Пояснительная записка
В детский дом дети приходят в разном возрасте, как правило, с негативным отношением к своему здоровью, и к здоровому образу в целом. У детей из детского дома изначально сформирован негативный образ жизни (девиантное поведение: курение, ранний алкоголизм, токсикомания, бродяжничество).
Педагогам детского дома сложно “сломать” стереотипное (негативный образ жизни) поведение ребенка по отношению к своему здоровью. Традиционные формы и методы работы по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни не дают должных результатов. Поэтому перед педагогами детского дома встала задача: найти и реализовать такие формы и методы работы, которые будут наиболее эффективны в формирование у детей здорового образа жизни – как ценности.
Решением педагогического совета на базе детского дома создать команду под названием “Экология Здоровья”, которая будет вести пропаганду здорового образа жизни, а также приобщать к спорту детей детского учреждения.
Команда “Экология Здоровья” состоит из 10 детей и двух руководителей. Кроме руководителей проекта в команду “Экология здоровья” входят, врач, психолог, завуч, социальный педагог, директор детского дома, представители спортивных секций и кружков, представители СМИ. Создание оздоровительной команды необходимо для формирования жизненно важных навыков здорового образа жизни и качественной организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Цель команды: создание условий для сохранения физического здоровья воспитанников, восстановления утраченных резервов организма, укрепления иммунной системы организма, условий для формирования ценностного отношения к своему здоровью.
Задачи:
- сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья детей;
- повышение уровня психологической и коммуникативной культуры воспитанников детского дома;
- определение путей и условий для самореализации, раскрытие творческого и духовного потенциала каждого ребенка.
Формы работы: индивидуальная работа, групповая работа.
Предполагаемый результат
- Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни;
- Сохранение и укрепление психического и физического здоровья;
- У ребенка появляется потребность вести здоровый образ жизни;
- Возможность каждого ребенка оказывать себе элементарную медицинскую помощь.
Период реализации программы – 1 год (май 2010 – май 2011).
Программа состоит из 7 этапов (мини-проектов), которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Один этап плавно переходит в другой. На каждом этапе команда здоровья составляет свой мини-проект, который реализует в течение 1–3 месяцев.
1-й этап
“Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”
(май – август 2010)
Пояснительная записка
Лето – пора активного отдыха! Для детей лето - это масса удовольствий: подвижные игры на воздухе, солнечные ванны, хождение босиком по траве, купание и обливание водой, туристические походы и просто чудесный отдых.
Поэтому для кураторов программы “Экология здоровья” важно сделать жизнь команды “Экологии здоровья” и остальных детей содержательной и спортивно-интересной. Отсюда следует, что нужно спланировать и реализовать оздоровительную кампанию по организации деятельности детей в летний оздоровительный период; направить детей на активный и позитивный летний отдых.
Цель: актуализировать в летний период тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения.
Задачи:
- Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей.
- Воспитывать привычку повседневной физической активности.
- Повышения двигательной активности.
- Формирование чувства ответственности за свое здоровье.
Предполагаемый результат:
- Сохранение здоровья детей, снижение уровня заболеваемости.
- Привитие детям физической культуры.
План реализации 1-го этапа
Направления работы | Форма работы |
|
– Круглый стол – Конкурс командиров – Круглый стол – Викторина о ЗОЖ – Репетиции, распределение ролей |
|
– Экскурсия по лагерю “Дружба” – Прогулка в лес – Купание в бассейне – Участие в спортивных соревнованиях – Туристический поход – Подвижные игры на воздухе – Пассивные виды отдыха - чтение книг, рисование, посещение секций, кружков и т.д. – Занятие в фото-студии |
|
– Экскурсия по лагерю “Лесная сказка” – Участие в спортивных соревнованиях – Подвижные игры на воздухе – Поход + рыбалка – Пассивные виды отдыха - чтение книг, рисование, посещение секций, кружков и т.д. – Занятие аэробикой – Занятие в фото-студии |
2-й этап
“В здоровом теле – здоровый дух”
(сентябрь 2010)
Направления работы | Форма работы |
Развитие у детей группы здоровья положительного
мышления.
|
Упражнения расслабления
|
Определение физических нормативов для всех возрастных
групп
|
|
Создание “Дневника Здоровья” | – Круглый стол – Мозговой штурм – Поиск информации в журналах, газетах, интернете – Игровой тренинг по ЗОЖ – Еженедельные занятие по “Дневнику здоровья” |
3-й этап
“Правила Здорового питания”
(октябрь – ноябрь 2010)
Цель. Развитие представлений о назначении пищи в жизни человека, формирование убеждений в необходимости полноценного рационального питания.
Задачи:
– актуализировать представления об основных питательных веществах;
– развивать убеждения в преимуществах рационального питания, стремления
придерживаться его принципов;
укреплять привычку соблюдать режим питания.
Направления работы | Форма работы |
Основные питательные вещества (ОВП) | – Занятие по данному направлению – Работа в “Дневнике здоровья” |
Роль ОВП | – Занятие по данному направлению – Работа в “Дневнике здоровья” |
Продукты содержащие ОВП в день | – Практическое занятие по данному направлению
(ежедневно). – Работа в “Дневнике здоровья” |
4-й этап
“Профилактика простудных заболеваний”
( декабрь – февраль 2010)
Цель. Формирование понимания опасности инфекционных заболеваний и необходимости защищаться от них, в т.ч. соблюдая правила личной гигиены; навыков здорового образа жизни, как способа повышения иммунитета.
Задачи:
– Сформировать убеждение в необходимости укрепления иммунитета; представления
об иммунитете, как средстве профилактики инфекционных заболеваний; представления
о причинах инфекционных заболеваний, способах защиты от них.
– Формировать привычку к закаливанию и соблюдению правил личной гигиены.
Направления работы | Форма работы |
Все виды закаливания | – Моржевание – Закаливающая дорожка – Посещение бани – Прогулки на улице в любую погоду – Контрастный душ – Массаж Точечный массаж; Самомассаж – Гимнастика после сна |
Проведение профилактической терапии | – Аромотерапия (Аромамедальоны; Аромаподушечки; Ванны с
эфирным маслом чеснока, имбиря, астрагала). – Овощетерапия – Укрепляющий чай, витаминный чай |
Проведение подвижных игр на воздухе | – Малые зимняя олимпиада – “Лыжня России” – Зимние забавы на улице – Дыхательная методика А.Н.Стрельниковой – Оздоровительная гимнастики – Игровая методика (дыхательная система) |
5-й этап
Гигиена тела и жилища”
(март 2010)
Направления работы | Форма работы |
Уклад дома Режим дня
СГК
|
– Соблюдение режимных моментов
Ежедневное планирование своего рабочего дня каждым воспитанником: работа по циклограммам. Практические занятия – Уход за ногтями; Уход за руками, ногами; |
6-й этап
“Безопасные каникулы”
(май 2010)
На 6 этапе мы проводим спортивно-познавательную эстафету (с участием сотрудников ГАИ, МЧС, медицинского персонала и другие).
Идем в туристический поход (ориентация на местности, сбор ягод, грибов, лечебных трав).
7-й этап
“Я выбираю здоровый образ жизни”
(июнь 2010)
На данном этапе мы проводим защиту всех мини-проектов (этапов), здесь мы поздравляем и награждаем тех ребят которые с уверенностью могут сказать “Я выбираю здоровый образ жизни”. Показываем свой фото отчет и видеоролик (которые фиксировали на протяжение всей программы).
Также мы публично награждаем команду “Экология Здоровья”, кураторов программы.