Урок литературного чтения в 1-м классе "В.В. Бианки "Первая охота"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Познакомить с произведением В. В. Бианки “Первая охота”.
  • Формировать навык сознательного, правильного, выразительного чтения.
  • Формировать умение мотивировать поступки героев.
  • Вести активное речевое развитие школьников.
  • Расширять знания и представления об окружающем мире.
  • Способствовать развитию мышления, внимания, восприятия.
  • Формировать естественный интерес к природе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

– С творчеством какого писателя познакомились на предыдущем уроке?

– В каком произведении “всё шиворот-навыворот, всё наоборот” ?

– Соедините стрелками пары слов:

мяукать уточки
хрюкать свинки
квакать курочки
крякать кошечки

– Подтвердите текстом.

– Теперь представьте, что перед вами сцена, а вы актеры. Вам предстоит сыграть отрывок из произведения К. Чуковского “ Нофелет”.

– Вы догадались, о каком произведении я говорю?

– Кто хочет себя попробовать в роли актера?

(Чтение с различной интонационной нагрузкой.)

– Одинаково ли сыграли актеры?

(Подвести детей к выводу о том, что одну и ту же роль можно сыграть по – разному.)

– К какому жанру относятся эти произведения К. Чуковского?

3. Формулирование учащимися темы и целей урока.

– Сегодня мы познакомимся с творчеством другого писателя. Его фамилия зашифрована, но вы сможете назвать её, если расшифруете запись.

Б Т И У А С Н Д К Ф И Ц

(чтение через букву)

– Постарайтесь определить, о чём писал В. В. Бианки.

– Прочитайте слова:

медведь ромашка осина
сорока волк роза
ястреб берёза  

- Распределите слова на четыре равные группы

медведь сорока осина ромашка
волк ястреб береза роза

– Какие группы можно объединить между собой?

– О ком и о чем писал В. Бианки?

– Название произведения, с которым познакомимся на уроке, вы определите сами.

– Соедините первые буквы слов.

павлин орёл
енот хомяк
рак ослик
волк тетерев
альбатрос акула
ягуар  

– Как называется произведение?

– Какова тема урока?

– В соответствии с темой сформулируйте задачи урока, используя запись.

1. Познакомиться с ... (творчеством В. В. Бианки)

2. Учиться правильно и выразительно... (читать) и работать с … (текстом)

Физминутка.

4. Изучение нового материала.

В. Бианки(1894 -1959) родился в Петербурге. Природу любил с детства. Эту любовь ему привили родители. Отец был ученым — орнитологом, изучал птиц и их повадки. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню. Маленькому мальчику, каким в то врем был В. Бианки, нравилось наблюдать за жизнью животных и растений. Когда он повзрослел, интересные наблюдения отразил в своих многочисленных книгах. Особо увлекательна его “ Лесная газета”. В обычных газетах пишут про людей, их дела. Из “Лесной газеты” можно узнать про то, как живут звери, птицы, насекомые. Двенадцать номеров “Лесной газеты” – по номеру на каждый месяц — собрали в одну книгу. Мы живём с вами по обычному календарю. Сейчас второй месяц — февраль, а по лесному календарю этот месяц называется “Месяц дотерпи до весны”.

– Как думаете, почему? Как об этом пишет В. Бианки?

Работа по учебнику.

– Назовите животных, которых видите.

– Почему художник именно этих животных разместил на странице?

– Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких представителя изображены Бианки в произведении “ Первая охота”.

Словарная работа.

Ящерица.

– Расскажите, как она выглядит.

– Ящерицы имеют очень интересную особенность. Об этом вы узнаете из произведения, если внимательно послушаете.

Чтение текста учителем.

Проверка первичного восприятия.

– Назовите другого героя.

– Что произошло со щенком?

– Что он захотел сделать? Сумел поймать ящерку? Почему?

– А вы знали о такой особенности ящериц?

– Читая произведения В. Бианки можно узнать много о повадках, образе жизни животных.

Физминутка.

Вторичное воспроизведение текста.

Анализ.

– При чтении обратите внимание на слова, обозначающие действия героев произведения.

– Что вначале делала ящерка?

– Прочитайте, как об этом говорит В. Бианки.

– Что щенок сделал, когда увидел ящерку? Зачитайте.

– Как повела себя ящерка?

– Как вы это понимаете? Какой была ящерка? Что же случилось с хвостом ящерки?

– Рассмотрите иллюстрацию. Какие слова из произведения мы могли бы написать под рисунком?

– Что значит фыркнул?

– Почему именно это слово использовал В. Бианки?

– Посмотрите на позу, выражение глаз щенка. Каким художник изобразил щенка?

– Что сделал щенок в следующее мгновение?

– Удачной ли была охота щенка на ящерку?

Повторное чтение рассказа.

Анализ.

– Прочитаем произведение еще раз, хлопая в ладоши,когда встретится слово ящерка. Подумайте, почему охота была неудачной?

– Посмотрим, все ли правильно делал щенок?

– Прочитайте ту часть, где щенок подкрадывается к ящерке. Что он сделал верно, а что нет?

– Почему он так сделал? Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно?

– И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений. Вам в накоплении опыта помогут собственные действия, советы взрослых и “умные” книги.

Восстановление деформированного текста. Работа в группах.

Текст, над которым мы работали, рассказывает лишь об одной истории, которая произошла со щенком. Обо всех приключениях щенка вы сможете узнать, если возьмете книгу в библиотеке и прочитаете произведение целиком.

5. Итог.

– Выполнили ли мы то, что наметили, реализовали ли поставленные задачи?

– В школьной библиотеке очень иного книг с произведениями В. Бианки. Вы можете их взять и почитать, тогда узнаете:

Кто чем поёт?
Чей нос лучше?
Где раки зимуют?

Приложение