Предмет “ритмика” – универсальный, обеспечивающий художественно-эстетическое образование и воспитание детей, их оздоровление, духовное очищение. Особенностью данного предмета является его интеграция на разных уровнях. Во-первых, ритмика синтезирует музыку, слово, танец. Во-вторых, она представляет собой взаимосвязь, совокупность многих предметов музыкального цикла, направленных на развитие всех музыкальных способностей.
Таким образом, ритмика занимает важное место в музыкальном воспитании и образовании, но ведущее значение имеет в музыкальном развитии дошкольников, так как отвечает их возрастному психофизиологическому развитию, потребностям и запросам, интересам.
В настоящее время существует очень много различных программ, методик, учебных пособий по ритмике для детей дошкольного возраста. Большинство из них, к сожалению, не отвечают тезисам, рекомендациям, педагогическими идеям основоположника и создателя системы ритмического воспитания Э. Жака-Далькроза. По нашему же мнению, только следуя исходным положениям автора данной системы, можно добиться эффективности, целесообразности ритмического воспитания, добиться желаемых результатов в развитии музыкальных и общих способностей детей.
Работа по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного возраста должна вестись в опоре на основные принципы и педагогические идеи Э. Жака-Далькроза. Прежде всего, на его понимание чувства ритма как универсального. В системе Далькроза тело учится реагировать на все аспекты метроритмической организации – акцентуацию, паузы, звуковысотность, модуляционные процессы, агогику и динамику, темп, особенности интонирования и фразировки, формообразования. Таким образом, наша работа была направлена не только на развитие чувства ритма учащихся, но и всего комплекса их музыкальных способностей. Кроме того, на ритмике развиваются и общие способности ребенка, поскольку цель системы Далькроза – помочь учащемуся избавиться от физических и психологических комплексов и зажимов, обрести радость жизни и творчества [1].
Особое внимание следует обращать на то, что, несмотря на комплексность подхода в обучении, каждое чувство, каждая способность развиваются свободно, не заглушая другие. Также мы следуем такому принципу обучения Далькроза, как систематизм – и в построении занятий, и в выборе форм работы, упражнений.
“Из всех чувств лучше всего влияет на развитие способностей ребенка радость, он наиболее охотно отдается этому чувству и душа его открыта для воспитательного воздействия”, – писал Эмиль Жак-Далькроз [1]. Поэтому на занятиях мы стараемся создать для детей психологически комфортную среду, стремимся, чтобы урок ритмики приносил им радость и положительные эмоции.
Помимо перечисленных выше педагогических принципов, мы учитываем в своей работе важность игры как проявления естественной потребности к деятельности, выражения детской радости и непосредственности. Задания, упражнения, используемые нами на занятиях, имеют преимущественно игровую форму или обязательно содержат игровые элементы.
Формы музыкальной работы с детьми на уроке ритмики, задания и упражнения были заимствованы нами непосредственно из системы Э. Жака-Далькроза, в опоре на его авторские рекомендации, но нотный и методический материал подбирался из сборников и пособий современных авторов.
На первом, начальном этапе внимание уделяется созданию целостного представления о музыке и движении, используемом для передачи её эмоционально-образного содержания. На втором этапе обучения ритмике внимание акцентируется на развитии самостоятельности детей в выполнении музыкально-ритмических движений, ведется работа над уточнением и отработкой элементов движения, их выразительностью и соответствием характеру музыки, а также целостностью музыкального образа, плавностью перехода одного элемента движения в другой. На третьем этапе обучения осуществляется закрепление и совершенствование музыкально-двигательных навыков, ведется работа над качеством целостного исполнения. В течение всего процесса обучения мы стремимся побуждать учащихся к творческому самовыражению в движении в процессе восприятия музыки.
Когда мы изучали работы Э. Жака-Далькроза, наше внимание обратила на себя следующая мысль известного педагога: Далькроз пишет о том, что самосознание человека формируется и крепнет на почве духовной работы. Чувство ритма подчинено аналогичному закону: оно развивается путем ритмических упражнений. К пяти годам сознание и мышцы ребенка уже готовы для ритмической работы и усвоению ритмики. Ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве. Жизненная задача каждого мускула состоит в том, чтобы выполнить ряд движений с определенной силой, в определенном времени и пространстве. Логическое распределение этих трех элементов движения способствует укреплению в мозгу ритмических впечатлений: каждый мускул укрепляет своей работой эти впечатления. Сумма данных впечатлений, претворенных в волю, создает ряд правильных привычек, воспитывая способность быстро реагировать на впечатления и полную свободу сознания [1].
“Две главные ошибки в деле ритмического обучения, – писал Далькроз, – могут быть выражены кратко словами: “слишком много” или “слишком мало”. Поэтому произвольное усиление и ослабление нервной энергии, распределенное на правильные промежутки времени, прекрасно способствует развитию мышечного чувства, которое, в свою очередь, пробуждает в ребенке сознание своей физической силы [1].
Следуя данным рекомендациям Далькроза, мы постепенно учим детей контролировать распределение силы, энергии, затрачиваемых на выполнение тех или иных движений (что зависело от характера музыки), кроме того, стремимся научить ребят не делать ненужных, лишних движений при выполнении упражнений.
Итак, на начальном этапе обучения особое внимание уделяется нами развитию у дошкольников мышечного чувства различной силы, энергии. С этой целью выбираются упражнения, развивающие разные группы мышц, для разных частей тела. Это, прежде всего, упражнения, нацеленные на разучивание отдельных видов движений, которые ребенок может использовать в дальнейшем для выразительной передачи эмоционально-образного содержания музыки. В данных упражнениях используются основные (ходьба, бег, прыжки); общеразвивающие (на развитие плавности, пластичности и гибкости, точности и ловкости движений; махи; упражнения с предметами); имитационные движения (разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ – воспроизведение действий людей, имитация поведения животных, движения транспорта, отражение в движении состояний природы и т.д.).
Кроме того, что в процессе выполнения перечисленных упражнений у учащихся развиваются отдельные группы мышц, они учатся их контролировать, также выполняемые движения из сознательных переходят в статус автоматических движений, непроизвольных. Главное преимущество автоматических движений, по мнению Далькроза, заключается в том, что они оставляют свободу заняться чем-нибудь другим [1]. Это дает возможность сочетать автоматические движения с сознательными.
Таким образом, когда дети усвоили основные виды движений, научились контролировать действия отдельных частей тела без участия других, мы приступаем к следующему этапу: упражнениям на координацию рук и ног, динамику развития образа, сочетание различных видов движения.
Один из разделов ритмической гимнастики Э. Жака-Далькроза составляют упражнения, связанные с внезапным прерыванием движения, развивающие способность сохранять устойчивость тела при положениях различной степени трудности [1]. Данные упражнения развивают также самостоятельность и волю. Музыкальный ритм всегда состоит из движения и пауз (остановок в движении). Музыкальная неритмичность обычно происходит от того, что мускульная система спешит или запаздывает осуществлять приказания нервной системы, следовательно, человек при перемене движения не умеет вовремя остановится или останавливается преждевременно, потому что не умеет подготовить ни задержку, ни импульс.
Для развития навыка внезапного или постепенного прекращения движения мы используем упражнения, разработанные Далькрозом:
- Учащиеся маршируют и по команде останавливаются, по команде возобновляют движения.
- Учащиеся выполняют основные движения (ходьба, бег, прыжки) и по команде прыгают вперед, ложатся наземь и встают.
- Учащиеся внезапно изменяют направление движения [1].
Данные упражнения выполнялись детьми в сопровождении уже знакомой, пройденной на первых уроках, музыки.
По мысли Жака-Далькроза, чрезвычайно важным фактором во всякого рода мышечной деятельности является работа дыхательного аппарата. Нервы, влияющие на движение легких, то есть на дыхание, имеют, как и все другие нервы, свой центр в спинном мозгу и через него сообщаются с головным мозгом. В нормальных условиях органы, участвующие в процессах дыхания, утомляются гораздо быстрее, чем другие части тела. Повышая энергию и волю ученика в общем, легче можно приучить его к равномерному вдыханию-выдыханию, даже при усиленной мышечной деятельности [1]. Лучше всего влияют на регулярную деятельность легких механические ритмические движения – ходьба, бег и т.д. Наряду с гимнастикой тела необходимо делать особую гимнастику дыхания. На занятиях ритмикой мы применяем дыхательные упражнения, рекомендуемые Э.Жаком-Далькрозом:
- Выдыхания на беззвучные согласные (ф, с, х) одновременно с маршировкой.
- Выполнение вдохов-выдохов в определенном темпе, ритме в сочетании с ритмическими упражнениями.
Для развития навыков правильного дыхания на уроках учащиеся выполняли также игровые музыкально-речевые упражнения.
Еще одна группа упражнений, которые дети выполняли с удовольствием и интересом – это “упражнения на accelerando” (термин Далькроза). Их цель – довести до сознания ученика различные степени скорости, с которыми может совершаться всякое движение. Иными словами, это упражнения, развивающие чувство темпа и чувство устойчивости в темпе.
На занятиях ритмикой ребенок научается различать разные тактовые деления. Далькроз рекомендует для этого использовать следующие виды работы:
1) Маршировка в заданном темпе, отмечая притопыванием сильную долю такта. Движения рук сопровождают каждый шаг, причем сильная доля отмечается мускульным напряжением всей руки. По команде (всегда неожиданно) дети должны уметь внезапно остановиться; в другой раз по команде они должны топнуть ногой, или напрячь мускулы руки, или вместо движения ногой сделать движение рукой и т.д.
2) Во время проигрывания фрагмента на фортепиано, учащиеся прислушиваются и, как только начинают ощущать ударение, сильные доли, в такт музыке поднимают и опускают сначала палец, потом кисть, затем всю руку и, наконец, маршируют.
3) Учащиеся маршируют на 2/4 и отмечают притопыванием левой ноги первую сильную долю; по команде они удерживают левую ногу от притопывания и таким образом прибавляют третью, слабую, четверть к предыдущим двум: получается такт на 3/4; то же самое повторяется до размера 9/4. Начиная с 9/4, команда производится на предпоследнюю четверть, которая, таким образом, становится первой четвертью нового, более короткого такта и т.д. – до возвращения к размеру 2/4.
Все долгие длительности состоят, как известно, из длительностей коротких. В ритмике каждой музыкальной четверти соответствует один шаг. Более долгая длительность делится на четверти, то есть учащийся производит по одному движению на каждую четверть, причем не двигаясь с места. В системе Жака-Далькроза таким образом половинная нота изображается так: шаг и одно движение на месте, половинная с точкой – шаг и два движения на месте и т.д. [1]. Возможно и другое пластическое воплощение длительностей: восьмые – хлопками, четверти – вертикальный взмах рукой, половинная – рука ставится на пояс. Ритмический рисунок воспроизводился детьми также с помощью похлопывания и прохождения ногами.
Следует отметить, что дети старшего дошкольного возраста не готовы еще к осознанному, теоретически осмысленному восприятию и воспроизведению длительностей. Они воспринимают длительности только относительно друг друга (короче, длиннее, еще длиннее и т.д.). Поэтому данные упражнения развивают также внутренний слух, память. Соответствует данному возрасту упражнение “ритмическое эхо” – повторение ритма за педагогом на шумовых инструментах.
Для того, чтобы приучать тело одновременно воспринимать и ощущать, Далькроз рекомендует упражнения на пластический контрапункт и полиритмию. Они представляют собой не что иное, как перенесение обычных музыкально-технических движений в область телодвижений. Из предлагаемых автором упражнений нами применялись лишь некоторые, соответствующие возрасту детей:
- Учащиеся контрапунктируют четвертями, восьмыми, шестнадцатыми, триолями к проигрываемому произведению движениями рук и ног.
- Полиритмические упражнения: учащиеся шагают, бегают, прыгают ровными длительностями, одновременно воспроизводя руками простейший ритмический рисунок.
Далькроз неоднократно в своих лекциях отмечал большое влияние на музыкальное развитие ребенка упражнений, сочетающих в себе движение, музыку и поэзию. Следуя этим идеям, мы в своей работе применяли ряд упражнений-игр с пением, речевым сопровождением. Одной из подобных форм работы стала ритмодекламация – синтез поэзии и музыки, ритмизация текста при выразительном интонировании.
Поэтическая звуковая ткань здесь взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить), а с другой – направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым.
Игры с пением (хороводы, инсценирование песен) являются неотъемлемым компонентом музыкального развития ребенка дошкольного возраста. В играх под пение ребенок учится передавать движениями содержание песни, общий характер музыки. Выразительные средства музыки усваиваются легко и непринужденно. В игровых движениях формируется музыкальный слух, чистота интонирования.
В дошкольном возрасте у детей важно развивать умение ориентироваться в пространстве. Для этого мы используем следующее упражнение на ориентацию: учащиеся бегут под музыку, по команде образуют заранее заданную геометрическую фигуру, завершив ее формирование за определенное количество тактов. Эти движения комбинируются с другими заданиями: встать на колени, наклониться, согнуться и так далее [1].
Эмиль Жак-Далькроз неоднократно подчеркивал, что занятия ритмикой призваны развивать все музыкальные способности, нацелены на восприятие, осознание и пластическое воплощение всех средств музыкальной выразительности. Кроме описанных выше упражнений и форм работы, нами на занятиях нами используются задания, игры, направленные на осознанное восприятие и передачу в движении динамики, регистровой высоты мелодии (изменять движение в соответствии со сменой регистра), а также музыкальной формы (показ окончаний фраз хлопком, прыжком, остановкой; смена направления, вида движения в соответствии со сменой частей произведения).
Большое значение Далькроз придавал пластической импровизации – как способу развития творческих способностей и воспитания в учениках творящего начала [1]. Для ребенка вообще свойственно богатое воображение и фантазия. Поэтому игры, свободные импровизации, пластические спектакли вызывают у них интерес, увлеченность, выполняются легко и непринужденно. Подобные упражнения выполняются детьми на занятиях в течение всего года. Сначала это сюжетные импровизации, со стихотворным или прозаическим сопровождением. Затем, когда учащиеся привыкают к подобного рода заданиям, свободно и непринужденно импровизируют, проявляют творческую самостоятельность и активность, мы вводим свободные импровизации с предметами и без них. Подчеркнем, что каждая импровизация исполняется только один раз, так как, по мнению Э.Жака-Далькроза, если композиция повторяется, она теряет характер творчества и импровизационности.
Все описанные выше формы работы составляют основу проводимых нами уроков ритмики с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения используются аналогичные по каждому из разделов, но вводятся по мере усложнения материала, в соответствии с темпом усвоения их детьми. Наряду с упражнениями с фиксированными движениями и композицией, большое внимание уделяется творческим заданиям, имеющим характер импровизации.
Список использованной литературы.
- Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика – XXI, 2001.