Цель урока:
- Создать условия для выработки у учащихся навыков определения массы тела и его объема по плотности вещества, из которого изготовлено тело, вывода основных соотношений и выработать навыки решения задач по нахождению массы, объема и плотности тел.
- Способствовать: развитию самостоятельности логического мышления, формированию вариативности мышления, умению анализировать и обобщать изученный материал, делать выводы, развитию памяти.
- Способствовать: формированию умения работать в группах, коммуникабельности, развивать навыки общения.
Тип урока: решение задач.
Оборудование:
- Весы учебные, гири, цилиндр измерительный (мензурка) с водой, тело неправильной формы из пластилина на нити, картофель;
- Карточки: “Масса, объем и плотность”, карточки с экспериментальными задачами.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.
– отметка учащихся по списку;
– готовность к уроку (наличие школьных принадлежностей).
2. Вступительное слово учителя:
– запишите число, тему урока и д/з в дневники;
– цель нашего урока научиться рассчитывать массу и объем тела по его плотности.
II. Актуализация знаний учащихся:
1) Беседа по вопросам для проверки усвоения материала:
- Что называют плотностью вещества?
(Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему.) - Что называют массой тела?
(Масса тела – это физическая величина, которая характеризует его инертность.) - Что называют объемом тела?
(Объем тела – это физическая величина, которая равна произведению длины, ширины и высоты тела.)
2) Письменная работа в тетрадях и на доске.
- Назовите дополнительную единицу измерения объема жидкостей – 1 л.
- Выразите единицы объема в СИ. (Условие показано на интерактивной доске.)
Стандартные:
1л = 0,001м3;
1см3 = 0,000001м3;
1мл = 0,001л = 1см3.
Выразите:
0,2л = 0,0002м3;
100л = 0,1м3;
20см3 = 0,00002м3;
2см3 = 0,000002м3.
- Выразите единицы массы в СИ.
Стандартные:
1кг = 1000г;
1г = 0,001кг;
1т = 1000кг.
Выразите:
240г = 0,24кг;
3г = 0,003кг;
14г = 0,014кг;
240т = 240000кг;
3т = 3000кг;
14т = 14000кг.
3) Индивидуальная работа по карточкам “Масса, объем и плотность”. (Приложение)
III. Решение экспериментальных задач.
Работа в группах по 5–6 человек:
- Вступительное слово учителя: чтобы решить любую задачу нам потребуется знание формул, умение пользоваться рычажными весами, измерительным цилиндром (мензуркой), взаимоуважение и взаимопомощь, постарайтесь распределить обязанности, т.к. оценка каждого будет зависеть от слаженности работы группы. Желаю вам успеха.
- Группы получают приборы материалы: весы учебные, гири, цилиндр измерительный (мензурка) с водой, картофелины средней формы, тела неправильной формы из пластилина на нити; карточки с экспериментальными задачами, (Для каждой группы карточки с данными для данных тел).
______________________________________________________________________________________
Экспериментальная задача № 1. Вычислите массу тела по его плотности и объему.
Приборы материалы: весы учебные, гири, цилиндр измерительный (мензурка) с водой, картофель, таблица.
Вещество | Плотность вещества p, г/см3 |
Объем тела V, см3 |
Масса тела m, г |
|
Полученная экспериментально | Вычисленная по формуле | |||
картофель | 0,67 | 48 |
Порядок выполнения работы
- Измерьте массу тела при помощи весов. Результат запишите в таблицу.
- Проверьте результат измерения массы тела. Вычислите массу тела по формуле, используя данные таблицы (запись оформите в виде решения задачи в тетрадях). Результат запишите в таблицу.
- Объясните, возможную разницу, полученную при вычислении и измерении.
_______________________________________________________________________________________
Экспериментальная задача № 2. Вычислите объем тела по его плотности и массе.
Приборы материалы: весы учебные, гири, цилиндр измерительный (мензурка) с водой, тело неправильной формы из пластилина на нити, таблица.
Вещество | Плотность вещества p, г/см3 |
Объем тела V, см3 |
Масса тела m, г |
|
Получено экспериментально | Вычислено по формуле | |||
пластилин | 1,4 | 16,2 |
Порядок выполнения работы:
- Измерьте объем тела при помощи измерительного цилиндра. Результат запишите в таблицу.
- Проверьте результат измерения объема тела. Вычислите объем тела по формуле, используя данные таблицы (запись оформите в виде решения задачи в тетрадях). Результат запишите в таблицу.
- Объясните, возможную разницу, полученную при вычислении и измерении.
_______________________________________________________________________________________
IV. Спасибо за урок. Все группы успешно справились. Молодцы!
Домашнее задание. §22, Упр. 8 (1-2).
Подведение итогов урока. Выставление оценок. Комментарий д/з.