Цель: развивать у учащихся умение самостоятельно находить и обрабатывать нужную информацию, воспитывать патриотизм, любовь к Родине и её прошлому.
1. Подготовительный этап.
1.1 Разбить класс на 3 группы – экспедиции.
1.2 На столах литература, карточки – задания по математике, атласы России, план составления доклада, чистые листы, карандаши, краски.
На доске: карта России (звездочки, иголочки), пронумерованные с закрытыми буквами карточки (как на “Поле чудес”)
Вопросы для открытия карточек и определения темы урока.
География:
1. Какой населенный пункт считается (имеет право называться) городом? (12 тыс. человек) (Буква Г)
2. Какие функции может выполнять город? (Промышленные, транспортные, научные, города-курорты и т.д.) (Буква О)
3. Что такое агломерация? (Слияние городов) (Буква А)
4. Что такое урбанизация? (Рост городов и городского населения) (Буква Р)
Математика: Знаете ли вы:
5. Сколько дней и ночей длилась Великая Отечественная война?
Решите уравнение: 2(х-26)=2784 (Буква Д) (1418)
6. За дни блокады по дороге жизни из Ленинграда было эвакуировано более миллиона человек – дети, женщины, больные. Сколько?
Упростите выражение: (х-3)(х+3)+(10,4-х2) (Буква Е)
7. Одна из величайших битв Великой Отечественной войны – Сталинградская битва. Сколько дней и ночей она длилась?
Решите уравнение: 2(х-20,5)=441(Буква И)
1.4 План составления доклада.
- Географическое положение.
- Историческая справка (заслуги в годы ВОВ, количество погибших, уничтожено техники и т.д.).
- Цифры и факты (площадь, численность населения).
- Промышленные предприятия, культура, наука.
2. Организационный этап
Вступительное слово учителя. Урок необычный. Тема урока “Путешествие …”. А вот где, по каким местам мы будем путешествовать вы определите сами. Нужно открыть карточки на доске, ответив правильно на вопросы. (Дети отвечают на вопросы)
Да, верно будем путешествовать по городам – героям, потому что в этом 2010 году страна отмечает 65-летие Победы. Наш урок посвящается этому событию.
С самого начала Великой Отечественной войны советский народ вступил на защиту своей Родины на огромном фронте, продолжительностью почти 4 тыс. км. Развернулись напряженные и ожесточенные бои. Неприступной стеной на пути фашистских захватчиков вставали советские воины, жители городов и сел, защищая каждую пядь земли. Родина признательна своим героям. За массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные советскими воинами и трудящимися городов в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны 13 городов удостоены звания “ГОРОД-ГЕРОЙ” с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.
Обратимся к карте. Назовите и отметьте на карте звездочкой города – герои. (Учащиеся называют города и находят их на карте)
Обратите внимание на скопление звездочек на западе России, в её европейской части. Почему? (Немцы с ожесточенными боями проникли в эту часть страны, дальше их не пустили. Защищаясь, русские проявляли героизм и отвагу. Города стали городами – героями)
Каждая группа учащихся это экспедиция, которая отправится в город-герой (Волгоград, Ленинград, Мурманск). Задачи экспедиций: собрать материал о городе-герое из литературы, решить задачи и подготовить краткий доклад по плану. Можно выполнить эскиз рисунка по теме “Город-герой в годы ВОВ”.
Подсказка: проводить работу по специальностям, т.е. разведчик – ищет нужный материал по книгам; математик – решает задачу; оформитель – выполняет эскиз; литературный сотрудник – пишет текст доклада.
3. Творческая работа в группах
Задания для 1 группы
1. За оборону Ленинграда свыше 350 тысяч воинов были награждены орденами и медалями, 1,5 млн. человек награждены медалью “За оборону Ленинграда”. Многие удостоены звания “Герой Советского Союза”. Сколько человек удостоены этого звания за оборону города Ленинграда?
Решите уравнение: 2(х-26)=400
2. За дни блокады по дороге жизни из Ленинграда было эвакуировано более миллиона человек – дети, женщины, больные. Сколько?
Упростите выражение: (х-3)(х+3)+(10,4-х2)
3. С самого начала войны немецко-фашистские агрессоры рассматривали Ленинград как один из первоочередных объектов нападения. Ожесточенные бои на подступах к Ленинграду развернулись с середины мюля 1941 года. Более 40 фашистских дивизий натолкнулись на непреодолимую преграду. 8 сентября город был взят в кольцо, но немцев в город не пустили. Ленинград на многие месяцы стал крепостью. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
Упростите выражение и найдите его значение при а=900, с=1:
Задания для 2 группы
1. Одна из величайших битв Великой Отечественной войны – Сталинградская битва. Сколько дней и ночей она длилась?
Решите уравнение: 2(х-20,5)=441
2. Сталинград за время этой битвы был разрушен до основания. После разгрома фашистских войск под Сталинградом в городе осталось несколько строений. Весь город после войны отстраивали заново. Но как память об этой страшной войне оставили 2 здания6 руины мельницы и “дом Павлова”. За обычный жилой дом взвод лейтенанта Павлова сражался много дней. Сколько?
Упростите выражение: (х - 4)2 - х(х - 8)+42
3. Всего за годы Великой Отечественной войны 11 тысяч воинов были удостоены звания Героя Советского Союза. За оборону Сталинграда так же много бойцов было удостоено этого высокого звания. Сколько?
Упростите выражение и найдите его значение при х=900, у=1:
Задания для 3 группы
1. Мурманчане героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Важнейшей же заслугой было то, что в жестоких боях с самолетами и кораблями противника моряки- североморцы обеспечивали условия для плавания судов союзников, доставляющих грузы в Мурманск. Сколько боевых кораблей и транспортов было уничтожено моряками-североморцами за годы войны?
Решите уравнение: 3(х-200)=2х = 265
2. Северный флот нес большие потери. И было решено перебазировать6 подводных лодок с Дальнего Востока в 1942 году. Одна из лодок, под командованием капитан-лейтенанта Щедрина была награждена Орденом Красного Знамени. Эта лодка участвовала в 8 боевых походах, на её счету 10 потопленных и 4 поврежденных корабля и транспорта. Название лодки “С-…”. Найдите номер лодки.
Упростите выражение и найдите его значение при х=112, а=2:
3. Немецко-фашистский вермахт большое значение придавал морским путям в Заполярье. Через порты Северной Норвегии в Германию доставлялось стратегическое сырье, шло снабжение немецкой горной армии, в норвежских портах базировался военно-морской флот. Гитлеровскому командованию победа в Заполярье представлялась легкой. Здесь не было наших войск, специально обученных для ведения боя в гористой местности. Молодой северный флот только становился на ноги. Но жители Мурманска защитили свой город. Сколько тысяч своих солдат и офицеров гитлеровское командование потеряло в заполярных сопках?
Упростите выражение: (а + 3)2 – 3а(а +2)+ 2а2 + 91
Выполнение творческого отчета экспедиции “Путешествие по городу-герою”.
4. Итог урока.
- Защита творческих докладов.
- Показ презентаций городов-героев.
- Чтение стихотворения А. Твардовского (звучит музыка).
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Пускай всегда годину ту
На память нам приводит
И первый снег, и рожь в цвету,
Когда под ветром ходит.
И каждый дом, и каждый сад
В ряду – большой и малый.
И дня восход и дня закат
Над темным лесом – алый.
Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!”
Домашнее задание: приготовить сообщение о другом городе-герое.