Цели урока:
- ознакомление учеников с особенностями распространения плодов и семян в природе;
- выяснение отличительных признаков плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока:
- формировать умение посредством разнообразных мыслительных операций в ходе работы логично отвечать на проблемный вопрос, работать с учебником, работать с информацией, использовать знаково-символические средства;
- создать условия для развития познавательной активности, умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог;
- развивать умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая вербальные инструкции учителя, совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения;
- развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание;
- воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в охране природы,
- создать условия для формирования устойчивой позитивной мотивации к обучению, выполнению самостоятельной работы.
Оборудование: ТСО: проектор, компьютер, экран.
Для учителя: набор иллюстраций растений, конверты с семенами, крылатки клена, таблица с изображением частей растений, учебник.
Для учащихся: учебник, карандаши, карточки для классификации семян, коробочки.
Ход урока
Этапы |
Содержание |
Примечание |
1.Организация детей на занятие. Мобилизующий этап |
Ребята! Готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший дружный класс. Все получится у нас! |
Мотивационный компонент урока. Эмоционально-положительный настрой настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
2. Фенологическая минутка |
Какое число, месяц? Какое время года? Какие осенние месяцы знаете? Какие изменения произошли в живой природе с приходом осени? (изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках, начали опадать, засохли травянистые растения, птицы улетают в теплые края, насекомые попрятались в щели, звери готовятся к спячке, люди поменяли одежду). А какие изменения произошли в неживой природе? (дни стали короче, часто идут дожди, потемнела река, солнце греет меньше) Как ,вы, думаете почему произошли такие изменения? А кто считает по – другому? (похолодало) |
Фронтальная форма работы |
3.Закрепление пройденного |
Игра “Найди свое место” (таблички с условными обозначениями “деревья”, “кустарники”, “травянистые растения” (На столе учителя лежат рисунки растений. Ученик должен подойти к столу, взять карточку, показать остальным ученикам и найти место растений, Ребята правильность оценивают аплодисментами,) – Несмотря на различия, у растений есть черты сходства. Чем похожи растения? (корень, ствол (стебель), лист, цветок, плод, семена). Как отличить плоды от других частей растений? (плод растет из цветка, в нем есть семена) |
Актуализация знаний теории в процессе выполнения практических упражнений -игровая ситуация Мыслительные приемы сравнения, анализа, синтеза. |
Слайд № 1. |
||
4. Работа по теме урока |
Почему растения относят к живой природе? Как вы, думаете что нужно для прорастания растений? (свет, тепло, вода, питание) Прослушивание сказки. – Почему дуб так и не дождался смены? (потому что он закрывал своими ветвями свет, не могла попасть влага, растения мешали друг другу) У. Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла, пищи для молодых растений |
Создание проблемной ситуации. Грамзапись. Слайд № 2.. (дуб) |
5. Работа по учебнику |
Ребята, давайте определим цели нашего урока. – определим как расселяются растения в природе? – кто и что им в этом помогает? |
|
Физминутка. Дует ветер нам в лицо Закачалось деревцо. |
Охрана здоровья детей, снимает утомляемость, развивает внимание |
|
Работа с иллюстрацией. Физминутка (для глаз) Слайд №5. |
Что видите слева на переднем плане рисунка? (репейник) А что видите на верхнем рисунке-подсказке? (голова собаки, к шерсти которой прицепились плоды) Что можно предположить? (некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов, цепляясь зацепками) Как вы думаете, кто еще может помочь переселиться также? (коровы, овцы, лошадь, одежда человека) У. Правильно, таким образом растения “проезжают” немалое расстояние, прежде чем упадут на землю. – Обращаем внимание на вторую подсказку: зачем птица несет плоды? (плоды и семена служат кормом для некоторых птиц) А помогают ли птицы расселению растений? Как вы считаете? Каким образом помогают птицы? – могут уронить плоды с семенами; – прячут корм про запас; – иногда семена путешествуют прямо в желудках птиц; Что нарисовано на главном рисунке справа? (муравейник) Как думаете на рисунке –подсказке муравей несет от какого растения семена? (клен) |
Первичное восприятие и усвоение нового материала. Вывод учителя. Слайд №3. Слайд №4. |
Рассказ учителя |
Как помогают расселяться растениям насекомые? (рисунок-подсказка про муравья) У. Семена, которые переносят насекомые, богаты питательными маслами. Эту лакомку муравьи запасают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а остальное выносят с мусором наружу, Так расселяются медуница, чистотел, фиалка. |
Слайд №6. Рассказ учителя. Расширение кругозора детей. |
Для чего художник нарисовал речку? Может она тоже помогает расселяться растениям? (плоды и семена некоторых растений как маленькие лодочки плывут по реке) (высказывания детей о водоплавающих птицах). |
Слайд №8. |
|
Физминутка |
Как деревья с ветром дружат? Чтение отрывка из Хрестоматии. (Высказывания учащихся о своих наблюдениях про клен, одуванчики, сережки березы, липы, осины) |
Читают подготовленные ребята. Слайд №7. |
Рассмотреть крылатку клена. (Один край утолщенный, а другой округлый и тонкий. Точь-в-точь как у пропеллера. Падая с дерева, он вращается и ветер подхватывает и может унести далеко) |
||
Практическая работа в парах. Разло жить по группам. |
Рассмотреть плоды и рассказать друг другу как они путешествуют. Как вы думаете, все ли семена прорастут на новых местах? Вывод: часть семян погибает, попадают на железные крыши, на густую щетку травы. Что мы с вами должны делать, чтобы на нашей планете было больше растений? Какие можем дать советы людям, чтобы как можно больше сохранить растений? (высказывания детей) |
Совместная деятельность Слайд №9. |
Итог урока |
Ребята, давайте сделаем вывод. Правильно поступил дуб с мышкой-нарушкой? Что нового мы узнали на уроке? Чтение стихотворения “Сойка” |