Народные промыслы. 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Тип урока: индивидуально-коллективная работа в группах.

Цели урока: закрепить знания, полученные на предыдущих уроках, расширяя и обогащая словарный запас детей; продолжать формирование навыков работы с художественными материалами; развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность; воспитание нравственно-эстетического отношения к истории и культуре своей страны, умения работать коллективно в группах.

Оборудование урока:

Для учителя: магнитофон, магнитная доска, таблицы, выполненные учителем.

Для обучающихся: Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, гуашь, альбом, кисти.

Зрительный ряд:

Музыкальный ряд: Фрагменты народной музыки в исполнении оркестра народных инструментов.

План урока:

  1. Постановка творческой задачи.
  2. Повторение знаний, полученных на предыдущих уроках.
  3. Практическое выполнение работы.
  4. Подведение итогов. Защита проектов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку. Класс делится на группы по 5–6 человек. Парты расставлены по 2, так чтобы каждая группа работала за "круглым" столом.)

II. Сообщение темы и цели урока.

1. Вводное слово учителя, сопровождающее беседой с учащимися.

Традиции народных промыслов в России имеют многовековую историю и неразрывно связаны с историей и культурой нашей страны. Сложно сказать, каким был вклад неизвестных народных мастеров в становление русских культурных традиций, но все выдающиеся художники и скульпторы нашей страны обращались в своем творчестве к народным промыслам, использовали их как наследие, переосмысливали его. В народных промыслах отражена культура страны, ее прошлое, причем так, как ни в каком другом виде искусства.

В народном декоративном искусстве раскрывается душа народа, необъятный мир красоты и мудрости. Русское народное искусство создавалось руками крестьян, ремесленников. В основном это вещи, имеющие практическое назначение (мебель, посуда, коромысла и др.).

Для изделий народных мастеров было характерно разнообразие форм изделий, орнаментов, цветовых сочетаний. Бытовое, утилитарное назначение вещей никак не снижало их эстетической ценности. Для их изготовления использовались недорогие материалы: дерево, солома, береста, керамика, стекло, металл, кость, рог и др.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу по теме "Народные промыслы". На предыдущих уроках вы познакомились с историей возникновения промыслов, с элементами росписи. Сегодня вам предстоит создать проект росписи посуды, работая коллективно, используя технику коллаж. Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним отличительные черты каждого промысла.

Обратите внимание на доску, на ней висят фотографии народных промыслов, давайте вспомним как они называются и чем они отличаются друг от друга?

Ребята, вы разделены на группы, представьте себе, что вы художественная артель, где изготавливаются предметы народных промыслов. В каждой группе есть мастер, который отвечает за качество и правильность выполнения работы.

Для того, что бы узнать с каким промыслом вы будете работать, отгадайте загадки. Какая группа быстрее отгадает название промысла, с таким промыслом и будет работать.

Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись ………(Городца)
Л. Куликова.

Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (Гжель)

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди Называют ……(Хохлома)

III. Самостоятельная практическая работа в группах по 5–6 человек. (Под музыку.)

Каждая группа мастеров должна создать проект росписи посуды в технике коллаж, т.е. используя наклеивание и рисование. Шаблоны посуды предлагаются, мастера должны выбрать из предложенных тот шаблон, который относится к нужному промыслу.

Сначала каждый работает самостоятельно, делая заготовки одного из элементов: цветы, листья и т.д.. Затем вместе составляете композицию из заготовленных элементов.

После того как всё наклеите, добавляете мелкие детали фломастером или кистью, чтобы ваша композиция смотрелась более красивой и интересной.

Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу.

IV. Защита проекта.

От каждой артели выходить один человек и защищает свой проект – коллаж, выполненный в группе.

Вопросы к защите проекта:

  1. Почему вы выбрали именно этот шаблон для своего промысла?
  2. Из какого материала изготавливается ваша посуда?
  3. Какие цвета используются в росписи?
  4. Назовите основные элементы росписи.
  5. Где зародился ваш промысел?

V. Итог урока.

Выставление оценок, при этом учитывается мнение мастера, который оценивает работу группы. Учитывая индивидуальную работу каждого участника.

VI. Рефлексия.

  • Вам понравилось на сегодняшнем уроке?
  • Чем это изделие похоже на работы мастеров?
  • Что вы узнали нового и интересного для себя?
  • Чтобы ты добавил, исправил в этой работе?