Цель: расширение представлений детей о возможных способах художественного изображения.
Задачи:
- Познакомить с новым видом прикладного искусства «Батик».
- Обучать детей различным приемам преобразования ткани, посредством нетрадиционных способов.
- Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
- Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
- Дать возможность понять его преимущества, особенности, почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.
Материал:
- ткань белого цвета, кисти, тампоны; гуашь;
- сухие листья, проволока, влажные салфетки;
- магнитофон, классическая музыка Шопен Ф. Вальс №10.
Ход занятия
Ребята, я хочу пригласить вас в волшебный чулан. Посмотрите как здесь много разных старинных предметов. А вот и старая корзина. Я знаю о ней очень интересную историю.
Я приглашаю детей в импровизационный чулан, сажусь за небольшой столик, а ребята рассаживаются полукругом передо мной. У меня под столом стоит накрытая платком корзина. Мы здороваемся, и сказка начинается….
В чулане стоит старая плетеная корзина. В корзину хозяйка складывает старенькие лоскутки, которые лежат в тёмной корзине, пылятся и очень скучают без дела. Однажды в корзину упал ещё один лоскутик. Но он был какой-то необычный, таких в корзине ещё небывало.
Я достаю корзину из-под стола и ставлю на стол, медленно поднимаю платок и извлекаю из корзины красивый лоскутик, меняю голос и начинаю озвучивать салфетку.
- Ну что такое, что за обращение?! Куда я попала? (Возмущенно запищала салфетка.)
- Ой, смотрите, какая она красивая!
- Кто вы, незнакомка?
- Я – салфетка. Ну, вернее, я украшала столик в гостиной. Но теперь хозяйке подарили новую салфетку, и я здесь.
- Очень приятно. Давайте знакомиться!
- Я – платочек, меня когда – то повязывали на шею.
- А я, простите, носовой платок.
- А я – косынка.
Достаю лоскутики из корзины и продолжаю историю.
Все лоскутики стали наперебой здороваться и знакомиться с красивой незнакомкой. А когда наступил вечер, все домочадцы легли спать, и в доме стало тихо-тихо, салфетка тяжко вздохнула.
- Ах, как было чудесно украшать журнальный столик.
- Ой, как интересно! (Зашептались лоскутики.)
- Расскажите, как это было, что вы там видели?
- Да, это было замечательно… (мечтательно начала свой рассказ салфетка).
- Ой, как интересно! Рассказывайте, дорогая салфетка.
- Когда я была новенькой и украшала стол, я находилась в окружении разных предметов. Хозяйка часто брала меня в руки, стряхивала с меня пыль, любовалась мной, показывала своим гостям. А ведь я была такая красивая. У меня прекрасные цветы с пышными лепестками на тонких стебельках. А зеленые листья, как они прекрасны! (Плачет.)
- Не плачь, платочек, да и вы не расстраивайтесь лоскутики. Мы вам поможем снова стать красивыми и нужными. Я знаю очень интересный приём, он называется «Батик» – рисование красками по ткани. Мы с ребятами вам покажем. Я приглашаю вас в мастерскую.
- Ребята, что изображено на салфетке? (Букет из трех цветов, листочки, стебельки.)
- Сейчас я вам покажу, как это можно сделать. Я беру платок, завязываю узелок, перетянув его крепко проволокой. Тщательно прокрашу складки узелка гуашью. И прокрашу складки под проволокой – так получается цветок с более острыми лепестками.
Развяжем этот узелок и завяжем другой там, где это требуется. Его складки прокрасим уже другим цветом. Фон закрашиваю поролоновым тампоном. А сейчас напечатаем листочки с помощью сухих листьев, стебельки дорисуем кисточкой.
Самостоятельная работа. Предложить детям разложить свои лоскутки на столике.
- Ребята, как вы думаете, о чем сейчас думают лоскутки? (Ответы детей.)