Тип урока: Свободная интеграция с другими видами художественно-эстетическими деятельности. Диалог культур, межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, МХК, музыка).
Комбинированный урок: беседа, просмотр видеофильма, рассказы поисковых групп, разгадывание кроссворда.
Цели урока:
- Воспитание нравственно-эстетического восприятия мира, любви к искусству, родной природе;
- Знакомство обучающихся с жанром эпического и лирического пейзажа;
- Развитие ассоциативно-образного мышления, памяти, умения анализировать материал, навыков публичного выступления.
Задачи урока:
- Расширить знания обучающихся о пейзаже;
- Познакомить обучающихся с творчеством поэтов и художников родного края;
- Способствовать развитию творческого воображения, эстетического вкуса, любви к природе;
- Укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, МХК, музыка).
Оборудование урока:
для учителя:
- Зрительный ряд: репродукции картин пейзажей и портретов художников – И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, И.И. Левитана, Г.А. Травникова; фрагмент видеофильма «Что такое искусство?» о пейзаже, картина Г. Травникова из частной коллекции, набор открыток пейзажей Травникова;
- Музыкальный ряд: магнитофон, Вивальди «Времена года»;
- Литературный ряд: стихи русских поэтов о природе (И. Бунин, Н. Заболоцкий, Б. Пастернак), «Мой вернисаж» – стихи к картинам Г. Травникова курганского поэта В.П. Кветкова;
- Кроссворд с ключевым словом – пейзаж; маркер.
для учащихся: тетрадь, ручка.
План урока:
- Организационный момент – 1-2 мин.
- Сообщение темы урока – 4 мин.
- Изучение нового материала – 17 мин.
Физкультминутка – 2 мин. - Актуализация знаний учащихся – 7 мин.
- Самостоятельная работа учащихся – 5 мин.
- Итог урока – 4 мин.
Ход урока
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
Г. Гессе
Звучит музыка «Времена года» А Вивальди.
I. Организационный момент (1-2 мин.)
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока (4 мин.)
Учитель литературы: У Ивана Бунина есть прекрасное стихотворение:
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита…
Она везде где красота…
Учитель литературы: Ребята, скажите, о чём идёт речь?
Ответы ребят: О пейзаже.
Учитель ИЗО: Сегодня на уроки мы будем говорить о живописи, музыке, литературе. Почему мы их объединили вместе?
Ответы ребят: Это виды искусства.
Учитель литературы: Обратите внимание на эпиграф к уроку. Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. Каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком, литература – словом.
Учитель ИЗО: Одним из любимых жанров во многих искусствах (литературе, музыке) является пейзаж. Запишите в тетрадях число и тему урока: «Поэзия пейзажа».
Учитель литературы: Послушайте стихотворение Н. Заболоцкого «Вечер на Оке»:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей...
Учитель литературы: Ребята, что вы чувствуете, слушая это стихотворение?
Ответы ребят: …
III. Изучение нового материала (17 мин.)
Просмотр фрагмента видеофильма «Что такое искусство?» о пейзаже (5 мин.)
Фрагмент видеофильма задает эмоциональный, познавательный тон всего урока.
Учитель ИЗО: Что такое пейзаж? Какие виды пейзажа вы знаете? (Дети дают свои определения.) Давайте запишем в тетрадях:
- Пейзаж – в переводе с французского – «местность».
- Пейзаж – жанр живописи или графики, в котором основной предмет изображения – природа.
Учитель литературы: Ребята, вы приготовили стихи, в которых русские поэты описывали красоту родной природы. Прочтите их, пожалуйста (учащихся читают стихи о природе).
Учитель литературы: Это поэзия пейзажа в литературе, которая отражает, насколько хороша наша российская природа. Поэты любовались родной природой, открывали в ней самые сокровенные стороны, используя сочные эпитеты. Почему каждому человеку близко и понятно изображение природы?
Ответы ребят: …
Учитель ИЗО: А чем привлекает художника этот жанр? Какие сложности испытывает художник при создании образа пейзажа? Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи эпические.
Запишите: исполненные величия и героизма, величественно-спокойные и бесстрастные.
Так, обычно говорят о пейзажах Ивана Ивановича Шишкина – «Корабельная роща». «Сосны, освещенные солнцем», «Рожь» (Запись в тетрадях).
Учитель литературы: Мир Шишкина – это хвойные леса, наша национальная гордость, эпическое величие русских просторов. Но существуют еще и лирические пейзажи. И где пролегает граница между эпическим и лирическим изображением природы, если сама природа настраивает нас на лирический лад? Давайте запишем в тетрадях: Лирические пейзажи – выражающие чувства и переживания.
Учитель ИЗО: Действительно, есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко передать состояние природы. Давайте посмотрим на картину Саврасова «Грачи прилетели» (Запись в тетрадях). Именно этому пейзажу Саврасова суждено было сыграть выдающуюся роль в истории русской пейзажной живописи. Он открыл собой эпоху лирического пейзажа. Посмотрите, как поэтично художник изобразил приход ранней весны: рыхлый снег, прозрачные дали, прилетевших грачей! Глядя на этот пейзаж можно услышать музыку весны. Звон капели, журчание ручьев, шорох ветвей березы, шелест весеннего ветра.
У Саврасова было много учеников и вы, ребята, конечно, слышали имя И.И. Левитана, блестящего мастера пейзажа. (Запись в тетрадях). Пейзажи Левитана передают разное настроение.
Левитан был непревзойденным мастером создания пейзажа настроения. Посмотрите на картину «Весна. Большая вода». Левитан видел поэзию природы в ее простом и повседневном облике. Посмотрите – картина «Март». Скромный мотив. Художник передает в таком простом сюжете – радостное пробуждение весны. В повседневной жизни природы видит Левитан красоту и богатство мира.
Учитель литературы: Как будто художнику удалось передать миг, когда распустился цветок, расцвело дерево, запахли травы, запел соловей, то есть миг, который мы на человеческом языке называем одним словом – «поэзия»:
«Это – туго налившийся свист,
Это – щелканье сдавленных льдинок.
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьев поединок».
(Б. Пастернак)
«Художник – тот же поэт» – оставил завещание Саврасов. И Левитан, как его лучший ученик, стал Художником – Поэтом с большой буквы, прославившим мир природы.
Учитель литературы: Как тут не вспомнить стихи Тютчева:
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...»
Фёдора Ивановича Тютчева считают мастером лирического пейзажа. Поэт обладал особой зоркостью в изображении явлений природы. Она в его произведениях, подобно живому человеку, тот грустит, то радуется, то испытывает тревогу, то становится мрачной, полной неразгаданных тайн.
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звёзды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют…
Усыпительно безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны, убелённые луной…
Подумайте, как поэт выражает свои чувства в этой зарисовке. Какова роль эпитетов и сравнения?
Ответы ребят: …
Учитель ИЗО: Ребята, чтобы расширить свои представления о пейзажной живописи и творчестве художников этого жанра надо обязательно познакомиться с творчеством Заслуженного художника России Германа Травникова. Он наш земляк, живет и работает в г. Кургане (запись в тетрадях): Герман Алексеевич Травников.
Учитель литературы: Эпические и лирические картины Травникова поражают неподдельной искренностью. Ребята подготовили выступления о творчестве Г. Травникова, давайте послушаем их (выступления учащихся):
Искренность очень характерна для творчества Германа Травникова. В детстве у него появилось то творческое любопытство которое сопутствует ему и сейчас Уже тогда необыкновенно интересной стала видеться природа, восприниматься как органичное целое, в котором художник чувствует лирическую поэзию и находит творческое вдохновение.
Герман Травников – акварелист. Акварель, казалось бы, простая и доступная, таит в себе неисчерпаемые возможности. Особенности акварели просто «заставляют» художника быть естественным в своем выражении чувства. Особенности творчества Травникова сложились из его эмоционального отношения к природе – внимательного, чуткого и доброго. Художник чувствует поэтическую красоту природы. Техника акварели и жанр пейзажа дают возможность раскрыть свою душу в любви к природе. Красота и гармония оказываются в простых и будничных мотивах – деревенской околице, опушке леса, в причудливых облаках.
Главное для художника – не демонстрация живописной техники, а выражение чувства жизни, чувства природы, ее состояния.
Физкультминутка:
- Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки (5-6 раз).
- Прикрыть веки, представить какой-нибудь уголок природы или понравившийся пейзаж. Через несколько секунд, открыть глаза (2-3 раза).
IV. Актуализация знаний учащихся (7 мин.)
- Просмотр репродукций картин Г. Травникова, чтение стихов курганского поэта Валентина Кветкова («Мой вернисаж» В. Кветков)
- Разгадывание кроссворда с ключевым словом «Пейзаж».
- Словесное художественное творчество (поэзия);
- Имя курганского художника, автора акварельных пейзажей (Герман);
- Краеведческий... (музей);
- Мелодия звучания (музыка);
- Известный русский художник-пейзажист (Левитан);
- Одна из самых известных картин Шишкина (Рожь).
V. Самостоятельная работа учащихся (5 мин.)
Учитель литературы: Из всех жанров изобразительного искусства пейзаж ближе всего к музыке. Без мелодии нет пейзажа. Я предлагаю вам, слушая прекрасную музыку Вивальди «Времена года», написать сочинение-миниатюру «Пейзажи Г. Травникова». Тип создаваемого вами текста будет сочинение-описание. Не забудьте в своих работах использовать художественные средства выразительности: эпитеты, сравнения, метафоры.
Учитель ИЗО: Попробуйте передать не только содержание описываемого произведения, но и подчеркните свое видение выразительных средств пейзажа, выскажите свое отношение к изображаемому. Попытайтесь это сделать не позиции дилетанта, а с точки зрения достаточно опытного ценителя искусства.
(Время на выполнение работы)
Учитель литературы: Послушаем, что у вас получилось (Ответы учащихся).
VI. Итог урока (4 мин.)
Рефлексия.
Заключительное слово учителя:
Учитель ИЗО: В окружающем нас мире существуют разные точки зрения, разные нравственные позиции. Каждый художник по-своему выражает свое видение мира, обращаясь к тем или иным приемам выразительности. Какой благодатный материал для споров! Споров не о том, кто лучше или хуже, а о том, что существование разных убеждений имеет право быть.
Учитель литературы: Любить освещенные солнцем сосны, звездное небо – легко, они сами по себе прекрасны. Любить размытые оттепелью дороги – трудно. Но это та трудность, которая лежит в основе подлинно реалистичного, поэтического взгляда на мир и определяет прочность нравственных позиций.
Выставление отметок учащимся: Все ребята, участвовавшие в сегодняшнем уроке поработали отлично и заслуживают положительной оценки.
Домашнее задание: Подготовить доклады о творчестве художников-пейзажистов. Выучить одно из стихотворений Тютчева наизусть («Люблю грозу в начале мая…», «Песок сыпучий по колени…», «Как неожиданно и ярко…»)
Литература:
- Старикова Э.С. Литература и живопись: книга для учащихся М.: Просвещение, 1985
- Ушакова О.Д. Великие художники: справочник школьника. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
- Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1978.
- Искусство. Книга для учителя. В Зч. 43. Русское искусство. М.: Просвещение, 1989.
- «Мой вернисаж» – стихи В. Кветкова к картинам Заслуженного художника России Г. Травникова.