Цель: формировать умение грамотно писать слова с РМЗн. и РТЗн.
Задачи.
- Вспомнить понятие о РМЗн. и РТЗн.
- Сформулировать алгоритм написания РМЗн и РТЗн. в словах.
- Формирование общеучебных умений:
а) умение самостоятельно добывать знания;
б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
в) умение выполнять задание по образцу и творчески;
г) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку;
д) умение работать с информацией; - Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: ИД, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы, карточки с названием темы, цели, задачи урока, таблица – схема правописания разделительных ь и ъ, презентации "Весна", "О маме" (с музыкальным сопровождением), учебник "Русский язык" Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой.
Видеофрагмент "О маме" можно получить у автора статьи.
Ход урока
І. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Займите свои места ученицы. Займите свои места ученики.
ІІ. Работа над правильным произношением слов.
У. Вспомните наш договор (посадка).
Д. (Хором.) Договoр.
У. Откройте документ (открытие тетради, правильное её расположение на парте).
Д. (Хором.) Документ.
У. Возьмите инструмент.
Д. (Хором.) Инструмент.
У. Выполните задания. Ведёт – Карапетов Вадим.
(Проверка по доске.)
III. Сообщение темы и цели урока.
У. Обратите внимание на минутку чистописания и сформулируйте тему урока.
Д. Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками.
У. Какую цель мы должны поставить перед собой?
Д. Продолжать учиться писать слова с разделительным ь и ъ знаком.
У. Задача сегодняшнего урока: “Уметь различать, когда пишется в словах разделительный ь знак , а когда – разделительный ъ знак”.
(В процессе выведения темы, цели и задачи вывешиваются карточки:
ТЕМА. Правописание слов с разделительным ь и разделительным ъ.
ЦЕЛЬ. Уметь писать слова с РМЗн. и РТв.Зн.
ЗАДАЧА. Уметь различать в словах РМЗн. и РТв.Зн. )
IV. Чистописание. Актуализация знаний.
У. Запишите первую строчку минутки чистописания.
(Дети выполняют задание.)
У. Что объединяет эти слоги?
Д. В них есть разделительный ь.
У. Посмотрите на схему и вспомните: когда пишется разделительный ь ?
Д. (правило) Разделительный ь знак пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я, и.
У. Приведите примеры.
(Дети приводят свои примеры.)
У. В какой части слова пишется РМЗн.?
Д. В корне или после корня.
У. Найдите и зачитайте группу слов с разделительным ь знаком.
(Дети находят группу слов. Один ученик вставляет пропущенные РМЗн.)
У. Запишите эти слова, выделите орфограмму.
(Дети записывают слова, выделяют орфограмму.)
У. В какой части слова пишется РМЗн.?
Д. В корне или после корня.
У. Подберите однокоренные слова и выделите корень.
(Один ученик работает у доски.)
У. Что объединяет слоги третьей строки?
Д. В них есть разделительный ъ.
У. Посмотрите на схему и вспомните: когда пишется разделительный ъ ?
Д. (правило) Разделительный ъ знак пишется после приставок на согласный перед гласными е, ё, ю, я.
У. Приведите примеры.
У. Прочитайте группу слов с разделительным ъ знаком.
У. Запишите эти слова в следующей строке. Выделите орфограмму.
(Один ученик работает у доски.)
V. Развитие речи. Составление предложений.
У. Ребята, а какое сейчас время года набирает силу?
Д. Весна.
У. Я приглашаю Вас в “страну лучистую по имени Весна”.
Установка. Внимательно смотрите весенние пейзажи.
Задание. Составляйте предложения о весенних изменениях в природе.
Слайд 4.
Лес (видеоролик “Март”). |
Д. Становится теплее. Тает снег. Бегут ручьи. На проталинках появляются первоцветы. Возвращаются птицы из тёплых стран. Набухли почки. Скоро появятся зелёные листья.
У. Мы составили несколько предложений на одну тему. Как можно озаглавить наш текст?
Д. Весна.
У. Вспомните, кого мы видели у ручья?
Д. Воробьёв.
VI. Словарная работа.
У. Воробей…Какое это слово?
Д.Словарное.
У. Оформите в тетрадях следующий вид работы: “ Словарь:”
Ведёт Петрова Ксения.
Слайд 5. Изображение воробья. один – воробей |
Слайд 6. Изображение соловья. один –
соловей |
Слайд 7. ИД |
У. В чём сходство этих слов?
Д. Эти слова словарные и в них есть разделительный мягкий знак.
У. В чём различие между этими птицами ?
Д. Соловей – перелётная птица, а воробей – зимующая.
У. Вставьте пропущенные буквы. Докажите.
Составьте из слов предложение и запишите его.
У. Выделите орфограммы, главные члены предложения.
Самостоятельная работа. Взаимопроверка (работа в парах с использованием сигнальных карточек).
Слайд 9. Взъерошенные воробьи прыгали у ручья. Соловьи объявили приход весны. |
VII. Решение проблемной задачи: как отличить разделительные ъ и ь.
У. Рассмотрите внимательно звуковые схемы слов.
Чего не хватает в схемах?
Д. Звука [ й’].
У. Какой это звук?
Д. Звук [ й’] согласный , звонкий, мягкий.
У. Так что мы слышим после РМЗн. и РТв.Зн.?
Д. Звук [ й’].
Вывод. После РМЗн. и РТв.Зн. мы слышим звук [ й’].
У. А какой согласный перед РМЗн. ?
Д. Мягкий, кроме /Ж/, /Ш/.
У. А какой согласный перед РТв.Зн. ?
Д. Твёрдый.
У. Какой вывод мы можем сделать?
Д. Если после твёрдого согласного в приставке мы слышим звук [ й’] – пишим Ъ. Например: взъерошенный, съёмка, подъезд.
Если после мягкого согласного в корне или после корня мы слышим звук [ й’] – пишу Ь(кроме /Ж/, /Ш/). Например: колье, соловьи, воробьи, божья.
У. А звук [ й’] входит в состав каких гласных?
Д. Е,ё,ю,я и сочетание РМЗн. с и даёт тоже звук [ й’].
У. РМЗн. и РТЗн. показывают , что согласный и гласный звуки при произношении не сливаются.
VIII. Закрепление.
Работа по карточкам.
Коллективная работа. Игра“Угадай, где ъ, а где ь”.
Запись слов в 2 столбика. Выделение орфограммы с проговариванием свёрнутого алгоритма: "Об_едение – об -приставка, заканчивается на твёрдый согласный, перед гласной "е", следовательно, пишу РТЗн. Солов_и – после мягкого согласного перед и пишу РМЗн."
IX. Физкультминутка.
У. Птицы вьют гнёзда, откладывают весной яйца, а у зверей появляются детёныши. Каждый любит свою маму.
Я предлагаю вам сделать физкульпаузу под клип "О маме".
X. Закрепление (продолжение).
Работа по учебнику. Самостоятельная работа.
(1-я группа: стр. 122 № 210; 2-я группа: стр. 87 № 201.)
У. Проверьте правильность написания слов.
(Учитель открывает запись на доске, дети исправляют допущенные ошибки.)
X. Итог урока.
У. Какую задачу ставили перед собой?
Д. Уметь различать в словах РМЗн. и РТв.Зн.
У. Какой алгоритм нужно запомнить?
Д. Если после твёрдого согласного в приставке мы слышим звук [ й’] – пишу Ъ.
Если после мягкого согласного в корне или после корня мы слышим звук [ й’] – пишу Ь(кроме /Ж/, /Ш/).Например: божья, мышьи.
У. Что показывают РМЗн. и РТЗн.?
Д. Что согласный и гласный звуки при произношении не сливаются.
У. Ребята, кто научился определять, когда нужно писать РМЗн. и РТЗн. поднимите зелёные круги.
Кому сложно это определить, поднимите красные круги.
XI. Домашнее задание.
1-я группа: стр. 122 № 208;
2-я группа: стр. 86 № 198, 199 (д.м.)
У. Во время нашего урока мы периодически соприкасались с природой, с весенними изменениями в природе . Мне хочется закончить наш урок словами Л. Дайнеко.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
– Берегите окружающий нас мир! Наш дом!