Задачи:
- Познакомить с произведением В. В. Бианки “Первая охота”.
- Формировать навык сознательного, правильного, выразительного чтения.
- Формировать умение мотивировать поступки героев.
- Вести активное речевое развитие школьников.
- Расширять знания и представления об окружающем мире.
- Способствовать развитию мышления, внимания, восприятия.
- Формировать естественный интерес к природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
– С творчеством какого писателя познакомились на предыдущем уроке?
– В каком произведении “всё шиворот-навыворот, всё наоборот” ?
– Соедините стрелками пары слов:
мяукать | уточки |
хрюкать | свинки |
квакать | курочки |
крякать | кошечки |
– Подтвердите текстом.
– Теперь представьте, что перед вами сцена, а вы актеры. Вам предстоит сыграть отрывок из произведения К. Чуковского “ Нофелет”.
– Вы догадались, о каком произведении я говорю?
– Кто хочет себя попробовать в роли актера?
(Чтение с различной интонационной нагрузкой.)
– Одинаково ли сыграли актеры?
(Подвести детей к выводу о том, что одну и ту же роль можно сыграть по – разному.)
– К какому жанру относятся эти произведения К. Чуковского?
3. Формулирование учащимися темы и целей урока.
– Сегодня мы познакомимся с творчеством другого писателя. Его фамилия зашифрована, но вы сможете назвать её, если расшифруете запись.
Б Т И У А С Н Д К Ф И Ц
(чтение через букву)
– Постарайтесь определить, о чём писал В. В. Бианки.
– Прочитайте слова:
медведь | ромашка | осина |
сорока | волк | роза |
ястреб | берёза |
- Распределите слова на четыре равные группы
медведь | сорока | осина | ромашка |
волк | ястреб | береза | роза |
– Какие группы можно объединить между собой?
– О ком и о чем писал В. Бианки?
– Название произведения, с которым познакомимся на уроке, вы определите сами.
– Соедините первые буквы слов.
павлин | орёл |
енот | хомяк |
рак | ослик |
волк | тетерев |
альбатрос | акула |
ягуар |
– Как называется произведение?
– Какова тема урока?
– В соответствии с темой сформулируйте задачи урока, используя запись.
1. Познакомиться с ... (творчеством В. В. Бианки)
2. Учиться правильно и выразительно... (читать) и работать с … (текстом)
Физминутка.
4. Изучение нового материала.
В. Бианки(1894 -1959) родился в Петербурге. Природу любил с детства. Эту любовь ему привили родители. Отец был ученым — орнитологом, изучал птиц и их повадки. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню. Маленькому мальчику, каким в то врем был В. Бианки, нравилось наблюдать за жизнью животных и растений. Когда он повзрослел, интересные наблюдения отразил в своих многочисленных книгах. Особо увлекательна его “ Лесная газета”. В обычных газетах пишут про людей, их дела. Из “Лесной газеты” можно узнать про то, как живут звери, птицы, насекомые. Двенадцать номеров “Лесной газеты” – по номеру на каждый месяц — собрали в одну книгу. Мы живём с вами по обычному календарю. Сейчас второй месяц — февраль, а по лесному календарю этот месяц называется “Месяц дотерпи до весны”.
– Как думаете, почему? Как об этом пишет В. Бианки?
Работа по учебнику.
– Назовите животных, которых видите.
– Почему художник именно этих животных разместил на странице?
– Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких представителя изображены Бианки в произведении “ Первая охота”.
Словарная работа.
Ящерица.
– Расскажите, как она выглядит.
– Ящерицы имеют очень интересную особенность. Об этом вы узнаете из произведения, если внимательно послушаете.
Чтение текста учителем.
Проверка первичного восприятия.
– Назовите другого героя.
– Что произошло со щенком?
– Что он захотел сделать? Сумел поймать ящерку? Почему?
– А вы знали о такой особенности ящериц?
– Читая произведения В. Бианки можно узнать много о повадках, образе жизни животных.
Физминутка.
Вторичное воспроизведение текста.
Анализ.
– При чтении обратите внимание на слова, обозначающие действия героев произведения.
– Что вначале делала ящерка?
– Прочитайте, как об этом говорит В. Бианки.
– Что щенок сделал, когда увидел ящерку? Зачитайте.
– Как повела себя ящерка?
– Как вы это понимаете? Какой была ящерка? Что же случилось с хвостом ящерки?
– Рассмотрите иллюстрацию. Какие слова из произведения мы могли бы написать под рисунком?
– Что значит фыркнул?
– Почему именно это слово использовал В. Бианки?
– Посмотрите на позу, выражение глаз щенка. Каким художник изобразил щенка?
– Что сделал щенок в следующее мгновение?
– Удачной ли была охота щенка на ящерку?
Повторное чтение рассказа.
Анализ.
– Прочитаем произведение еще раз, хлопая в ладоши,когда встретится слово ящерка. Подумайте, почему охота была неудачной?
– Посмотрим, все ли правильно делал щенок?
– Прочитайте ту часть, где щенок подкрадывается к ящерке. Что он сделал верно, а что нет?
– Почему он так сделал? Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно?
– И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений. Вам в накоплении опыта помогут собственные действия, советы взрослых и “умные” книги.
Восстановление деформированного текста. Работа в группах.
Текст, над которым мы работали, рассказывает лишь об одной истории, которая произошла со щенком. Обо всех приключениях щенка вы сможете узнать, если возьмете книгу в библиотеке и прочитаете произведение целиком.
5. Итог.
– Выполнили ли мы то, что наметили, реализовали ли поставленные задачи?
– В школьной библиотеке очень иного книг с произведениями В. Бианки. Вы можете их взять и почитать, тогда узнаете:
Кто чем поёт?
Чей нос лучше?
Где раки зимуют?