Музыкально-литературная композиция "Книга Памяти", посвященная 65-летию Победы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


2-й класс.

Цели: воспитание патриотизма, уважительного отношения к историческому наследию родного края.

Задачи:

  1. Расширение знания детей об истории нашей страны;
  2. Воспитание уважения к прошлому своего народа;
  3. Развитие интереса по изучению истории своего края;
  4. Показать разрушительные последствия войны;
  5. Развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков устной речи, выразительного чтения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, аудиозаписи с песнями военных лет, выставка рисунков детей о войне.

Подготовительная работа: конкурс рисунков детей на темы “Что я знаю о войне”, сочинение “Моя семья в годы войны”, создание презентации, встреча с ветеранами.

Ход мероприятия

Группа детей выходит на сцену и рассаживаются.

Ведущий:

Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,
Ренат пел, Саяф молчал, а Артур ногой качал.
Дело было вечером, делать было нечего.
Галка села на заборе, кот забрался на чердак,
Тут сказал ребятам Саяф просто так:
Был вчера в библиотеке, видел книгу там одну,
В ней рассказы о героях в Великую Отечественную войну.
Нужно книгу прочитать и всем ребятам рассказать!

Под запись песни “Если завтра война” (сл. В. Лебедева – Кумача, муз. Покрасс) на сцену выходят дети.

Ведущий: Страница первая “Война”.

Чтец:

Июнь… Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

Мама и дочка:

– Снова дралась во дворе?
– Ага!
Мама, но я не плакала!
Вырасту, выучусь на моряка,
Я уже в ванне плавала!
– Боже! Не девочка, а беда,
Сил моих больше нету…
– Мама, а вырасту я когда?
– Вырастешь, ешь котлету…
– Мама, купим живого коня?
– Коня? Да что ж это делается?!
– Мама, а в летчики примут меня?
– Примут, куда они денутся?!
Ты ведь из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти.
– Мама, а правда, что будет война
И я не успею вырасти?

Чтец:

Такое все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких-то пять минут осталось…

Звучат взрывы, выстрелы, вой самолетов, голос Левитана о начале войны.

Ведущий: Так, на рассвете 22 июня 1941 года тишина ясного неба была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить Советское государство, истребить миллионы людей, поработить народы. Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях. На оккупированных территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы. Производились зверские расправы над людьми.

Под запись песни “Священная война” (сл. В. Лебедева – Кумача, муз. А. Александрова) на сцену выходят другие дети.

Ведущий: Страница вторая “Дети войны”.

– В это тяжёлое время, все, от мала до велика, встали на защиту своей Родины. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством. Тяжелые испытания принесла война детям. В тылу и на фронтах войны бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.
– Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны?
– Что поняли, увидели, запомнили дети военной поры?
– Многое. Об этом смогут рассказать они сами. (Презентация “Дети на войне”.)

Чтец: Никитина Анна Степановна.

Страшное слово “война” нас, подростков-учащихся Старо-Красноборской восьмилетней школы, застало в колхозном поле. Уже вечером этого дня мы провожали мужчин в Мензелинский райвоенкомат. И так ежедневно партия за партией уходила на фронт рабочая сила, которая так нужна в колхозе. Остались в селе женщины, старики и дети.

В полях и лугах читали фронтовые письма, похоронки. Радовались победам бойцов Советской Армии, оплакивали погибших мужей, братьев. Наш труд на полях – это доля Победы, которую мы ждали.

Чтец: Иродова Елизавета Васильевна.

В феврале 1943, когда мне было 14 лет, я пошла работать на машиностроительный военный завод, который был награжден 4 раза орденом “Ленина”. Я проработала там до окончания войны. Была награждена за доблестный труд в годы войны 1941–1945 год. Радует, что и мой труд приблизил Победу!

Чтец: Галятов Фалях Камалтдынович.

Когда началась Великая Отечественная война, мне было 15 лет. В мае 1943 года направили на Белорусский фронт. 28 июля 1943 года утром во время военных действий был ранен осколком минометного снаряда. Остался один в степи одной из деревень Витебской области под названием Бобровка. 30 июля меня отыскали замполит и 4 солдата, отвезли в санчасть. В санчасти врачи сделали операцию. Вначале отправили в Смоленск, затем отправили в город Ржевск Тверской области. Через полгода был демобилизован.

Был удостоен звания “Ударник труда”, получил медаль “За трудовую доблесть”, “Ветеран труда”, Орден “За отвагу”, орден Великой Отечественной войны.

Чтец: Рыжкова Клавдия Андреевна.

Когда я закончила 9 класс началась Великая Отечественная война. В нашей семье было 7 детей – я самая старшая. В 1941 году отца мобилизовали в Армию, он прослужил только до 22 апреля 1942. Мне пришлось бросить учебу и устроиться на работу. Ох, и трудно приходилось! Но тогда все работали под лозунгом: “Все для фронта, все для Победы над фашизмом!”. Долго семье помогать не пришлось – в июле 1943 года меня призвали на действительную службу. Прошла учебу, приняла присягу. Просилась на фронт, очень хотелось отомстить за смерть отца и наших отважных воинов. Приняли меня в войска НКВД по охране особо важных предприятий промышленности. За отличную боевую и политическую подготовку, за несение службы мне было присвоено воинское звание – ефрейтор.

Демобилизовалась я в ноябре 1945 года. После демобилизации отдыхать не пришлось, сразу пошла работать. Я всю жизнь занималась общественной деятельностью, патриотической работой, пела в хоре. И сейчас вхожу в состав Совета ветеранов.

Кротова Лидия Серафимовна (несовершеннолетний узник) интервью с ней на видео.

Ведущий:

Дети войны – и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы…
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны – боль отчаянна,
И сколько надо им минут молчания!

Звучит “Песня о пионерах-героях” (из кантаты “Красные следопыты) (сл. С.Гребенникова и Н.Добронравова, муз. А.Пахмутовой).

Ведущий: Страница третья – “Набережные Челны в годы войны”.

1-й Чтец: Более 2-х тысяч челнинцев 22 июня 1941 г. собрались на улице Центральной, где находился военкомат и штаб. Мужчины – добровольцы формировались в команды и отправлялись на фронт. Значительная часть призывников города и района была направлена в состав формировавшихся на территории Татарстана соединений 18, 146, 120, 334, 352 стрелковых дивизий, 91 танковой бригады.

2-й Чтец: 50 комсомольцев – лучших лыжников – спортсменов, в их числе Н. Железнов, Н. Панков, К. Коньев, И. Кулаков и др. были отправлены в Москву и на Карельский фронт в составе отдельной 1 лыжной бригады.

3-й Чтец: Специальные наборы проводились в Челнах и среди девушек. По свидетельству Е.Г. Забродиной, более 60 девушек окончили 6– месячные курсы медсестер без отрыва от производства. 14 медицинских сестер ушли на фронт, в том числе Гараева, Шабалина, Якупова и др. Остальные оказывали помощь больным в Тарловском военном госпитале.

4-й Чтец: В годы войны население города Набережные Челны увеличилось с 9 до 13 тысяч, из них детей было 3, 5 тысячи. Сюда прибывали эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Тулы, Минска, Могилева и других городов Союза. Город принял 4 детских дома.

1-й Чтец: В период Великой Отечественной войны на территории Татарского Прикамья действовали несколько госпиталей. Один из них принял раненных уже 21 ноября 1941г. Это был эвакогоспиталь № 4089, размещенный в помещении Тарловского санатория недалеко от Елабуги. Всего за годы войны госпиталь принял 9 тысяч 981 человека. Сегодня здесь расположен мемориал, с фамилиями захороненных бойцов.

Сценка “ В госпитале”.

Нянечка: “Господи! До чего же артисты маленькие”. Что в программе?

– В программе – чтение, танцы и частушки.

Ребенок: “Объявляю начало концерта! Танец “Яблочко”. (Дети танцуют.)

– Частушки! (Дети поют частушки.)

* Злобный враг войну затеял,
Мы его не пощадим.
И на море, и на суше
Разобьем и разгромим.
*Наши танки в бой несутся,
Содрогается земля.
Пусть не зарятся фашисты
На колхозные поля.
*Мать сыночка провожала
И такой наказ дала:
“Береги страну родную,
Как тебя я берегла”.
*Моросят дожди косые
На Берлинском на пути.
Лучше матушки – России
В мире края не найти.
*Мы поем…

Вдруг голос раздается: “Погодите, постойте. Умер майор…”

Ведущий: Вот и все о концерте в госпитале в том трудном году.

2-й Чтец: Из 14 тысяч бойцов ушедших на фронт из Челнинского кантона домой вернулось только 6 тысяч. Звание Героя Советского Союза было присвоено четырем уроженцам города Набережные Челны –
Кайманов Никита Фадеевич,
Маннанов Ильдар Маннанович,
Кошаев Николай Михайлович,
Якупов Николай Якупович.

Ведущий: В наших сердцах с огромной силой стучат более 20 миллионов жизней погибших. Помните о них!

Минута молчания. (Стук метронома.)

Под запись песни “Соловьи” (сл. А. Фатьянова, муз. В. Соловьева – Седого) дети уходят со сцены.

Ведущий: Страница четвертая – “Моя семья в годы войны”.

Дети рассказывают о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны.

Мусина Эльза рассказывает о своем прадедушке Зиннате Хасанове.

Ведущий: Страница пятая “Победа”. (Звучит песня “День Победы” сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова) Под музыку все уходят.

Ведущий:

Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,
Ренат пел, Саяф молчал, а Артур ногой качал.
Дело было вечером, делать было нечего.
Галка села на заборе, кот забрался на чердак,
Тут сказал ребятам Саяф просто так:
“ Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб весной ручьи звенели,
Чтоб солнце землю грело, чтоб березка зеленела.
Чтоб у всех мечты сбывались, чтобы все вокруг смеялись,
Чтобы детям снились сны, чтобы не было войны!”

Приложение.