Программа "Экология здоровья" для воспитанников детских домов

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Пояснительная записка

В детский дом дети приходят в разном возрасте, как правило, с негативным отношением к своему здоровью, и к здоровому образу в целом. У детей из детского дома изначально сформирован негативный образ жизни (девиантное поведение: курение, ранний алкоголизм, токсикомания, бродяжничество).

Педагогам детского дома сложно “сломать” стереотипное (негативный образ жизни) поведение ребенка по отношению к своему здоровью. Традиционные формы и методы работы по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни не дают должных результатов. Поэтому перед педагогами детского дома встала задача: найти и реализовать такие формы и методы работы, которые будут наиболее эффективны в формирование у детей здорового образа жизни – как ценности.

Решением педагогического совета на базе детского дома создать команду под названием “Экология Здоровья”, которая будет вести пропаганду здорового образа жизни, а также приобщать к спорту детей детского учреждения.

Команда “Экология Здоровья” состоит из 10 детей и двух руководителей. Кроме руководителей проекта в команду “Экология здоровья” входят, врач, психолог, завуч, социальный педагог, директор детского дома, представители спортивных секций и кружков, представители СМИ. Создание оздоровительной команды необходимо для формирования жизненно важных навыков здорового образа жизни и качественной организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Цель команды: создание условий для сохранения физического здоровья воспитанников, восстановления утраченных резервов организма, укрепления иммунной системы организма, условий для формирования ценностного отношения к своему здоровью.

Задачи:

  • сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья детей;
  • повышение уровня психологической и коммуникативной культуры воспитанников детского дома;
  • определение путей и условий для самореализации, раскрытие творческого и духовного потенциала каждого ребенка.

Формы работы: индивидуальная работа, групповая работа.

Предполагаемый результат

  • Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни;
  • Сохранение и укрепление психического и физического здоровья;
  • У ребенка появляется потребность вести здоровый образ жизни;
  • Возможность каждого ребенка оказывать себе элементарную медицинскую помощь.

Период реализации программы – 1 год (май 2010 – май 2011).

Программа состоит из 7 этапов (мини-проектов), которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Один этап плавно переходит в другой. На каждом этапе команда здоровья составляет свой мини-проект, который реализует в течение 1–3 месяцев.

1-й этап

“Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”

(май – август 2010)

Пояснительная записка

Лето – пора активного отдыха! Для детей лето - это масса удовольствий: подвижные игры на воздухе, солнечные ванны, хождение босиком по траве, купание и обливание водой, туристические походы и просто чудесный отдых.

Поэтому для кураторов программы “Экология здоровья” важно сделать жизнь команды “Экологии здоровья” и остальных детей содержательной и спортивно-интересной. Отсюда следует, что нужно спланировать и реализовать оздоровительную кампанию по организации деятельности детей в летний оздоровительный период; направить детей на активный и позитивный летний отдых.

Цель: актуализировать в летний период тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения.

Задачи:

  1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей.
  2. Воспитывать привычку повседневной физической активности.
  3. Повышения двигательной активности.
  4. Формирование чувства ответственности за свое здоровье.

Предполагаемый результат:

  1. Сохранение здоровья детей, снижение уровня заболеваемости.
  2. Привитие детям физической культуры.

План реализации 1-го этапа

Направления работы Форма работы
  1. Создание команды здоровья.
  2. Назначение командира команды здоровья
  3. Знакомство с программой “Экология здоровья”
  4. Создание спектакля “Здравствуй здоровье”
– Круглый стол
– Конкурс командиров
– Круглый стол
– Викторина о ЗОЖ
– Репетиции, распределение ролей
  1. Поездка в лагерь “Дружба”
  2. Создание и реализация мини-проекта отдыха командой “Экология здоровья”
  3. Оформление фото-отчета о летнем отдыхе
– Экскурсия по лагерю “Дружба”
– Прогулка в лес
– Купание в бассейне
– Участие в спортивных соревнованиях
– Туристический поход
– Подвижные игры на воздухе
– Пассивные виды отдыха - чтение книг, рисование, посещение секций, кружков и т.д.
– Занятие в фото-студии
  1. Поездка в о/л “Лесная сказка”
  2. Создание и реализация мини-проекта отдыха командой “Экология здоровья”
  3. Оформление фото-отчета о летнем отдыхе
– Экскурсия по лагерю “Лесная сказка”
– Участие в спортивных соревнованиях
– Подвижные игры на воздухе
– Поход + рыбалка
– Пассивные виды отдыха - чтение книг, рисование, посещение секций, кружков и т.д.
– Занятие аэробикой
– Занятие в фото-студии

2-й этап

“В здоровом теле – здоровый дух”

(сентябрь 2010)

Направления работы Форма работы
Развитие у детей группы здоровья положительного мышления.

 

 

 

 

 

Упражнения расслабления
  1. Позитивизм школьного будняя
  2. Напряжение и снятие напряжения в течение дня.
  3. Расслабление дыхания.
  4. Суггестивное расслабление.
  5. Аутогенная тренировка.
  6. Расслабление воображения
  7. Образец конструктивного мышления
  8. Методики затопления и реакции на неуспех
  9. Драма
  10. Расслабление с помощью движения или физкультуры
  11. Массаж
Определение физических нормативов для всех возрастных групп

 

  1. Занятие в спортивном зале.
  2. Сдача нормативов
  3. Круглый стол (плюсы и минусы каждого ребенка по физическим показателям).
  4. Занятие по планированию “Дневника здоровья”

 

Создание “Дневника Здоровья” – Круглый стол
– Мозговой штурм
– Поиск информации в журналах, газетах, интернете
– Игровой тренинг по ЗОЖ
– Еженедельные занятие по “Дневнику здоровья”

3-й этап

“Правила Здорового питания”

(октябрь – ноябрь 2010)

Цель. Развитие представлений о назначении пищи в жизни человека, формирование убеждений в необходимости полноценного рационального питания.

Задачи:

– актуализировать представления об основных питательных веществах;
– развивать убеждения в преимуществах рационального питания, стремления придерживаться его принципов;
укреплять привычку соблюдать режим питания.

Направления работы Форма работы
Основные питательные вещества (ОВП) – Занятие по данному направлению
– Работа в “Дневнике здоровья”
Роль ОВП – Занятие по данному направлению
– Работа в “Дневнике здоровья”
Продукты содержащие ОВП в день – Практическое занятие по данному направлению (ежедневно).
– Работа в “Дневнике здоровья”

4-й этап

“Профилактика простудных заболеваний”

( декабрь – февраль 2010)

Цель. Формирование понимания опасности инфекционных заболеваний и необходимости защищаться от них, в т.ч. соблюдая правила личной гигиены; навыков здорового образа жизни, как способа повышения иммунитета.

Задачи:

– Сформировать убеждение в необходимости укрепления иммунитета; представления об иммунитете, как средстве профилактики инфекционных заболеваний; представления о причинах инфекционных заболеваний, способах защиты от них.
– Формировать привычку к закаливанию и соблюдению правил личной гигиены.

Направления работы Форма работы
Все виды закаливания – Моржевание
– Закаливающая дорожка
– Посещение бани
– Прогулки на улице в любую погоду
– Контрастный душ
– Массаж Точечный массаж; Самомассаж
– Гимнастика после сна
Проведение профилактической терапии – Аромотерапия (Аромамедальоны; Аромаподушечки; Ванны с эфирным маслом чеснока, имбиря, астрагала).
– Овощетерапия
– Укрепляющий чай, витаминный чай
Проведение подвижных игр на воздухе – Малые зимняя олимпиада
– “Лыжня России”
– Зимние забавы на улице
– Дыхательная методика А.Н.Стрельниковой
– Оздоровительная гимнастики
– Игровая методика (дыхательная система)

5-й этап

Гигиена тела и жилища”

(март 2010)

Направления работы Форма работы
Уклад дома

Режим дня

 

 

СГК
(санитарно-гигиеническая культура)

 

 

 

 

 

 

– Соблюдение режимных моментов

Ежедневное планирование своего рабочего дня каждым воспитанником: работа по циклограммам.

Практические занятия

– Уход за ногтями; Уход за руками, ногами;
– Прием душа;
– Уход за волосами; Экскурсия в салон красоты;
– Смена нижнего белья, одежды;
– Внешний вид (пользоваться косметикой, кремом);
– Декорирование интерьера комнаты;
– Создание коллажей; Творческое оформление рамок для фотографий, картин;
– Оформление салфеток, игольниц;
– Создание цветовой гаммы;
– Озеленение комнаты.
Конкурс на “лучшую комнату”

6-й этап

“Безопасные каникулы”

(май 2010)

На 6 этапе мы проводим спортивно-познавательную эстафету (с участием сотрудников ГАИ, МЧС, медицинского персонала и другие).

Идем в туристический поход (ориентация на местности, сбор ягод, грибов, лечебных трав).

7-й этап

“Я выбираю здоровый образ жизни”

(июнь 2010)

На данном этапе мы проводим защиту всех мини-проектов (этапов), здесь мы поздравляем и награждаем тех ребят которые с уверенностью могут сказать “Я выбираю здоровый образ жизни”. Показываем свой фото отчет и видеоролик (которые фиксировали на протяжение всей программы).

Также мы публично награждаем команду “Экология Здоровья”, кураторов программы.