Устные приемы умножения трехзначных чисел на однозначное. Сравнение старинных способов умножения с современными

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • научить применять распределительный закон умножения суммы на число к трехзначным числам,
  • развивать наблюдательность, логическое мышление, умения сравнивать и классифицировать,
  • воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Оборудование: учебник "Математика 3 класс" И. Аргинская; мультимедийный проектор, экран; презентация слайдов.

План урока

1. Орг.момент

2. Актуализация знаний

3. Постановка проблемы.

4.Открытие детьми "нового"

5. Физминутка

6. Первичное закрепление

7. Рефлексия.

8. Итог урока.

Ход урока

1. Орг. момент.

У. Поприветствуйте гостей добрыми улыбками.

2. Актуализация знаний.

У. Начнем урок с логической задачи:

Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья оставалось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день?

Д. Среда.

У. Откройте тетради, запишите дату: 3 декабря. Число 3 считалось в древности пределом счета: "один, два, много" и обозначало "все", потом стало символом полноты, счастливым числом, а потом и магическим, потому как оно складывалось из суммы предыдущих чисел 3=2+1, символизировалось треугольником, который представляет прошлое, настоящее, будущее.

Логично будет и наш урок построить на этих 3 китах. Слайд 2

У. Посмотрите на экран. Что вы можете сказать об этих записях? Слайд 3

20 * 3 10 * 7 4 * 7
14 * 7 20 + 8 10 + 4
28 * 3 8 * 3 316 * 2

Д. Это примеры, выражения, математические выражения.

У. На какие группы вы бы распределили выражения?

Д.

1 способ:

4 * 7 20+8 20 * 3 14 * 7
8 * 3 10+4 10 * 7 28 * 3

2 способ:

10 * 7 20 + 8
14 * 7 28 * 3
10 + 4 20 * 3
4 * 7 8 * 3

3 способ: на действия 1-й ступени и на действия 2-й ступени. А выражение 316*2 - лишнее.

3.Постановка проблемы

У. Так вы сможете сами сформулировать тему нашего урока?

Д. Мы должны научиться умножать трехзначные числа на однозначные. Слайд 4

4. Открытие детьми "нового"

У. Ребята, а вы знаете как умножали в древности? Давайте мысленно окажемся в прошлом. Слайд 5

Д. 1) много раз складывали числа Слайд 6

2) Считали на пальцах Слайд 7

3) на счетах Слайд 8

У. Очень быстро вспомним умножение на пальцах для 9. (практическая. работа)

У. А откуда появился знак умножения - крестик? Слайд 9

У. Но на Руси всегда рождались свои гениальные люди.

Решив математическую цепочку, вы узнаете имя математика, создателя первого печатного учебника "Арифметика", по которому обучались дети в цифирных школах.

900 Михаил Ломоносов

1000 Леонтий Магницкий

45 : 5 *100- 300 - 250+ 550 + 100 =1000 Слайд 10

У. Исследуйте по старинному способу:

  • мальчики - 80 x 4
  • девочки - 60 x 4

У. проверьте себя! Слайд 11

У. Трудно? А интересно? Появились какие-нибудь вопросы?

У. А теперь отдохнем.

5.Физминутка. Слайд 12

6. Первичное закрепление.

Вернемся в настоящее.

У. А как сейчас умножают? Д. на калькуляторах, на компьютерах.

У. Нужно ли при таком обилии техники уметь современному человеку вычислять устно?

Д. Нужно, т.к. техника не всегда под рукой, может сломаться:

У. вернемся ко 2 способу распределения выражений: 10 *7 14 * 7 10 + 4 4 * 7

Есть ли связь между этими выражениями? Найдите ее.

14 *7 = (10 + 4) *7 = 10 * 7 + 4 * 7 = 98

У. Каким законом умножения вы пользовались?

Д. Распределительным законом.

У. А как он звучит?

Д. При умножении суммы на число значение выражения не изменится, если умножить на него каждое слагаемое и полученные результаты сложить.

У. Сравните следующие выражения: 16 * 2 216 * 2 316 * 2

Д. это произведения, 2-е множители одинаковые, количество десятков и единиц одинаковые, но отличаются сотнями.

У. Сможете ли вы устно умножить? А составить алгоритм умножения?

Д. 1. Трехзначное число заменю суммой разрядных слагаемых.

2. Каждое слагаемое отдельно умножу на число.

3. Получившиеся произведения сложу.

4. Назову окончательный ответ. Слайд 13

У. Попробуем применить в деле. Найдите №165: первые 2 примера 1 ряду, 3, 4 примеры - 2 ряду, 5,6- 3 ряду

Самостоятельная работа. Проверка Слайд 14

918, 981

770, 992

978, 896

У. хорошо. С каких разрядов вы начинали умножение? (с сотен) так считают устно.

У. Но математика родилась как наука из необходимости решать в жизни разные задачи. Перейдем к задаче. Прочитайте пословицу: Слайд 15

Птица всегда спешит к гнезду,
А человек - к родителям.

2008 год был объявлен годом Семьи.

Анализ и работа над задачей № 154 1)

7. Рефлексия.

У. Приготовьте листочки для математического диктанта.

1. Уменьши 740 на 200.

2. Неизвестное число больше 180 на 50

3. 1 множитель 11, 2 множитель 3 .Чему равно значение произведения?

4. На сколько 800 больше 400?

5. 300 уменьши на 170

6. Чему равно частное 60 и 2?

7. Найди произведение 5и 9

8. Чему равна сумма 600 и 180?

У. Ну, а будущее в математике какое? Как вы себе представляете? Не так ли?

Слайд 16

8. Итог урока.

Какие способы умножения вам показались удобнее, быстрее для вычислений?

Спасибо за работу!