Поражение головного мозга на ранних этапах онтогенеза оказывает самое неблагоприятное влияние на психическое развитие детей и их способность к обучению.
Среди исходов легких перинатальных поражений нервной системы следует выделить минимальную мозговую дисфункцию (ММД), представляющую собой, по мнению Л.О. Бадаляна, сборную группу различных по причине, механизмам развития и клиническим проявлениям патологических состояний.
В настоящее время в связи с высокой распространенностью в детской популяции из группы ММД был выделен в отдельную нозологическую единицу синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Это расстройство представляет собой набор симптомов, характеризующихся способностью удерживать внимание лишь на короткий период из-за невозможности сосредоточиться, импульсивности и гиперактивности. Возникновению расстройства в виде синдрома дефицита внимания с гиперактивностью могут способствовать небольшие легкие нарушения со стороны мозга в связи с нарушением циркуляции, токсичностью или механическим повреждением центральной нервной системы (ЦНС) в течение пренатального и перинатального периодов, вовлечением генетических механизмов в этиологию расстройства, а также инфекциями и травмами в раннем возрасте.
Недоношенность, морфофункциональная незрелость, гипоксичекая энцефалопатия, физические и эмоциональные травмы матери во время беременности, преждевременные роды, а также недостаточный вес ребенка обуславливают риск появления поведенческих проблем, трудностей в обучении и нарушения эмоционального состояния, повышенной активности.
На современном этапе исследователями рассматриваются три основные группы факторов, детермирующих развитие СДВГ: раннее повреждение ЦНС, связанное с негативным влиянием на развивающий мозг различных форм патологии течения беременности и родов, генетические факторы и социальные факторы.
Проявления СДВГ могут быть распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности, симптомы статико-локомоторной недостаточности, социальная дезадаптация.
Особенно частыми у детей с СДВГ бывают речевые нарушения: общее недоразвитие речи (ОНР), задержка психического развития (ЗПР) недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, излишне замедленная речь или, наоборот, взрывчатость, нарушения голоса и речевого дыхания. Все эти нарушения обусловливают ущербность звукопроизносительной стороны речи, ее фонации, ограниченность словаря и синтаксиса, недостаточность семантики. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) являются основным контингентом логопедических групп.
Комплекс игр и упражнений по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Длительность игрового занятия составляет 30–50 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В комплекс вошли упражнения направленные на развитие внимания, памяти, мышления, координации движения, релаксацию, эмоционально-волевую и личностную сферу.
Занятие № 1.
Коррекционные задачи:
– раскрепощение участников;
– объединение их в группу;
– развивать произвольное внимание, координацию движений, совершенствовать
восприятие формы.
1. Игра-приветствие “Волшебный Клубочек”.
2. Игра “ Иголочка и ниточка”.
Участники игры становятся друг за другом. Первый – “иголочка” двигается, меняя
направление. Остальные – за ним, стараясь не отставать.
3. Игра “ Узнай фигуру”.
Разные геометрические фигуры разложены по залу. По сигналу дети произвольно
перемещаются по залу, выполняя различные движения. После того как ведущий
называет одну из фигур, например: “Квадрат”, дети должны быстро построиться
вокруг этой фигуры.
4. Игра “Колечко”.
Дети стоят в кругу, а водящий внутри круга. Он держит в ладонях колечко, которое
незаметно пытается передать кому-то из детей. Дети внимательно следят за
действиями водящего и своих товарищей. По сигналу водящего: “Колечко, колечко,
выйди на крылечко!” – ребенок с колечком выбегает в центр круга и становится
водящим. Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают в круг, а
игру продолжает прежний водящий.
5. Игра “Четыре стихии”.
Дети сидят в круге. Ведущий договаривается с детьми, если он скажет слово
“Земля” – все опускают руки вниз, “Вода” – вытянуты руки вперед, “ воздух”–
поднять руки вверх, “Огонь”– повернуться вокруг себя.
6. Игра с правилами “Смелые мышки”.
Выбирается водящий – “кот”, остальные дети – “мышки”. “Кот” стоит (сидит) и
наблюдает за “мышками”. С началом стихотворного текста “мышки” направляются к
домику “кота”.
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час
Раз-два-три-четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон!
Бом-бом-бом-бом!
Убежали мышки вон!”
Мышки, подходя к дому “кота” выполняют движения, соответствующие тексту. Услышав последнее слово, мышки убегают, а “кот” их ловит. Пойманные “мышки” выходят из игры.
7. Игра “Тряпичная кукла и солдат”.
Быстро напрячь мускулы и затем их отпустить – это испытанный и надежный способ
расслабиться. (Фопель К.)
8. Игра “Прощание”.
“Вот и кончилась игра, попрощаться нам пора”. Дети, взявшись за руки, говорят:
“Всем, всем – До свидания! Всем, всем – До новых встреч!”
Занятие № 2.
Коррекционные задачи:
– объединение детей в группу;
– развивать произвольное внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику мышц
рук, совершенствовать восприятие цвета и формы;
– формировать элементы самоконтроля.
1. Игра – приветствие “Волшебный клубочек”.
2. Игра “Летает – не летает”.
Дети сидят в круге. Ведущий называет предметы. Если предмет летает – дети
поднимают руки. Если не летает – руки у детей опущены. Ведущий может сознательно
ошибаться, для формирования самоконтроля у детей.
3. Игра “Запрещенный цвет”.
Геометрические фигуры разного цвета разбросаны по залу. Педагог называет цвет,
например красный, а все играющие должны собрать как можно больше фигур любого
цвета, кроме указанного. Варианты: Запрещен круг красного цвета; Собрать только
зеленые треугольники.
4. Игра “Черепахи”.
Педагог и дети стоят у противоположных стен. По сигналу дети начинают медленное
движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен
останавливаться и спешить. Через 2–3 минуты педагог подает сигнал, по которому
все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.
5. Игра “Зеркало”.
Упражнение выполняется в парах. Один ребенок придумывает и показывает движение,
второй – его повторяет. Затем дети меняются ролями.
6. Игра с правилами “Ловишки с мячом”.
Дети передают по кругу мяч со словами: “Раз, два, три! Мяч скорей бери! Четыре,
пять, шесть! Вот он уже здесь! На слове “здесь” водящий выходит на середину
круга и говорит: “Беги без оглядки, чтоб сверкали пятки!” – бросает мяч в детей.
В кого он попадет, тот выходит из игры.
7. Игра “Паровозик”.
На роль водящего – “паровозика” назначается ребенок по желанию. Остальные дети
выстраиваются друг за другом и передвигаются вместе в направлении, которое
выбирает “паровозик”. Основная задача – следовать друг за другом, не
разъединяясь. Если кто-то из детей отцепляет руки, то “паровозик”
останавливается, “поезд” ремонтируют, а “ сломанный” вагончик отправляется в
“депо”.
8. Игра “Водопад”. Релаксация.
Игра на воображение также поможет детям расслабиться. (Фопель К.)
9. Игра – “Прощание”.
Занятие № 3.
Коррекционные задачи:
– объединение участников,
– развитие устойчивости внимания, моторной и зрительной памяти,
пространственного восприятия, слухо-моторной координации, слухового восприятия,
самоконтроля.
1. Игра-приветствие “Волшебный клубочек”.
2. Игра “Угадай, кто позвал”.
Дети стоят в кругу. Один из играющих в центре круга и закрывает глаза. Педагог
подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет
имя водящего. Педагог: “Угадай, кто позвал тебя”. Ребенок, стоящий в кругу,
называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в
роли отгадывающего.
3. Игра “Найди и промолчи”.
Педагог заранее прячет какой-либо предмет и предлагает детям найти его. Тот, кто
нашел предмет, подходит к педагогу и тихо об это говорит. Когда большинство
детей справится с заданием, отмечают тех, кто оказался самым внимательным и
выдержанным. Вариант: можно спрятать несколько предметов, например флажки
разного цвета.
4. Игра “ У ребят порядок строгий”.
Игроки выстраиваются в колонну по одному, или шеренгу. По команде они начинают
ходить в произвольном порядке по залу, произнося слова:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места;
Так трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!
После этих слов педагог вытягивает правую или левую руку в сторону и командует: “Становись!”. Дети должны быстро построиться на свои места в направлении, указанном педагогом. Варианты:
- После каждого построения порядок расположения игроков изменяется.
- Если педагог вытягивает руку вперед, то дети должны построиться в колонну, если педагог поднимает руку в сторону, дети должны строятся в шеренгу.
5. Игра “Смеяться запрещается”.
Эта хороший способ успокоить возбужденную группу и настроить ее на “рабочую”
обстановку. (Фопель К.)
6. Игра “Вот так позы”.
Участники игры принимают позы, соответствующие определенному виду спорта
(определенной профессии, движению животного и т.д.) Водящий, посмотрев на них,
должен запомнить, воспроизвести их и прокомментировать после того, как все дети
вернутся в исходное положение. Игра может усложняться: водящий повторяет позы
увеличивающегося числа детей. Отмечаются лучшие водящие.
7. Игра ““ДА” и “НЕТ” НЕ ГОВОРИ”.
Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет кому-то из детей, задает
вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов:
“Да”, “Нет”. Чем хитрее вопросы тем интересней игра.
8. Игра “Штанга”. Релаксация.
И.п. Педагог: Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь,
возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело!
Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают
вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают.
9. Игра “Прощание”.
Занятие № 4.
Коррекционные задачи:
– развитие концентрации внимания и произвольности, слухо-моторной координации,
– развитие слуховой памяти и слухового внимания,
– формирование мышления и зрительно-моторной координации, самоконтроля.
1. Игра-приветствие “Волшебный клубочек”.
2. Игра “Паровозик”.
3. Игра “Волшебная цифра”.
Педагог говорит детям, если они будут хорошо знать цифры, то попадут в Страну
Знаний. Для каждого он сообщает волшебную цифру. На коврик вразброс кладутся
цифры по всему залу (по числу участников) Игроки запоминают свою цифру. По
сигналу педагога дети бегут к коврику и ищут свою цифру, затем обегают коврик
справа и возвращаются к месту старта.
4. Игра “Запрещенное движение”.
Дети стоят в кругу. Педагог показывает им движение, которое считается
запрещенным. По команде игроки должны повторять движения педагога, кроме
запрещенного. Вариант: Движения не показывают, а только называют.
5. Игра “Стой!”
Играющие встают в шеренгу на одной стороне зала. На противоположной стороне
спиной к ним стоит водящий. Он громко произносит: “Быстро шагай, смотри не
зевай, стой!” На каждое произносимое слово играющие продвигаются маршевым шагом
вперед (в соответствии с произносимым текстом) На последнем слове все не успел
вовремя остановиться, делает шаг назад. Затем водящий снова произносит текст.
Выигрывает тот, кто успеет пересечь линию финиша прежде, чем водящий скажет
слово “Стой!”.
6. Игра “Телефон”.
Дети сидят в круге. Словесное сообщение передается друг другу, пока оно не
вернется к первому игроку. Сообщение может состоять из одного слова, постепенно
превращаясь в длинное предложение.
7. Игра с правилами “Лохматый пес”.
Выбирается ведущий “пес”. Садится в середину зала, дети встают вокруг него и
движутся по кругу со словами: “Вот сидит лохматый пес, в лапы свой уткнувший
нос. Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит. Пойдем, разбудим,
посмотрим, что будет!” Пес просыпается и ловит ребят.
8. Игра “Ковер-самолет”. Релаксация.
“Мы ложимся на волшебный ковер-самолет и закрываем глазки, ковер плавно и
медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивает.
Ветерок нас нежно обдувает, все отдыхают… Постепенно ковер начинает спускаться и
приземляется в нашей комнате… Потягиваемся, делаем глубокий вдох, выдох ,
открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем”.
9. Игра “Прощание”.
Занятие № 5.
Коррекционные задачи:
– развивать внимание, слуховое восприятие, ориентировку в пространстве,
координацию движений;
– формирование элементов самоконтроля.
1. Игра-приветствие “Волшебный клубочек”.
2. Игра “Колечко”.
3. Игра “Рюкзачок бежит по кругу”.
Дети стоят в круге. Педагог подает сигнал, по которому игроки начинают
передавать рюкзачок друг другу по кругу. По второму сигналу движение
прекращается. Тот, у кого оказался рюкзачок, должен его быстро надеть. Дети
вместе с педагогом ведут счет до тех пор, пока ребенок не наденет рюкзачок.
Отмечаются те дети, которые на надевание рюкзачка затратили меньшее количество
времени.
4. Игра “Холодно-Горячо; Право-Лево”.
Педагог прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа “шаг направо, два
шага вперед, три налево” ведет игрока к цели, помогая ему словами “тепло”,
“горячо”, “Холодно”.
5. Игра “Слушай внимательно”.
Дети идут по кругу и выполняют действия по команде педагога. По команде “Заяц!”–
прыгают на двух ногах; “Гусь!” – идут в приседе; “Лошадь!” – выполняют галоп.
Игроки, допустившие ошибку, выбывают из игры.
6. Игра “Зеркало”.
7. Игра “Черепахи”.
8. Игра “Тряпичная кукла и солдат”. Релаксация.
9. Игра “Прощание”.
Литература:
- Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения.
- Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения дошкольников.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать.