Литературный праздник, посвященный творчеству С.Я. Маршака. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Краткие сведения об авторе:

Русский поэт, писатель, переводчик. Начал печататься в 1907 году. В 1915-1917 годах опубликовал первые переводы из английской поэзии: У.Блейк, У.Вордсворт. В 1923 году вышла книжка переводов английских детских народных песенок “Дом, который построил Джек”. В том же году появился сборник авторских стихотворений “Детки в клетке” и сказка о глупом мышонке”.

Творчество С.Я. Маршака для детей разнообразно. В его творчестве отражены: народные сказки, детские игры, цирковые представления, обитатели зоопарка, школьные радости и горести, детская дружба, времена года, профессии взрослых и многое другое. Все произведения Маршака отмечены добрым юмором, улыбкой, горячей признательностью людям за их труд, доброту, любовь к жизни. С.Я. Маршак – блестящий переводчик детской поэзии. Ему принадлежат переводы произведений Э.Лера, Р.Киплинга, А.Милна, Р.Стивенсона.

Цели урока: показать учащимся многогранность поэзии С.Я.Маршака, расширить их знания о творчестве писателя, привить любовь и интерес к книге, к слову, развивать речь, память.

Сценарий праздника

Исчезнет мир в тот самый час,
Когда исчезну я,
Как он угас для ваших глаз,
Ушедшие друзья.
Не станет солнца и луны,
Поблекнут все цветы.
Не будет даже тишины,
Не станет темноты…
Нет, будет мир существовать,
И пусть меня в нем нет,
Но я успел весь мир обнять,
Все миллионы лет.
Я думал, чувствовал, я жил
И все, что мог, постиг
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.

Эти строки из стихотворения С.Я. Маршака можно расценивать, как автограф…как личное послание каждому из нас…

Известный русский писатель Самуил Яковлевич Маршак знаком и близок каждому из нас с детства. Его стихи постоянно звучат в школе.

Являясь основоположником советской детской литературы, С.Я. Маршак гордился тем, что его читателем был растущий человек:

Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года. (Из воспоминаний С.Я. Маршака)

Писать стихи Маршак начал с четырех лет. К одиннадцати годам он написал уже несколько длиннейших поэм и перевел оду Горация.

Маршак начал свою работу в детской литературе с книжек-картинок для маленьких детей. (Несколько учеников читают стишки из произведения “Детки в клетке” и демонстрируют картинки.)

Он придумывал для детей веселые и забавные считалки:

Чтение считалки “Мяч”.

Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Желтый,
Красный,
Голубой
Не угнаться
За тобой!

Я
Тебя
Ладонью
Хлопал.
Ты
Скакал
И звонко
Топал.

Ты
Пятнадцать
Раз
Подряд
Прыгал
В угол
И назад.

А потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота,
Добежал
До поворота.
Там
Попал
Под колесо.
Лопнул,
Хлопнул –
Вот и все!

С.Я. Маршак сочинял загадки:

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки)

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Тапочки)

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)

Меня спроси,
Как я тружусь,
Вокруг оси
Своей кружусь. (Колесо)

Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерев)

За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце –
Тихо так,
Тихо так. (Часы)

С.Я. Маршак создал стихи о людях труда и о вещах, как о творениях человеческих рук, рук мастера и хозяина земли. Это его великолепная “Почта”, “Откуда стол пришел”, “Что мы сажаем, сажая леса”, поэма “Ледяной остров”. (Одно из произведений можно прочитать.)

Ребята, давайте вспомним, как мы с вами на уроках в 1 классе знакомились с буквами.

Инсценировка стихотворения Маршака “Живые буквы”, “Автобус номер двадцать шесть”, “Про все на свете”. (одно по выбору).

А сейчас, ребята, мы совершим путешествие в страну звуков и букв, и поиграем в игру: ”Угадай-ка”.

Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними – поясок,
Протянутый наискосок… (Буква и)

Бывает эта буква
В конце и середине.
В конце капусты, брюквы,
А в середине дыни… (Буква ы)

У станции “и краткое”
Нас встретили загадкою:
“Прочти и отгадай-ка:
Что надо пропустить,
Что можно было зайку
В заику превратить?
Один из нас минуты три
Подумал над разгадкою
И отвечал: ”Крючок сотри
Над буквою “и краткое”.
А эта буква от того
Считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд передний. (Буква я)

Игра “Подскажи словечко”:
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (Лису)

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для… (нас)

Ходит по лесу хорек,
Хищный маленький… (зверек)

Маршак-переводчик старше Маршака-автора детских книг. Еще учась в Англии, Маршак начал работать над переводами английских народных баллад и песен.

Маршак много сделал как переводчик поэзии: украинцев, литовцев, армян, узбеков. Стихи итальянского поэта – Джанни Родари. Благодаря Маршаку мы полюбили стихи этого поэта, в которых предстает перед нами народ Италии и его дети. Вот некоторые из них: “Чем пахнут ремесла”, “Человек на подъемном кране”, “Рыбак”, !Лудильщик”, “Точильщик!, “Почтальон”, “Трубочист”, “Пожарный” и др. (Одно из стихотворений можно прочитать).

Литературная викторина:

  1. Перечислите, что сдавала дама в багаж? (шесть вещей: диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картин
  2. Назовите сказки, написанные Маршаком.   (“Сказка о глупом мышонке”, “Терем-теремок”, “Сказка о умном мышонке”, “Кошкин дом”, “Двенадцать месяцев”, “Горя бояться – счастья не видать”.)
  3. Учитель показывает картинки, на которых изображены: дом, пшеница, птица, кот, пес, корова, старушка, пастух, два петуха. В каком стихотворении говорится об этих предметах? (“Дом, который построил Джек” – перевод с английского С.Я.Маршака)
  4. Кто помог падчерице нарвать целую корзину подснежников зимой? (Двенадцать месяцев)
  5. Что случилось в сказке “Кошкин дом”? (Пожар)
  6. Кто дал приют кошке и ее сторожу коту Василию? (Котята)
  7. Кто поселился в “Терем-теремок”? (Лягушка, мышка, петух, еж)
  8. Чего боялся Петя? (Темноты)
  9. Чем закончилась “Сказка о глупом мышонке”? (Кошка съела мышонка.)
  10. А чем закончилась “Сказка об умном мышонке? (Мышонок убежал от кошки и вернулся к маме и папе.)
  11. Прочитать свое любимое стихотворение С.Я. Маршака.