Цели:
- Образовательные –дать понятие пропорции и ее членов, чтение пропорции, составление пропорции из отношений, сформировать основное свойство пропорции. Обратить особое внимание учащихся на применение пропорции в различных областях деятельности, важность изучения указанной темы для дальнейшего обучения в школе.
- Развивающие – развивать вычислительные навыки, способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; развитие математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
- Воспитательные – воспитание интереса к математике, активности, умения общаться, оценивать свой результат.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с дифференцированными заданиями), сигнальные карточки, компьютер, экран, проектор.
Ход урока
Приложение 1 (слайды)
Приложение 2 (музыкальная физкультминутка – презентация)
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом
А. Франс
I. Орг. момент
Здравствуйте, ребята. Обратите внимание на девиз нашего урока (слайд 1) Давайте следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны и будем поглощать знания с большим желанием, так как они пригодятся вам в дальнейшей жизни.
II. Повторение раннее пройденного
Тему сегодняшнего урока вы узнаете сами. Прежде, чем начать изучение новой темы, мы с вами всегда повторяем раннее пройденный материал. Вопросы к классу:
- Что называют отношением двух чисел?
- Что показывает отношение двух чисел?
- Как узнать, сколько процентов одно число составляет от другого?
Устные упражнения, в ходе выполнения которых учащиеся отгадывают тему урока.
Найти отношение (слайд 2):
а) 2,1 к 3 Р б) 0,5 к 0,3 Я в) к 1 П г) 5 кг к 25 кг О д) 20 мин. к 2 ч. И е) 23 к 8 Ц
Записать в таблицу буквы (на доске), соответствующие найденным ответам.
– Есть ли в таблице равные числа?
0,5 | 0,7 | 50% | 0,2 | 70% | 2 | |||
– Какое слово, ребята, получилось?
– Верно, пропорция.
III. Изучение новой темы
Итак, тема урока – «Пропорция». Запишите в тетради тему урока. (слайд 3)
– Ребята, какие слова вы бы выбрали, объясняя слово «пропорция»? (слайд 4)
На слайде слова: гармония, хаос, красота, порядок, равновесие, неточность
Вывод: с пропорциями связываются представления о красоте, порядке и гармонии. На уроках рисования вы сталкивались уже с понятием пропорциональность. Пропорциональность является непременным условием правильного и красивого изображения предмета.
Прежде, чем дать точное определение «Пропорции», хочу обратить ваше внимание на вопросы, которые мы рассмотрим при изучении этой темы.
- Повторение раннее пройденного
- Определение пропорции
- Основное свойство пропорции
- Применение в математике и в жизни
На доске записаны отношения:
- 4 : ;
- 3,6:1,2;
- 8:1;
- 6,3:2,1
– Как можно сгруппировать эти отношения? (слайд 5)
Запишите полученные равенства в тетрадь. Эти равенства и есть пропорции.
– Кто может дать определение пропорции?
Определение: Равенство двух отношений называют пропорцией.
В общем виде пропорция записывается: (слайд 6)
Записать пропорции и прочитать (слайд 7):
- =
- 5:3 =2:1,2
- 5:15=4:12
– Подчеркнуть красным карандашом крайние члены пропорции, а синим – средние члены пропорции.
Записать в тетради пропорцию:
=
Работа с сигнальными карточками. Если высказывание истинное поднимите карточку зеленого цвета, если ложное - красного
- Крайние члены пропорции натуральные числа.
- Произведение средних членов пропорции равно 20.
- Средние члены пропорции дробные числа.
- Сумма средних членов пропорции равна 9
Письменно выполнить №761
В природе пропорциональность означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей, правильное расположение частей предмета. Много примеров можно привести, наблюдая пропорциональность в природе: бабочки, деревья, снежинки и т.д. Сейчас мы будем делать упражнения для глаз со снежинками, обратите внимание на красивый узор снежинок
Физкультминутка (приложение 2)
Работа в парах по карточкам. Найти произведение крайних и средних членов пропорции (задание дифференцированное)
Карточка 1 (для учащихся с низкими учебными возможностями)
22 : 2 = 121 : 11
Карточка 2 (для учащихся со средними учебными возможностями)
: 5 = : 2
Карточка 3 (для учащихся с высокими учебными возможностями)
=
– Какие результаты у вас, ребята, получились? Комментирование с места.
– Какой вывод можно сделать?
Вывод: В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних (слайд 8)
Верно и обратное утверждение (слайд 9)
IV. Формирование умений и навыков учащихся
– Ребята, в употребление слово «пропорция» ввел римский оратор, юрист, политический деятель и мыслитель I века до н.э. Цицерон (слайд 10)
– Узнайте, какие из данных высказываний принадлежат этому римскому оратору. Для этого найдите на свитках верные пропорции, используя свойство пропорции
(слайд 11)
- = – Что посеешь, то и пожнешь.
- = Бумага все стерпит.
- 0,1 : 24 = 0,5 : 130 – Не гоняйся за счастьем, оно находится в тебе самом.
- : = 1 : 1,5 – Друзья познаются в беде.
– Оставшееся высказывание принадлежит Пифагору.
– Вы видите портреты трех великих мыслителей древности (слайд 12)
– Узнайте, на каком из них изображен Пифагор. Для этого найдите верную пропорцию
- 0,3 : 4 = 75 : 100
- 4 : 14 = :
- 0,6 :0,7 = 1,8:2,1
V. Итоги урока
– Что называется пропорцией?
– Основное свойство пропорции.
– Составьте пропорции, используя равенство произведений:
- 5 14 = 35 2
- 7 6 = 5,25 8
VI. Домашнее задание
п. 21, №762 (б, г, е), №778
Составить три пропорции из любой верной пропорции (для учащихся с высокими учебными возможностями)
– Спасибо за урок! (слайд 13)