Пропорция. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели:

  • Образовательные –дать понятие пропорции и ее членов, чтение пропорции, составление пропорции из отношений, сформировать основное свойство пропорции. Обратить особое внимание учащихся на применение пропорции в различных областях деятельности, важность изучения указанной темы для дальнейшего обучения в школе.
  • Развивающие – развивать вычислительные навыки, способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; развитие математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
  • Воспитательные – воспитание интереса к математике, активности, умения общаться, оценивать свой результат.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с дифференцированными заданиями), сигнальные карточки, компьютер, экран, проектор. 

Ход урока

Приложение 1 (слайды)

Приложение 2 (музыкальная физкультминутка – презентация)

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом
А. Франс

I. Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Обратите внимание на девиз нашего урока (слайд 1) Давайте следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны и будем поглощать знания с большим желанием, так как они пригодятся вам в дальнейшей жизни.

II. Повторение раннее пройденного

Тему сегодняшнего урока вы узнаете сами. Прежде, чем начать изучение новой темы, мы с вами всегда повторяем раннее пройденный материал. Вопросы к классу:

  1. Что называют отношением двух чисел?
  2. Что показывает отношение двух чисел?
  3. Как узнать, сколько процентов одно число составляет от другого?

Устные упражнения, в ходе выполнения которых учащиеся отгадывают тему урока.

Найти отношение (слайд 2):

а) 2,1 к 3           Р
б) 0,5 к 0,3   Я
в)  к 1     П
г) 5 кг к 25 кг   О
д) 20 мин. к 2 ч.   И
е) 23 к 8   Ц

Записать в таблицу буквы (на доске), соответствующие найденным ответам.

– Есть ли в таблице равные числа?

 0,5  0,7  50% 0,2  70%  2
                                                                                                  

– Какое слово, ребята, получилось?

– Верно, пропорция.

III. Изучение новой темы

Итак, тема урока – «Пропорция». Запишите в тетради тему урока. (слайд 3)

– Ребята, какие слова вы бы выбрали, объясняя слово «пропорция»? (слайд 4)

На слайде слова: гармония, хаос, красота, порядок, равновесие, неточность

Вывод: с пропорциями связываются представления о красоте, порядке и гармонии. На уроках рисования вы сталкивались уже с понятием пропорциональность. Пропорциональность является непременным условием правильного и красивого изображения предмета.

Прежде, чем дать точное определение «Пропорции», хочу обратить ваше внимание на вопросы, которые мы рассмотрим при изучении этой темы.

  1. Повторение раннее пройденного
  2. Определение пропорции
  3. Основное свойство пропорции
  4. Применение в математике и в жизни

На доске записаны отношения:

  • 4 : ;
  • 3,6:1,2;
  • 8:1;
  • 6,3:2,1

– Как можно сгруппировать эти отношения? (слайд 5)

Запишите полученные равенства в тетрадь. Эти равенства и есть пропорции.

– Кто может дать определение пропорции?

Определение: Равенство двух отношений называют пропорцией.

В общем виде пропорция записывается: (слайд 6)

Записать пропорции и прочитать (слайд 7):  

  •  =
  • 5:3 =2:1,2
  • 5:15=4:12

Подчеркнуть красным карандашом крайние члены пропорции, а синим – средние члены пропорции.

Записать в тетради пропорцию:

=

Работа с сигнальными карточками. Если высказывание истинное поднимите карточку зеленого цвета, если ложное - красного

  1. Крайние члены пропорции натуральные числа.
  2. Произведение средних членов пропорции равно 20.
  3. Средние члены пропорции дробные числа.
  4. Сумма средних членов пропорции равна 9

Письменно выполнить №761 

В природе пропорциональность означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей, правильное расположение частей предмета. Много примеров можно привести, наблюдая пропорциональность в природе: бабочки, деревья, снежинки и т.д. Сейчас мы будем делать упражнения для глаз со снежинками, обратите внимание на красивый узор снежинок

Физкультминутка (приложение 2) 

Работа в парах по карточкам. Найти произведение крайних и средних членов пропорции (задание дифференцированное)

Карточка 1 (для учащихся с низкими учебными возможностями)

22 : 2 = 121 : 11

Карточка 2 (для учащихся со средними учебными возможностями)

 : 5 =  : 2

Карточка 3 (для учащихся с высокими учебными возможностями)

 =

– Какие результаты у вас, ребята, получились? Комментирование с места.

– Какой вывод можно сделать?

Вывод: В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних (слайд 8)

Верно и обратное утверждение (слайд 9)

IV. Формирование умений и навыков учащихся

– Ребята, в употребление слово «пропорция» ввел римский оратор, юрист, политический деятель и мыслитель I века до н.э. Цицерон (слайд 10)

– Узнайте, какие из данных высказываний принадлежат этому римскому оратору. Для этого найдите на свитках верные пропорции, используя свойство пропорции

(слайд 11)

  •  =   – Что посеешь, то и пожнешь.
  •  = Бумага все стерпит.
  • 0,1 : 24 = 0,5 : 130 – Не гоняйся за счастьем, оно находится в тебе самом.
  •  :  = 1 : 1,5 – Друзья познаются в беде.

– Оставшееся высказывание принадлежит Пифагору.

– Вы видите портреты трех великих мыслителей древности (слайд 12)

– Узнайте, на каком из них изображен Пифагор. Для этого найдите верную пропорцию

  • 0,3 : 4 = 75 : 100
  • 4 : 14 = :
  • 0,6 :0,7 = 1,8:2,1

V. Итоги урока

– Что называется пропорцией?

– Основное свойство пропорции.

– Составьте пропорции, используя равенство произведений:

  • 5  14 = 35  2
  • 7  6 = 5,25  8

VI. Домашнее задание

п. 21, №762 (б, г, е), №778

Составить три пропорции из любой верной пропорции (для учащихся с высокими учебными возможностями)

– Спасибо за урок! (слайд 13)