Кодирование информации. 5-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 5


Цели урока: показать учащимся многообразие окружающих человека кодов; отметить роль кодирования информации.

Основные понятия: условный знак, код, кодирование.

Ход урока

1. Организационный этап.

Добрый день! Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу. Я хочу, чтобы ваше настроение сохранилось до конца урока. Все готовы? Начнем.

2. Этап проверки выполнения дом. задания.

1) учащиеся отвечают на следующие вопросы:
– Что такое информация?
– Какие действия человек совершает с информацией?
– Как человек хранит информацию?
– Какие современные носители информации вам известны?

2) работа с учебником: стр. 23 вопросы 1–4:
– Приведите пример обмена информацией между людьми. Что в вашем примере является источником информации, а что – приёмником?
– Приведите пример источника информации и расскажите о нём.
– Вспомните сказку А. С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона:

… Шлет с письмом она гонца,
Чтоб порадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести её хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого…

– Назовите источник информации, её приемник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?

(Ответ: источник – царица, приемник – царь Салтан, гонец – канал связи, помехи – ткачиха, повариха, Бабариха.)

3) обсуждение вариантов выполнения задания №6 стр. 12 в рабочей тетради.

4) разгадывание всем классом кроссворда “Передача информации”. (Приложение 1)

3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Беседа с учащимися.

– Что вы будете делать, если:

  1. звенит будильник,
  2. услышите звонок телефона,
  3. звонят в дверь,
  4. звенит школьный звонок.

– Назовите в каждой ситуации источник и приемник.

4. Этап изучения нового материала.

Учащимся сообщается тема урока “Кодирование информации”

Источник

Приемник
  сигнал
звуковой, световой,
тепловой, электрический.
жесты, движения и др.
 

 Схему учащиеся заносят в тетрадь.

Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

Код –  это система условных знаков для представления информации.

Кодирование –  это представление информации с помощью некоторого кода.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код –  русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число “5” –  код отличных знаний, “4” –  код хороших знаний, “3” – удовлетворительных, “2” –  плохих).

С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.

В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. “Буквы” этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.

§ 3.6. – сам. работа с учебником

5. Этап первичной проверки понимания изученного.

1) РТ стр. 17. № 14 – выполнение + взаимопроверка. (Приложение 2)

2) Класс разбивается на 2 команды. Какая команда быстрее справляется с заданием, та и получает победные очки.

РТ стр. 18 № 15. (Приложение 3)

Ответ: камбуз, кубрик, склянки, швартовы, якорь.

РТ стр. 19 № 16. (Приложение 4)

Ответ: Только смелым покоряются моря.

6. Этап закрепления новых знаний.

РТ стр.22 № 18. (Приложение 5)

Ответ: винчестер, джойстик, дискета, дисковод, клавиатура, модем, монитор, мышь, принтер, сканер.

РТ стр. 23. № 20. (Приложение 6)

Ответ: Кукушка кукушонку сшила капюшон. Ткет ткач ткани на платки Тане.

7. Этап информации о дом. задании.

§ 1.6; РТ стр.20–23 № 17, № 19, № 21 (для сильных учащихся).

8. Итоги занятия. Выставление оценок учащимся.

9. Этап рефлексии. (Приложение 7)