Форма проведения: Деловая игра.
Дидактическая цель: Обобщить, систематизировать и дополнить знания учащихся об одежде. Совершенствовать умения по снятию мерок, закрепить сведения о плечевой одежде. Познакомить девочек с профессиями работников ателье по пошиву одежды.
Коррекционная цель: Развитие зрительного восприятия и узнавания, развитие логического мышления.
Воспитательная цель: Приобретения каждым учащимся знаний и умений, необходимых приобретения профессиональных навыков в различных видах трудовой деятельности с последующей профессиональной ориентацией.
Словарь: ассортимент, ателье, клиент.
Профориентация: художник-модельер, закройщик, приемщик.
Оборудование и дидактический материал: кабинет швейного дела, компьютер, манекен, сантиметровые ленты, памятки, разрезные картинки по теме, карточки с геометрическими фигурами (тест Когана), материал к игре “Цветик-семицветик”, бейджи с названием профессий – “художник-модельер”, “закройщик”, “приемщик”, вывеска с надписью “Ателье”, бланки заказов.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.1 Контроль посещаемости.
1.2 Проверка готовности к уроку.
II. Введение в тему.
Учитель. – Сегодня тема нашего урока “Ассортимент плечевых изделий. Снятие мерок для построения чертежа”. Мы ознакомимся с ассортиментом плечевых изделий и научимся снимать новые, незнакомые для вас мерки, которые необходимы для построения чертежа плечевого изделия. А сейчас для зарядки проведем “мозговой штурм”.
Коррекционно-развивающие упражнения:
– Собрать разрезные картинки.
– Систематизировать карточки с геометрическими фигурами разных цветов (желтый,
оранжевый, синий, фиолетовый). Фигуры (квадрат, треугольник, трапеция, ромб).
Карточки учащиеся могут разложить по фигурам, по цвету, в зависимости от
логического мышления каждого учащегося. [2] <Рисунок 1>
III. Актуализация опорных знаний.
3.1 Вопросы по предыдущей теме урока.
– Что такое силуэт?
– Какие силуэты вы знаете?
– Чем они отличаются друг от друга?
3.2 Предварительная работа учащихся, подготовка сообщений по теме: “Стиль”. Каждая девочка сообщает информацию по темам – “Классический стиль”, “Романтический стиль”, “Спортивный стиль”, “Джинсовый стиль”, “Фольклорный стиль”. Сообщения оформлены в виде докладов.
IV. Изложение нового материала. Вводный инструктаж.
4.1 Ассортимент плечевой одежды.
Учитель. – Швейные изделия, которые держатся на плечах, называются плечевыми изделиями. Слово “ассортимент” обозначает наличие, подбор товаров и изделий. Ассортимент плечевых изделий включает в себя: платье, сарафан, халат, блузка, жилет.
Платье состоит из лифа и юбки, объединенных в одно целое. Оно может быть отрезным и цельнокроеным по линии талии; с воротником и без него; с рукавами и без рукавов; различной длины и с различной отделкой.
Сарафан – вид платья без рукавов.
Халат. Одежда с разрезом и застежкой от верха до низа, с рукавами , воротником и без них, с поясом и без него.
Блузка. Вид одежды, прикрывающий верхнюю часть туловища. Может быть с рукавами и без них; с застежкой и без нее, с воротником и без него.
Жилет. Одежда с проймами и без рукавов различной длины; с застежкой и без нее.
Показ слайдов плечевой одежды на компьютере. [3] Приложение.
Правила снятия мерок. Памятка.
– Сантиметровую ленту нельзя ослаблять или чрезмерно натягивать.
– Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения, сохраняя привычную осанку.
– Линию талии фиксируют тесьмой или резинкой.
– Сначала снимают мерки со стороны переда, затем со спины.
– Все величины записывают в сантиметрах.
Памятка по снятию мерок.
Название мерки | Условное обозначение | Правила снятия мерки | Назначение мерки | Мерки на себе |
Полуобхват груди | С г | Сзади горизонтально по лопаткам, спереди – по выступающим точкам грудных желез. | Определение ширины изделия | |
Длина спины до талии | Дтс | От седьмого шейного позвонка до линии талии | Определение положения линии талии | |
Обхват плеча | Оп | Перпендикулярно оси плеча на уровне подмышечных впадин | Определение ширины рукава | |
Полуобхват шеи | Сш | По основанию шеи над седьмым шейным позвонком и над яремной впадиной. | Определение размера горловины | |
Длина изделия | Ди | От точки основания шеи до желаемой длины изделия | Определение длины изделия |
Учитель показывает снятие мерок на манекене.
V. Практическая работа.
Учащиеся по очереди с помощью памяток снимают мерки с манекена. Учитель следит за правильностью приемов снятия мерок.
VI. Закрепление полученных знаний, умений, навыков.
6.1 Обучающая игра “Цветик-семицветик”. [1] <Рисунок 3>
Учитель. – А теперь для закрепления нового материала мы с вами проведем деловую игру “Прием и оформление заказа”, Представим себя в роли работников ателье мод.
Ателье – слово французское, означает мастерская. Бывают ателье фотографов, художников, а у нас ателье – мод по пошиву одежды. Сейчас каждая из вас берет бейдж с надписью роли, в которой вы хотите себя попробовать. Это – приемщик, художник-модельер, закройщик, клиент. Клиент – это тот кого обслуживают
6.2 Межпредметная связь, адаптация, профориентация.
Учитель. – Клиент приходит в ателье, первым его встречает приемщик. Приемщик на бланке заказа записывает фамилию и адрес клиента, вид изделия, которое хочет заказать клиент. Затем клиент идет к художнику-модельеру, он предлагает журналы мод для выбора фасона изделия, предлагает свои модели в соответствии с назначением изделия, фигурой клиента, тканью для пошива изделия. Клиент выбирает модель, художник модельер делает эскиз изделия и клиент попадает к закройщику. Согласно выбранному фасону закройщик снимает мерки с клиента.
А теперь каждая из вас выберет себе роль, какую он будет играть и расскажет, что будет делать.
Воспитательный момент.
Учитель. – Будьте взаимно вежливы друг с другом в процессе общения.
Идет деловая игра “Прием и оформление заказа”. <Рисунок 4>
6.3 Вывод.
В ходе этой деловой игры вы закрепили знания по снятию мерок, познакомились с профессиями, которые необходимы в ателье, сами попробовали себя в этих ролях. Научились правилам поведения в ателье при приемке заказа. Эти знания и умения будут необходимы вам на последующих уроках и в жизни.
VII. Заключительный инструктаж.
7.1 Анализ допущенных ошибок и их причин.
7.2 Сообщение оценки каждого учащегося.
VIII. Итог урока.
Учитель – Сегодня на уроке мы с вами познакомились с ассортиментом плечевых швейных изделий, с правилами снятия мерок для построения чертежа плечевого изделия, научились сами снимать необходимые мерки. Еще мы с вами побывали в ателье мод, где попробовали себя в роли представителей различных профессий. Все это непременно пригодится вам на следующих уроках и в вашей самостоятельной жизни.
Литература:
- Журнал “Школа и производство” № 4, 2003 г.
- Т. Д. Марцинковская “Диагностика психического развития детей” LINKA PRESS Москва 1998 г.
- Журналы мод.