Цель урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества"
Задачи урока:
- закрепить знание основных понятий;
- формирование навыков решения несложных проблем экономического характера
- развитие памяти, внимания, творческого мышления, умения применять знания в нестандартной ситуации
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Назовите 4 сферы общества.
С какой сферой общества мы познакомились?
Сегодня на уроке мы будем не простыми учениками, а экономистами. И будем решать различные экономические задачи и проблемы.
3. Обобщающее повторение
1. Экономический аукцион
Учащиеся называют пословицы и поговорки на тему "Труд. Работа". Побеждает тот, кто назовёт последнюю пословицу. (Подбор пословиц был домашним заданием.)
2. Экономическая перестрелка
Учитель называет определение, учащиеся - соответствующее понятие и наоборот: учитель- понятие, учащиеся дают ему определение.
Экономика - домашнее хозяйство, хозяйство предприятия, хозяйство города, хозяйство целого государства
Нужда человека в чем-либо - потребности.
Производство - выпуск продукции, процесс создания товаров и услуг.
Финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает за определенную плату вклады и представляет кредиты - банк.
Предприниматель - человек, который организует новое дело по производству товаров и услуг с целью получения прибыли.
Средство измерения величины стоимости товара, обмена, осуществления платежей, расчетов - деньги.
Предприниматель - человек, который организует новое дело по производству товаров и услуг с целью получения прибыли.
Купля- продажа товаров и услуг.- обмен
Бизнес - любая деятельность по производству и обмену товаров и услуг с целью получения прибыли.
Соглашение между работодателем и работником, согласно которому работник обязан выполнить свои трудовые функции, а работодатель оплачивать его труд - труд. договор
Семейный бюджет - это доходы и расходы семьи за определенный период времени.
Регулярная денежная выплата гражданам со стороны государства - пенсия.
Заработная плата - вознаграждение за труд, выплачиваемое наемному работнику.
Три главных вопроса экономики - Что производить? Как производить? Для кого производить?
3. Экономическая ситуация
Большинство людей в обществе одновременно выступают в роли производителей и потребителей.
Подумайте и приведите примеры конкретных ситуаций, в которых человек является производителем и потребителем.
4. Игра "Товары и услуги"
Рынок - система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг.
По объявлениям из газет и журналов (тянут их по очереди) учащиеся должны определить: где предлагаются потребителям товары, а где - услуги.
5. Игра "Экономическое лото"
Деньги выполняют различные функции:
- средство обмена
- средство измерения
- средство платежа
- средство накопления
(на импровизированных денежных купюрах описаны различные ситуации, нужно определить - к какой функции денег данная ситуация относится).
Ситуации:
- заплатил за булку хлеба
- килограмм апельсинов стоит 50 рублей
- телевизор стоит 5500 рублей
- килограмм помидоров на рынке у одного продавца стоит 30 рублей, у другого - 35
- получил заработную плату за прошедшей месяц
- заплатил транспортный налог
- положил 10 000 рублей в банк
- откладываю 1000 рублей с каждой зарплаты на покупку домашнего кинотеатра
- заплатил за ремонт холодильника
- стоимость билета на автобус до Казани- 250 рублей
6. Конкурс "Защита рекламы"
Одним из двигателей торговли является реклама. Чтобы привлечь потребителя, реклама должна быть яркой, необычной, многообещающей, запоминающейся.
(учащиеся заранее получили домашнее задание: нарисовать рекламу по предложению товаров или услуг). Учащиеся демонстрируют свои творческие работы.
7. Экономический практикум
Деятельность предпринимателей называется бизнесом.
По форме деятельности бизнес бывает
- производственным
- торговым
- страховым
Приведите соответствующие примеры деятельности предпринимателей, бизнесменов в экономике нашей деревни, города, района.
8. Экономическая задача
Составить семейный бюджет для семьи, состоящей из: мамы (работает), папы (работает), дедушки (пенсионер), сын (студент), дочка (школьница). Перечислите доходы и расходы для этой семьи.
9. Юридическая консультация
Учащимся предлагаются ситуации, они должны определить - нарушен в данном случае закон или нет. Объяснить, почему.
- Саша, 13 лет. Устроился работать почтальоном на весь год.
- Маша, 15 лет. Договорилась в устной форме о работе летом по раздаче рекламы.
- Олег, 14 лет. Заключил трудовой договор на работу во время летних каникул на полный рабочий день.
- Нина, 16 лет. Устроилась летом по трудовому договору на работу по четыре часа в день с двумя выходными в неделю.
10. Работа с сигнальными карточками + и -
Определить верные утверждения:
- по достижению пенсионного возраста граждане получают право на пенсию
- подростков можно привлекать к работам в ночное время и к вредным работам только с их согласия
- закон разрешает по общему правилу трудоустройство с 18 лет
- безработными называются нетрудоспособные граждане, которые из-за болезни или по возрасту не могут устроиться на работу
- для заключения трудового договора с подростками, достигшими 14 лет необходимо согласие одного из родителей
- трудовой договор - это документ, в котором определены права и обязанности работника и работодателя.
- минимальная продолжительность ежегодного отпуска составляет 15 календарных дней
- по согласию сторон, трудовой договор может быть расторгнут в любое время