лучшие качества, быть физически и морально здоровыми, стать настоящими волшебниками.
– Дарю, вам, своё сердце! Будьте здоровы!

9. Домашнее задание.

1-я группа – дополнить правила вежливости.

2-я группа – составить сценку вежливого разговора.

3-я группа – чему моги бы вы научиться у родителей.

– Попрощайтесь с гостями. Подарите им тоже всем хорошее настроение и крепкого здоровья. Сюрпризы.

Массаж по Уманской.

Руки наши мы помоем
Разогреем ,разотрем.
Массаж точек по Уманской
Мы старательно начнем .
Посмотрите наше тело;
Это целая страна
Состоит оно из клеток,
Клетка– это города.
Если клетка заболела
Шлет она сигналы смело.
И на теле от звоночков
Появляются. Кружочки.
Девочки и мальчики
Приготовьте пальчики
Кашель, насморк и отит
Лечит пальчик Айболит
Каждый город сторожит
Клетка крови– лимфоцит,
И у каждой, мой дружок,
Есть на теле свой звонок.
Девять раз вращаем влево,
Удирает вирус смело,
Девять раз вращаем вправо,
Удирает вирус, браво.
Ты, дружок, не зевай
Клеткам смело помогай!
Память, зрение, интеллекты
Восстановим мы на век.
Ты про них не забывай
И массажем помогай,
За ухом, ямочки найдем
В казелки ушей нажмем
Будем слух свой улучшать
Канцерогены выгонять.
Чтоб повысить настроенье,
Тонус жизненный поднять
Мы до боли с наслажденьем
Будем точки нажимать.