Урок с использованием интерактивной доски "Применение производной в исследовании функции"

Разделы: Математика


Цель: Исследовать функцию на возрастания и убывания с помощью производной.

Задачи:

  1. Рассмотреть алгоритм исследования функции. Закрепить ранее изученные пункты. Отработать навык по нахождению промежутков возрастания и убывания.
  2. Развивать графическое мышление, умение читать графики, выделять главное, делать вывод.
  3. Уметь слушать и слышать учителя и одноклассников.

Ход урока.

I. Повторение.

  1. В чем заключается геометрический смысл производной?
  2. Записать математическую запись.
  3. Как ведет себя касательная при положительном угловом коэффициенте?
  4. Как ведет себя касательная при отрицательном угловом коэффициенте?
  5. Чему равен угловой коэффициент в точке х0=2, если значение производной в этой точке равен -5?
  6. Чему равен , если ?

II. У доски отвечают три ученика по карточкам.

Карточка № 1. Найти угловой коэффициент касательной к графику функции  

Карточка № 2. Найти угол наклона касательной к графику функции

Карточка № 3. Составить уравнение касательной к графику функции  в точке с абсциссой равной 1.

III. Обсуждение вопросов по домашнему заданию.

IV. На интерактивной доске высвечивается алгоритм исследования функции.

(заполнить пропущенные места до 6 пункта, следующий пункт должен вызвать затруднения)

Алгоритм.

  1. Найти область определения функции - _____. Область значений функции ____.
  2. Определить четность функции __________.
  3. Определить периодичность функции ___________.
  4. Найти _______________ функции.
  5. Найти __________ функции и ___________ точки.
  6. Определить знак производной в полученных интервалах.
  7. Указать промежутки возрастания и убывания функции.

Остановимся на пункте 6, (он вызывает затруднения у обучающихся). Выдвигаем проблему, записываем новую тему, учащиеся ставят цель урока.

На интерактивной доске изображен график некоторой функции  на отрезке  (см. рис. № 1 приложение № 1). К данному графику проведены касательные. Цель: Как с помощью графика и касательной определить промежутки возрастания. Пусть производная данной функции, предположим, что она положительна на данном отрезке . Рассуждаем: угловой коэффициент касательной к графику этой функции  в каждой точке данного отрезка. Тогда график касательной возрастает, а значит, функция на этом отрезке возрастает. Аналогично рассматриваем для второй касательной.

Делаем вывод: Если  на некотором интервале, то функция возрастает на этом интервале.

Рассматриваем график функции  на отрезке  (см. рис № 2 приложение № 2). К данному графику проведены касательные. Цель: Как с помощью графика и касательной определить промежутки убывания. Учащимся предложить самостоятельно.

Делаем вывод: Если  на некотором интервале, то функция убывает на этом интервале.

Геометрически мы рассмотрели этот вопрос. Делаем обобщение.

Для того чтобы найти промежутки возрастания и убывания функции достаточно найти её производную и исследовать знак производной на D(f).

Докажем аналитически. Достаточное условие.

Теорема. Если функция  дифференцируема на интервале  для всех , то функция возрастает (убывает) на интервале

Для доказательства достаточного условия воспользуемся формулой Лагранжа.

Доказательство рассмотреть самостоятельно по учебнику (в течение 5-7 мин).

На интерактивной доске показать алгоритм нахождения промежутков возрастания и убывания.

Алгоритм.

  1. Найти D(f).
  2. Вычислить производную функции.
  3. Вычислить нули производной и критические точки.
  4. Исследовать знак производной, в каждом интервале.
  5. Знаку «+»соответствует  и знаку «-» соответствует .
  6. Записать ответ.

V. Закрепление.

Упражнение № 900 (1,3,5,7). Учитель показывает одно задание, затем два решаются учащимися, одно самостоятельно, с последующей проверкой.

Дополнительное задание № 902 (1). Для тех учащихся, кто справился заданием № 900.

Домашнее задание № 900 (2,4,6,8), 902 (1), дополнительное № 902 (2,4).

Полный алгоритм исследования функция учащимся дается в конце всех изученных тем (см. приложение № 3)

Приложения.