Задачи урока:
– Систематизировать и обобщать знания учащихся по данному материку, развивать познавательный интерес, творческие способности учащихся, расширять их кругозор.
– Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации, умение анализировать и доказывать свою точку зрения.
– Развивать внимание, память, быстроту и логику мышления.
Оборудование: карточки с номерами команд; карточки с заданиями, настенные карты, физическая карта полушарий, Московской области, природных зон, геохронологическая таблица
Оформление: рисунки, сюжеты из произведений К.И.Чуковского.
Сформированы 3 команды.
ХОД УРОКА
Учитель.
Нет такого человека, которого не манили бы дальние страны и континенты. Читая книги Жюля Верна, Даниэля Дефо, Майн Рида, различные сказки мы мечтаем о приключениях и путешествиях. Однако не всем удается стать путешественником. Сегодня у нас есть возможность совершить путешествие по Африке. Готовы ли вы испытать трудности путешествия?
Учитель:
– Вдоль по жаркой Африке бегают жирафики, наизусть жирафики знают все об Африке. А как Вы знаете этот континент? Сегодня нам предстоит это выяснить. Долгие месяцы и годы были потрачены путешественниками для исследования материка.
(Каждому ученику раздаются карточки).
Задание №1
Установить соответствие между путешественниками и результатами их исследований.
Карточка №1 фамилия учащегося:
Исследователь | № | Район исследования | № |
Генрих Барт (1821-1865) | 1 | Описал западное побережье Африки, обогнул южную оконечность континента | |
Васко да Гама (1469-1524) |
2 | Исследовал Сахару, саванны Судана, оз. Чад, пороги Нигера, нагорье Ахаггар | |
Бартоломеу Диаш (1450-1500) | 3 | Изучил Северную Африку: Алжир, Ливия, Судан и бассейн Нила; оз.Виктория и Альберт; о. Занзибар | |
Давид Ливингстон (1813-1873) |
4 | Исследовал бассейн р. Конго, озера Виктория, Танганьика, Альберт; Судан; о. Занзибар | |
Генри Мортон Стенли (1841-1904) |
Описал территорию от пустыни Калахари до оз. Танганьика, от Индийского океана до бассейна р. Конго | ||
В.В. Юнкер (1840-1892) | На кораблях обогнул Африку и внёс изменения на карту побережья материка. |
(Карточки собраны). Ключи ответов и критерий оценок на доске.
Учитель. Встали, кто выполнил задание на “5”, “ 4”, на “3”.
– А известно вам имя сказочного героя, который был в Африке и лечил животных?
– Кто написал это произведение? Какие книги этого автора Вы читали?
Учитель: А все началось с того, что
– Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех, излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
И если перелистаем страницы произведения, следует текст…
– Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал:
Учитель: доставлена телеграмма от Гиппопотама, в тексте просьба :
ПРИЕЗЖАЙТЕ ДОКТОР В АФРИКУ СКОРЕЙ
И СПАСАЙТЕ ДОКТОР НАШИХ МАЛЫШЕЙ.
Задание № 2
- Определить по атласу, из какой природной зоны прискакал шакал
- От каких факторов зависит распределение природных зон?
- По схеме доказать, что распределение природных зон зависит от географического положения и климата.
Капитаны команд выполняют практическую работу с использованием кальки и карт атласа – “климатические пояса” и “природные зоны”. (Прикладывают кальку к вышеуказанным картам и разными цветами обозначают изолинии климатических поясов и природных зон). Если верно выполнена работа, то видно, что климатические пояса и природные зоны почти совпадают.
Учитель: а теперь следующее задание № 3. Проанализировав приведённый текст, определите, о какой природной зоне идёт речь.
Задание № 3.
- Пророкатал первый гром над приумолкшим перед грозой лесом, так оглушительно, что от страха затряслись поджилки. Хлынул такой ливень, что мелькнула мысль о конце света. Приходилось только удивляться, как стойко держится пигмейская хижина, построенная расчетливыми строителями из листвы, травы и веток. (Экваториальные влажные леса.)
- Влажный воздух поступает с Атлантического океана или переносится южными ветрами, которые, пересекая экватор, чуть отклоняются к северо-востоку. Оживает желто-коричневая земля, орошенная дождями. Она имеет много ликов: от пустошей, безлистных кустарников, акаций до пышно цветущих парков. (Субэкваториальный)
- Из-за сильного нагрева почвы в околоземном слое атмосферы образуются разграниченные слои воздуха, на стыках которых лучи света преломляются. Это приводит к возникновению миражей. Горячие ветры за короткое время могут уничтожить весь урожай. (Тропический)
Учитель. Почему необходимо знать климат и природные зоны? Нам необходимо помочь Доктору, ведь он не знает этот материк, а Африка велика, огромна.
- Какое место по площади занимает среди других материков?
- Площадь Африки?
- Какими океанами омывается?
Задание № 4
Определить протяженность Африки по 200 в.д.
Учитель.
Мы видим, какие впечатляющие размеры континента. Поэтому Айболит обеспокоен и задает вопросы:
“Только где же Вы живете?
На горе или в болоте?”
Звучит ответ: “Мы живем на Занзибаре,
Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо – По
Где гуляет Гиппо – По,
По широкой Лимпопо”.
Учитель. Давайте, поможем Доктору, выявим очаги заболевания и отметим их на карте.
Задание № 5.
Представители команды на “немой” карте как можно точнее отмечают эти “районы бедствия”.
Задание №6
Учитель. А теперь следующее задание №6: зная климат, природные зоны, выберите вещи, которые возьмете с собой (в конвертах рисунки различных предметов) – это задание выполняют члены команд.
Учитель: При этом важно самим не заболеть и вылечить животных. Давайте вспомним:
Задание № 7
- Водятся ли в Африке мухи “людоеды”? Чем они опасны? Как их называют? – (мухи тумбу.) Они проникают под кожу человека, откладывают личинки. Вызывают мучительные боли.
- Правда ли, чтоб спастись от врагов крокодил притворяется бревном? – (Нет. Так он крадется к своей жертве).
- К каким еще неожиданностям мы должны быть готовы? (опасны различные инфекционные заболевания: лихорадка Эбола, туберкулез и др.).
Учитель:
Из Коломны нет прямого сообщения с государствами Африки. И нам придется добираться до Москвы каким-либо видом транспорта.
Задание: №8.
Назвать вид транспорта, которым вы воспользуетесь, объясните свой выбор. Необходимо ответить на вопросы:
- В каком направлении от Москвы находится Коломна?
- В каком направлении от Москвы находится Африка?
- В каком направлении от Коломны находится Африка?
В путь!
Учитель:
– Но вот перед ними раскинулось море,
Бушует, шумит оно на просторе.
И горы встают у него на пути
Задание № 9.
- На карте показать и назвать это море (Средиземное)
- Через какие заливы, проливы можно добраться в районы бедствия? (Гибралтарский пр., Суэцкий канал, Мозамбикский пр., Гвинейский залив).
- Какие горы “встали” на пути? (Атлас, Драконовы, Капские горы).
Учитель: Как мы с вами знаем, на формирование рельефа повлияло геологическое прошлое Земли. Используя геохронологическую таблицу и тектоническую карту атласа выполним
Задание №10
- Назвать какую геологическую эру, данный материк не прошел в своем развитии? (мезозой)
- В основании материка расположена древнейшая платформа, какая? (Африкано-Аравийская).
- Какие горы сформировались в палеозойскую и кайнозойскую эры? (Капские, Атлас).
Учитель продолжает:
– И к полосатым бежит он тигрятам
– И бедным горбатым верблюжатам.
В этом фрагменте произведения спряталась ошибка. Подумайте, кому Айболит не мог оказать помощь? (тиграм, они не обитают в Африке)
Учитель: А теперь отгадаем загадки. В ответах – названия растений, которые используются в народной медицине.
Задание №11
1. Эти резные листочки лечат сердечко и почки.
Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки, И лысины нет на макушке. (Петрушка).2. В бордовых корнеплодах лекарство от запоров.
Давление понижает и кровь оздоровляет.
Салат – от ожиренья, а кровь от воспаления. (Свекла)3. Овощ этот очень крут! Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды от оспы и чумы.
И вылечить простуду им тоже сможем мы. (Лук)4.Этот плод – аптека наша, из него полезна каша.
Семечки – деликатес, и глистам – противовес.
Диетическое блюдо – от болезней всех, как чудо! (Тыква).5.Листья – будто кружева, украшенье для стола.
Повышают аппетит, придают здоровый вид.
Круглый год лечение, и все от воспаления. (Укроп).6.Форма семян – будто органы тела.
Издавна знахари знали все это.
Это – источник белка для спортсмена.
Это лекарство для органов тела.
Лечат и печень и почки, гладкими будут и щечки.
От диабета спасение, и для толстушек лечение. (Фасоль).
(Как отгадана загадка – рисунок растения демонстрируется).
Учитель: Пора возвращаться домой. Больным оказана помощь, но о данном материке нам будут напоминать растения, родиной которых является Африка. Давайте определим эти растения.
- Он зеленый, полосатый, сладкий с кожурою гладкой, а разрежешь – посмотри – очень красный он внутри. (Арбуз)
- Домашняя аптека в классе на окне – цветок домашний этот помог тебе и мне. (Алоэ)
- У ягодки в серединке два зернышка половинки (кофе)
- Из луковицы в грядке цветочки по – порядку, а лист как меч зеленый. Украсит он газоны. (Гладиолус).
- Из земли вырастало – весь мир одевало. (Хлопок)
- Сено и веники, крупы и сладости. С каждой метелочкой множество радости. (Сарго)
(После каждой отгаданной загадки демонстрируется слайд растения).
Подведение итогов.
Литература:
- В.А. Коринская, И. В. Душина, В. А Щенев. География материков и океанов. – М.: Дрофа, 2006.
- О.В.Чичерина, Ю.А.Моргунова. – География в таблицах и диаграммах. – М. АСТ. Астрель. Хранитель, 2007.(Школьная программа). С.11-12
- В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2001.С.31, с.104-109
- Н.Н.Кондратюк. Дидактические материалы по географии. Методическое пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2003.