Тип урока: индивидуально-коллективная работа в группах.
Цели урока: закрепить знания, полученные на предыдущих уроках, расширяя и обогащая словарный запас детей; продолжать формирование навыков работы с художественными материалами; развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность; воспитание нравственно-эстетического отношения к истории и культуре своей страны, умения работать коллективно в группах.
Оборудование урока:
Для учителя: магнитофон, магнитная доска, таблицы, выполненные учителем.
Для обучающихся: Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, гуашь, альбом, кисти.
Зрительный ряд:
- Фотографии с изображением народных промыслов (Приложение1, Приложение 2, Приложение 3).
- Таблицы с элементами росписей (Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6).
- Работы учащихся, выполненные на прошлых уроках.
Музыкальный ряд: Фрагменты народной музыки в исполнении оркестра народных инструментов.
План урока:
- Постановка творческой задачи.
- Повторение знаний, полученных на предыдущих уроках.
- Практическое выполнение работы.
- Подведение итогов. Защита проектов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к уроку. Класс делится на группы по 5–6 человек. Парты расставлены по 2, так чтобы каждая группа работала за "круглым" столом.)
II. Сообщение темы и цели урока.
1. Вводное слово учителя, сопровождающее беседой с учащимися.
Традиции народных промыслов в России имеют многовековую историю и неразрывно связаны с историей и культурой нашей страны. Сложно сказать, каким был вклад неизвестных народных мастеров в становление русских культурных традиций, но все выдающиеся художники и скульпторы нашей страны обращались в своем творчестве к народным промыслам, использовали их как наследие, переосмысливали его. В народных промыслах отражена культура страны, ее прошлое, причем так, как ни в каком другом виде искусства.
В народном декоративном искусстве раскрывается душа народа, необъятный мир красоты и мудрости. Русское народное искусство создавалось руками крестьян, ремесленников. В основном это вещи, имеющие практическое назначение (мебель, посуда, коромысла и др.).
Для изделий народных мастеров было характерно разнообразие форм изделий, орнаментов, цветовых сочетаний. Бытовое, утилитарное назначение вещей никак не снижало их эстетической ценности. Для их изготовления использовались недорогие материалы: дерево, солома, береста, керамика, стекло, металл, кость, рог и др.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу по теме "Народные промыслы". На предыдущих уроках вы познакомились с историей возникновения промыслов, с элементами росписи. Сегодня вам предстоит создать проект росписи посуды, работая коллективно, используя технику коллаж. Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним отличительные черты каждого промысла.
Обратите внимание на доску, на ней висят фотографии народных промыслов, давайте вспомним как они называются и чем они отличаются друг от друга?
Ребята, вы разделены на группы, представьте себе, что вы художественная артель, где изготавливаются предметы народных промыслов. В каждой группе есть мастер, который отвечает за качество и правильность выполнения работы.
Для того, что бы узнать с каким промыслом вы будете работать, отгадайте загадки. Какая группа быстрее отгадает название промысла, с таким промыслом и будет работать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись ………(Городца)
Л. Куликова.Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (Гжель)
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди Называют ……(Хохлома)
III. Самостоятельная практическая работа в группах по 5–6 человек. (Под музыку.)
Каждая группа мастеров должна создать проект росписи посуды в технике коллаж, т.е. используя наклеивание и рисование. Шаблоны посуды предлагаются, мастера должны выбрать из предложенных тот шаблон, который относится к нужному промыслу.
Сначала каждый работает самостоятельно, делая заготовки одного из элементов: цветы, листья и т.д.. Затем вместе составляете композицию из заготовленных элементов.
После того как всё наклеите, добавляете мелкие детали фломастером или кистью, чтобы ваша композиция смотрелась более красивой и интересной.
Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу.
IV. Защита проекта.
От каждой артели выходить один человек и защищает свой проект – коллаж, выполненный в группе.
Вопросы к защите проекта:
- Почему вы выбрали именно этот шаблон для своего промысла?
- Из какого материала изготавливается ваша посуда?
- Какие цвета используются в росписи?
- Назовите основные элементы росписи.
- Где зародился ваш промысел?
V. Итог урока.
Выставление оценок, при этом учитывается мнение мастера, который оценивает работу группы. Учитывая индивидуальную работу каждого участника.
VI. Рефлексия.
- Вам понравилось на сегодняшнем уроке?
- Чем это изделие похоже на работы мастеров?
- Что вы узнали нового и интересного для себя?
- Чтобы ты добавил, исправил в этой работе?