Организация природоохранной деятельности обучающихся МОУ "СОШ № 9" города Нефтеюганска ХМАО–Югры

Разделы: Внеклассная работа


“Просто знать еще не все, знания нужно уметь использовать”.
Гете

Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Важнейшая форма экологического образования учащихся – практическое участие их в той или иной экологической деятельности. Организация и проведение акций – действенный инструмент педагогики сотрудничества, объединения различных социальных групп в созидательной деятельности, развития социального партнерства. Какой бы характер не носила экологическая акция, она является наиболее привлекательной формой работы в процессе воспитания патриотизма и гражданской ответственности молодежи, т.к. воздействует на все сферы сознания личности школьников и студентов: интеллектуальную, эмоциональную, волевую. Акции позволяют эффективно организовать различную практическую социально-значимую деятельность в природе (исследования состояния окружающей среды и её компонентов, уход за ландшафтом и агитационно-пропагандистскую работу). В наши дни приобретают большое значение систематические наблюдения за состоянием окружающей среды конкретных территории, владение учащимися практическим опытом созидательной деятельности. Данные и другие виды работы использую при организации природоохранной деятельности учащихся школы

Цель: привлечение детей к активной практической природоохранной деятельности, творческое развитие учащихся; воспитание экологической культуры и активной жизненной позиции.

Задачи:

  1. привлечь внимание учащихся МОУ “СОШ № 9” к реализации проекта;
  2. способствовать организации инициативной группы и обеспечить преемственность при реализации проекта (способствовать активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды);
  3. организовать мониторинг за состоянием склона (один раз в месяц) и при необходимости, восстановительные работы террас, борозд и водотоков (май 2009 г.);
  4. организовать и провести школьную экологическую акцию “Спасти и сохранить” (с целью пропаганды природоохранительных знаний);

Направления деятельности:

Просветительская деятельность – пропаганда экологических знаний среди учащихся и педагогического коллектива МОУ “СОШ № 9”.

Практическая природоохранная, связанная с санитарной уборкой прикрепленных территорий – школьный двор, участок склона во 2А микрорайоне города и другие.

Учебно-исследовательская, направленная на изучение экологического состояния школьного двора, городских микрорайонов (12, 16А ),территории парково-досуговой зоны

Основной подход – деятельность и творчество.

Механизм реализации деятельности учащихся:

1. Практическое участие в решении экологических проблем городапроведение акции “Мы, горожане!”:

– восстановление и сохранение участка склона во 2 “А” мкр; уборка бытового мусора на вершине склона; участие в городском субботнике на территории школьного двора.
– определение экологического состояния школьного двора, участка склона во 2А микрорайоне города Нефтеюганска.

2. Пропагандистская и просветительская работа: организация и проведение III школьного акции “Спасти и сохранить” :

– конкурсы – рисунка, плаката, фотоматериалов и другой наглядной агитации;
– оформление выставки по завершению конкурса;
– представление – презентация проекта “На благо города”;
– приглашение старшего инспектора Нефтеюганского лесничества Сираева Р. для встречи с учащимися школы;
– совместное участие в акции “День весеннего древонасаждения”.

Реализация и достигнутые результаты деятельности учащихся.

С 2006 года реализуется проект по улучшению экологического состояния части территории строящейся парково-досуговой зоны. За этот период было вовлечено в практическую деятельность на склоне до 110 учащихся старших классов. Ежегодно восстанавливали склон, убирали мусор на вершине склона (небольшую площадь) за детским домом. Участок склона возле лестницы ежегодно приобретал ухоженный и более эстетичный вид.

Ещё в 2006 году 11 б класс (выпуск 2009 года) начал работу во 2 “А” микрорайоне на склоне по закреплению участка склона от водной эрозии (в 2007 году материалы проекта освещались в статье “На благо города”– приложение к газете “Здравствуйте нефтеюганцы”, “Черный кот”). Реализуя проект “Деградация земель…” они предложили и реализовали доступные и экономичные способы устранения водной эрозии, доказали, что возможно улучшение экологического состояния территории. В течение двух лет они проводили практическую деятельность по восстановлению и сохранению склона 2 “А” микрорайона. Исследовательская работы учащихся 11 классов – Членова Ильи (“Деградация земель как следствие антропогенного воздействия…” дополненная новыми данными) заочно представлена на Всероссийский фестиваль научно-исследовательских работ учащихся “Портфолио”, опубликованы и получены дипломы участников и руководителя работ.

Но и сегодня на склоне проявляются негативные социальные явления: нарушение правил природоохранной жизнедеятельности (образование сугроба на вершине склона, протаптывание троп, катание по склону в зимний период); потребительское отношение горожан к окружающей среде (бытовой мусор в результате нерегламентированного отдыха горожан “на природе”, уничтожение деревьев и кустарников).

В 2009 году, учащиеся 9 “А” класса МОУ “СОШ № 9” продолжили работу своих предшественников – поддержание благоприятной экологической обстановки на участке склона 2 “А” микрорайона до реализации городского проекта. Это вклад в формирование экологической культура и активной гражданской позиции учащихся школы и горожан нашего города. Основное направление работы по проекту практическая деятельность: восстановительные работы террас, борозд и водотоков (май 2009г.), уборка бытового мусора на вершине склона. Для ребят школы важно было принять личное участие в решении экологической проблемы, продолжить наблюдение за состоянием склона (см. презентацию в приложении).

Проект, реализация которого объединила учителей, выпускников и учащихся 5–8 классов (в будущем) мы назвали “Делами добрыми едины”. Учащиеся нашей школы в 2009 году участвуя в проектной и практической работе встречались со специалистами различных служб, депутатами города и приобрели опыт интервьюирования, опроса, оформления деловых бумаг.

  

Проект был представлен на городской акции “Я – гражданин России”, грамота участников акции и грамота за инициативу в улучшении экологической обстановки в городе в рамках проекта

 

Школьная акция “Спасти и сохранить – 2009” началась 21 апреля 2009 года в канун Дня Земли (“Экологическое панно на асфальте”, учащиеся 5 А класса в школьном дворе (см. презентацию) и был продолжена в период прохождения окружной акции рядом мероприятий…

 

21 апреля 2009 года ребята 5А класса в день открытия школьной акции “Спасти и сохранить” оформили экологическое панно на асфальте “22 апреля – День Земли”. Данная акция вызвала интерес у многих ребят начальной и старшей школы, учителей. Необычность данной акции – асфальтное панно “22 апреля – День Земли”, девиз – “Мы за чистый воздух, зеленую планету и голубые реки!” привлек внимание и учащихся других школ города (МОУ “СОШ № 13, 10, Лицей № 1”), которые 22 апреля принимали участие в репетиционном едином государственном экзамене – наша школа ППЭ. Всего, по нашему мнению, около 200 человек обратили внимание на панно, следовательно, цель была достигнута.

В мае 2009 года провели на подшефной территории акцию “МЫ, горожане!”. Группы ребят (учащиеся 8В,7Б классов – до 20 человек) активно включились в реализацию проекта на склоне. Юноши провели расчистку участка склона от сухостоя, прочистили водосток и ремонт террас и борозд. Девушки собрали крупный бытовой мусор на вершине склона, расширив площадь убранной территории.

  

Не остались в стороне и выпускники: учащиеся 11 и 9А классов (около 30% – до 40 человек) приняли участие в практических работах по расчистке мусора на склоне 2А микрорайона, территории школьного двора и городской набережной (см. презентацию).

На подшефной территории 2 А микрорайона (склон возле православного храма) привели в порядок. Провели ремонт террас и борозд, собрали на вершине склона за территорией детского дома значительную часть мусора. Мы благодарим учащихся МОУ “СОШ №10” , которые оперативно, хотя и непродолжительно включились в нашу акцию. В этом году завершается практическая деятельность по проекту, т.к. летом этого года начинаются строительные работы на данном участке 2 “А” микрорайона. Учащиеся 5А и 9В классов приняли участие в школьном конкурсе рисунков на экологическую тематику и “2009 год – Международный год астрономии” (оформлена выставка в рекреации 2 этажа школы). Проектная группа “Делами добрыми едины” провели уроки экологической культуры для учащихся 7, 8 и 9 классов – презентация проекта с целью пропаганды и привлечение ребят к природоохранной деятельности. Это дало положительный результат: группа учащихся 7 Б класса приняла участие в уборке склона от сухостоя, 8 В класс делегировал юношей на ремонт участка склона во 2 А микрорайоне (см. презентацию). Основная группа проекта (участники городской акции “Я – гражданин Росси”) приняла участие в субботнике (16 мая 2009 года) на набережной городе поддержав сетевой экологический проект ряда школ “Нашему городу чистую набережную” (см. презентацию).

 

При встрече с главным специалистом Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности города Нефтеюганска Салихметовой Виолеттой Григорьевной были предоставлены агитационные плакаты о международной акции “Спасти и сохранить” – ребята разместили их на информационном стенде в школе и отдельных классах, провели социологическое исследование (о данной акции) и разъяснения по акции среди учащихся.

Акция “Посади свое дерево!”

5 июня 2009 года в День эколога и Всемирный день охраны окружающей среды состоялась запланированная встреча с выпускником нашей школы 2000 года Сираевым Рустемом Мусаевичем (старшим инспектором Островного участка Нефтеюганского лесничества). Он провел для нас мастер-класс по ландшафтному дизайну, правилам посадки и благоустройства территории школьного двора. По завершении мастер-класса мы провели мини-акцию “Посади свое дерево” (в рамках окружной программы “Кедровым садам быть!”). Выпускниками 11 А и 11 Б классов, девятиклассниками и пятиклашками было посажено 7 сосен, 1 ива, 2 березы, 6 тополей и 20 саженцев кедра. В июне месяце ухаживать за ними взялись ребята 5 А класса (см. презентацию).

 

В июне 2009 года с учащимися школы была проведена фотоэкскурсия по городу с целью накопления фотоматериалов для последующего использования в различных фотоконкурсах. На всех событиях природоохранной деятельности присутствуют ученицы Ковальчук Анастасия, Урядова Анастасия, Алексеева Елена, которые осуществляют фотосъемку. Материалы фотосъемок использованы для участия в различных фотоконкурсах. В октябре 2009 года были подведены итоги природоохранных мероприятий за 2009 год. В июле 2009 года в городской газете “Здравствуйте, нефтеюганцы!” (№ 27, от 10 июля 2009 года) опубликована статья о реализации проекта “Делами добрыми едины” (авторы ученица 9 класса и руководитель проекта).

Июль – октябрь 2009 года.

В летний период проводили мониторинг реконструкции склона 2 А микрорайона по улице Молодежной. Наблюдая (собраны фотоматериалы) за реконструкцией склона во 2 А микрорайоне, познакомились с технологией закрепления склонов с помощью геологической сетки (объемной георешетки).

  

День осеннего древонасаждения, октябрь 2009 года.

В сентябре 2009 года в День осеннего древонасаждения мы планировали продолжение работ по озеленению школьного двора совместно с Рустемом Мусаевичем. Мы определили количество и виды кустарника и деревьев, необходимых для осенней акции. Но события в городе – высадка деревьев и кустарников на территории парковой зоны – внесла коррективы.

Операция “Историю города своими руками!” – 3 октября 2009 года наша встреча и совместная деятельность с работниками лесничества продолжилась. Учащиеся 11 классов (25 человек – сборная), 6 и 5 классов – по желанию (12 человек) учителя школы (4 человека), приняли участие в посадке саженцев сосны на одной из аллей будущего парка. Девизом нашего доброго дела был слоган – “Историю города своими руками!” (см. презентацию). На территории парково-досуговой зоны учащимися разных классов школы и учителями было высажено 22 сосны на центральной аллее. В 2009 году учащиеся школы (различных параллелей) принимали участие и в других природоохранных событиях. 31 марта 2009 года в совместном совещании (“Круглый стол”) представителей департамента образования, специалистов в области охраны окружающей среды администрации города и учащихся школ, работающих по данному направлению. Было решено объединить усилия и продумать работу по организации экологического движения учащихся города.

В 2010 году была продолжена природоохранная деятельность с учащимися нашей школы – смотреть Приложение 1 “Отчет о природоохранной … в 2010 году и презентацию.

Приложение 2.