Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
(см. Презентация, слайд 2)
Цели урока:
- познакомить учащихся со способами кодирования и декодирования текстовой информации с помощью кодовых таблиц и компьютера;
- развивать логическое и алгоритмическое мышление обучающихся, познавательные интересы учащихся;
- воспитывать умение слушать и слышать, самооценку у обучающихся.
Задачи урока:
Оборудование:
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент.
(см. Презентация)
Сообщение темы, целей и задач урока.
Учитель
: Сегодня на уроке вы узнаете, как представляется текстовая информация в компьютере. Научитесь кодировать и декодировать текстовую информацию с помощью кодовых таблиц и ПК.2. Ход урока
1. Объяснение нового материала.
Учитель:
Сегодня на уроке мы с вами разберём понятия: текстовая информация, кодовая таблица. Будем кодировать и декодировать текстовую информацию.Начиная с конца 60-х годов, компьютеры получили возможность работать с текстовой информацией.
Текстовая информация – это информация, выраженная в письменной форме.
(см. Презентация, слайд 3)
Определение текстовой информации записать в тетрадь.
В процессе восприятия, передачи и хранения информации человеком и техническими устройствами происходит её кодирование.
Учитель:
Ребята, давайте вспомним: Что такое кодирование?(см. Презентация, слайд 4)
Ответ:
Кодирование – это процесс преобразования информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код.Учитель:
Декодирование?Ответ
: Декодирование – это процесс обратный кодированию, который заключается в том, что происходит преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.(см. Презентация, слайд 5)
Учитель:
Человек различает знаки по их начертанию. Для предоставления текста в памяти компьютера необходимо представить его в виде двоичного кода.Ребята, как представлен двоичный код в компьютере? (В виде каких символов?)
Ответ
: в виде последовательности из 0 и 1Для представления текстовой информации (прописные и строчные буквы русского и латинского алфавитов, цифры, знаки и математические символы) достаточно 256 различных знаков. По формуле можно вычислить, какое количество информации необходимо, чтобы закодировать каждый знак:
N = 2i 256 = 28 i = 8 бит |
N – мощность алфавита i – информационный вес символа |
Записать в тетрадь.
(см. Презентация, слайд 6)
Учитель:
При вводе в компьютер текстовой информации происходит её двоичное кодирование, изображение символа преобразуется в его двоичный код. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу с символом, и в компьютер поступает определённая последовательность из 8 электрических импульсов (двоичный код символа). Код символа хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку.В процессе вывода символа на экран компьютера производится обратный процесс – декодирование, т.е. преобразование кода символа в его изображение.
(см. Презентация, слайд 7)
Учитель:
Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера (коды), называется таблицей кодировки.Определение таблицы кодировки записать в тетрадь.
(см. Презентация, слайд 8)
Учитель:
Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (читается аски) (Американский стандартный код для информационного обмена).(см. Презентация, слайд 9)
Таблица кодов ASCII делится на:
1) Функциональные клавиши (принято называть управляющими) Символы с номерами от 0 до 31. Их функция – управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка текста и т.п.
( Приложение 1)
Символ 32 – пробел, т.е. пустая позиция в тексте.
2) Коды 32 – 127 – входят буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы.
3) Коды 128 – 255 – национальный алфавит.
Учитель: Рассмотрим кодовую таблицу MS – DOS (СР(кодовая страница)866) подробнее.
Кодовая таблица MS – DOS (СР(кодовая страница)866) (называемая кодовой страницей) включает в себя:
- прописные
– имеют номера со 128 по 159 — (с " А " по " Я "),
– буква " Ё " стоит особняком под номером 240 .
- строчные русские буквы (чтобы сохранить символы псевдографики) разбросаны:
– буквы с " а " по " п " имеют номера со 160 по 175 ,
– с " р " по " я " занимают позиции с 224 по 239 ,
– буква " ё " снова на отшибе и имеет номер 241 .
(см. Презентация, слайд 10)
Понятие кодировки Unicode
В мире существует примерно 6800 различных языков. Если прочитать текст, напечатанный в Японии на компьютере в России или США, то понять его будет нельзя. Чтобы буквы любой страны можно было читать на любом компьютере, для их кодировки стали использовать 2 байта (16 бит).
N = 2i 2i = 216 = 65536 N = 65536 |
N – мощность алфавита символов в
кодовой таблице Unicode. i – информационный вес символа |
(см. Презентация, слайд 11 – 12)
Для разных типов ЭВМ используютcя различные кодировки:
В настоящее время существует 5 кодовых таблиц для русских букв: Windows (СР(кодовая страница)1251), MS – DOS (СР(кодовая страница)866), KOИ – 8 (Код обмена информацией, 8-битный) (используется в OS UNIX), Mac (Macintosh), ISO (OS UNIX).
Тексты, созданные в одной кодировке не будут правильно отображаться в другой.
(см. Презентация, слайд 13)
На данном слайде вы видите сравнение кодов в различных кодировочных таблицах.
(см. Презентация, слайд 14)
Примеры:
1. Давайте с помощью кодовой таблицы ASCII (аски) декодируем текст: С помощью последовательности десятичных кодов: 99 111 109 112 117 116 101 114 (computer)
(см. Презентация, слайд 15)
Практическая работа
Цель: научиться определять числовые коды символов и вводить символы с помощью числовых кодов.
(см. Презентация, слайд 16)
Учитель:
Работа в текстовом редакторе MS Word. Запустите текстовый редактор MS Word. Удерживая клавишу “ALT”, наберите коды на дополнительной цифровой клавиатуре:152 170 174 171 160
Учитель:
Какое слово получили?Ответ:
ШколаВыполнение практической работы учащимися
( Приложение 2)
Проверка выполнения практической работы.
( Приложение 3)
3. Подведение итогов урока
Учитель: Сегодня на уроке вы научились кодировать и декодировать текстовую информацию при помощи кодировочной таблицы MS – DOS (СР(кодовая страница)866).
4. Домашнее задание
(см. Презентация, слайд 17)
Учебник Н.Д. Угриновича § 3.1, ответить на вопросы. Произвести кодирование стихотворения из 4– строк (до 100 символов).
До свидания, спасибо за урок.