Цели урока: показать учащимся многообразие окружающих человека кодов; отметить роль кодирования информации.
Основные понятия: условный знак, код, кодирование.
Ход урока
1. Организационный этап.
Добрый день! Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу. Я хочу, чтобы ваше настроение сохранилось до конца урока. Все готовы? Начнем.
2. Этап проверки выполнения дом. задания.
1) учащиеся отвечают на следующие вопросы:
– Что такое информация?
– Какие действия человек совершает с информацией?
– Как человек хранит информацию?
– Какие современные носители информации вам известны?
2) работа с учебником: стр. 23 вопросы 1–4:
– Приведите пример обмена информацией между людьми. Что в вашем примере является
источником информации, а что – приёмником?
– Приведите пример источника информации и расскажите о нём.
– Вспомните сказку А. С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица
родила сына – царевича Гвидона:
… Шлет с письмом она гонца,
Чтоб порадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести её хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого…
– Назовите источник информации, её приемник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?
(Ответ: источник – царица, приемник – царь Салтан, гонец – канал связи, помехи – ткачиха, повариха, Бабариха.)
3) обсуждение вариантов выполнения задания №6 стр. 12 в рабочей тетради.
4) разгадывание всем классом кроссворда “Передача информации”. (Приложение 1)
3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
Беседа с учащимися.
– Что вы будете делать, если:
- звенит будильник,
- услышите звонок телефона,
- звонят в дверь,
- звенит школьный звонок.
– Назовите в каждой ситуации источник и приемник.
4. Этап изучения нового материала.
Учащимся сообщается тема урока “Кодирование информации”
Источник |
→ |
Приемник |
сигнал звуковой, световой, тепловой, электрический. жесты, движения и др. |
Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
Код – это система условных знаков для представления информации.
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код – русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число “5” – код отличных знаний, “4” – код хороших знаний, “3” – удовлетворительных, “2” – плохих).
С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. “Буквы” этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.
§ 3.6. – сам. работа с учебником
5. Этап первичной проверки понимания изученного.
1) РТ стр. 17. № 14 – выполнение + взаимопроверка. (Приложение 2)
2) Класс разбивается на 2 команды. Какая команда быстрее справляется с заданием, та и получает победные очки.
РТ стр. 18 № 15. (Приложение 3)
Ответ: камбуз, кубрик, склянки, швартовы, якорь.
РТ стр. 19 № 16. (Приложение 4)
Ответ: Только смелым покоряются моря.
6. Этап закрепления новых знаний.
РТ стр.22 № 18. (Приложение 5)
Ответ: винчестер, джойстик, дискета, дисковод, клавиатура, модем, монитор, мышь, принтер, сканер.
РТ стр. 23. № 20. (Приложение 6)
Ответ: Кукушка кукушонку сшила капюшон. Ткет ткач ткани на платки Тане.
7. Этап информации о дом. задании.
§ 1.6; РТ стр.20–23 № 17, № 19, № 21 (для сильных учащихся).
8. Итоги занятия. Выставление оценок учащимся.
9. Этап рефлексии. (Приложение 7)