Развитие литературно-творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Вместе с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. К развивающим целям литературного чтения относится развитие художественно-творческих способностей учащихся, формирование у них эстетического отношения к искусству слова. Л.Н.Толстой считал: “ Если ученик в школе не научиться сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений”.

Основой творчества на уроках чтения является воображение; литературное произведение – прежде всего плод воображения. На основе сравнений, обобщений, наблюдений учащиеся начинают постепенно постигать огромный мир литературы. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Проведение уроков с использованием разнообразных упражнений и творческих заданий приводит к более осознанному и прочному усвоению учебного материала, раскрытию и развитию литературно-творческих способностей младших школьников.

На уроках я стараюсь вовлечь детей в игровую творческую деятельность – коллективные игры с нежёсткими, условными, подвижными заданиями, допускающими множество правильных решений, например, игры-этюды “Покажи как”, “Расскажи от имени”, литературные игры – “Буриме”, “Допиши строку”, “Зарифмуй слова”. Также включаю игру в элементы художественной формы: рифму, ритм, звукопись, характеры персонажей, приёмы композиции и т.п.

Задание: зарифмуйте слова: неудач – задач; звук – жук.

Работы учащихся:

Нет у Миши неудач
При решении задач.
Кто такой разносит звук?
Ну, конечно, это жук! /Бурлова Мария/
Вдруг раздался странный звук,
Оказалось – это жук! /Иванова Алина/
К нам в окошко влетел жук.
 Он издал жужжащий звук ./Унегова Полина/
При решении задач
Не терплю я неудач!
 Из окна раздался звук –
 Прилетел к нам майский жук! /Ломакина Ирина/

 Творческие работы учащихся 2-го класса:

Учебные вещи.

Ручка

Над листом сидела Даша,
Подбежала Ручка вдруг.
И сказала Ручка Даше:
“Напишу тебе я букв”.

Водовозова Даша 2“а”.

 

Линейка.

Узкая, тонкая, много делений,
Служит всем людям для измерений.

Кабаев Глеб 2 “а”.

Книжка.

Вдруг проснулась утром книжка,
Стала сказку сочинять.
Ведь детям нравится читать!

Тихонова Анна 2 “а”.

 

 

Ручка.

Ручку держат пальцы,
Она танцует танцы.
Б, В, Г, Д, Ж и А –
Вот какая красота!

Комаров Миша 2 “а”.

Творческие работы учащихся 4-го класса – домашнее задание урока по изучению и анализу произведения К.Бальмонта “Снежинка”.

Переливается на солнце,
Сверкает, как алмаз.
Но лишь руки она коснётся,
Как исчезает с наших глаз.

Кабаев Глеб

“Снежинка”.

Летит пушистая снежинка,
Сверкая ярким серебром.
Вокруг себя она кружится,
Танцуя в небе голубом.

Тихонова Анна

Белые снежинки
Летят, летят, летят.
Дорожки и тропинки –
Всё запорошат.
Кружатся над полями,
Ведут свой хоровод.
Куда, не знают сами,
Их ветер понесёт.

Ломакина Ирина.

Снежинка, снежинка,
Как ты жила?
Снежинка, снежинка,
Где ты была?
По небу летала,
Да с ветром играла,
На землю упала –
Сугробом я стала.

Пылов Матвей.

Крупная снежинка
На руке лежит,
Как былинка в поле
На ветру дрожит.
Красоту такую
Я не отпущу.
Сберегу родную,
Маме отнесу.

Кадюк Кирилл.

 

Сборник стихов выпускников 4-го класса – итог работы на уроках Литературного чтения по развитию литературно-творческих способностей у младших школьников.