Цель:
- воспитывать социальную адекватность; адекватную речевую коммуникацию, адекватное поведение в обществе, в кругу сверстников; чувство коллективизма, взаимопомощи;
- корректировать и развивать речь учащихся, мышление на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей и отношений; корректировать эмоциональную сферу на основе упражнений в эмоциональном реагировании;
- закреплять правила поведения и формы общения в разных ситуациях; закреплять понятия “вежливые слова”, активизировать словарный запас учащихся.
Оборудование: “волшебная палочка”, солнышко, улыбки с вежливыми словами “привет, здравствуйте, добрый день, здравствуй, здорово”, альбомные листы, простые карандаши, картинки с изображением проблемных ситуаций.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на работу.
– Чтобы у каждого из нас было хорошее настроение, мы воспользуемся волшебной палочкой – палочкой хорошего настроения. Мы будем передавать палочку друг другу и говорить комплименты.
2. Сообщение темы урока.
Стихотворение:
Солнышко ясное встало:
– Доброе утро! – сказало.
– Доброе утро! – кричу я прохожим.
Веселым прохожим. На утро похожим.
Но если проснешься,
А дождик в окно стучит да стучит,
И без солнца темно…
– Доброе утро! – друзьям все равно…
Придумано мудро: “Доброе утро!”
– Есть еще слова, которые мы говорим при встрече. Давайте их вспомним. Сегодня мы будем говорить друг другу и взрослым вежливые слова, закреплять правила поведения в общественных местах.
3. Тема урока.
А). Игра “Поздоровайся правильно”.
– Кому мы можем сказать “здравствуйте”, а кому “привет”? Давайте поиграем в игру. Каждый из вас выберет понравившуюся улыбку, прочитает на ней слова-приветствия, подойдет и отдаст улыбку тому, с кем он может так поздороваться.
Б). Отработка моделей коммуникативного поведения. Игра “Вставь нужное слово”.
– Можно ли назвать человека вежливым только потому, что он использует такие
слова, как “здравствуйте”, “добрый день”?
– Какого человека мы можем назвать вежливым? Чтобы разобраться, насколько хорошо
вы поняли, что значит быть вежливым, решите проблемную задачу.
Игра “Вставь нужное слово”.
Однажды Вова ехал в автобусе. Он сидел и смотрел в окно. В автобус вошла женщина с малышом. Вова встал и сказал: “Садитесь,….!”. Женщина вежливо поблагодарила мальчика, сказав ему: “….”. Неожиданно автобус резко затормозил. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: “….”.
В). Коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.
– А как мы можем поступить в подобной ситуации, давайте посмотрим.
Сценка “В маршрутке” (в сценке участвуют подготовленные учащиеся класса).
Таня сидела в маршрутке, она все время вертелась, болтала ногами, ее соседка отодвинулась, она боялась, что Таня испачкает ногами ей пальто.
– Девочка, сиди спокойно, пожалуйста, так вести себя нельзя, – сказала
старушка, которая сидела напротив.
– А что я сделала? – спросила Таня. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть
спокойно.
Анализ ситуации:
– Что происходило в маршрутке?
– Как вела себя Таня?
– Кто ей сделал замечание?
– Можно ли назвать Таню воспитанной девочкой, несмотря на то, что она
использовала в своей речи вежливое слово?
Г). Упражнения на развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
– Можете ли вы найти выход их трудного положения, возникшего при общении?
– Предлагаю вам следующее задание. Сейчас каждому из вас я раздам по половинке
картинки. Вы должны найти, у кого вторая половинка и составить с этим человеком
вдвоем целую картинку, рассмотреть ее, рассказать, что случилось и найти выход
из этой ситуации (Рисунок 1–6).
Д). Арт-терапевтическое задание. Установление контакта с окружающими.
– Предлагаю лист бумаги и карандаш. Возьмите в руки карандаш. Закройте глаза
и попробуйте нарисовать на бумаге любые линии, знаки. Можно просто “калякать”.
– А сейчас попробуйте пообщаться с нашими гостями. Нужно подойти к любому из
наших гостей и попросить его, используя вежливые слова, найти на вашем листе
узнаваемые предметы.
4. Итог урока.
– Что мы сегодня закрепляли?
– В какие игры играли?
– Что вы нового узнали?
– Что вам больше всего понравилось, запомнилось?