Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей. Она отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ, создает новые условия для воспитания здоровой личности.
Программа предназначена для проведения работы с детьми, посещающими специализированные группы дошкольных образовательных учреждений.
Уровень интеллектуального развития детей, поступающих в данное дошкольное учреждение, разный. Развитие таких детей отличается от развития здоровых детей. На фоне первичного дефекта - органического поражения центральной нервной системы, вторичного дефекта - задержки развития познавательной сферы, у детей также наблюдается снижение и ухудшение здоровья. Поэтому такие дети нуждаются в гораздо более детальном разъяснении вопросов сохранения и укрепления здоровья.
На основе программы по коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта по вопросам здоровьесбережения таких авторов, как: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева составила рабочую программу "Растем крепкими и здоровыми"", которая позволяет более широко раскрыть вопросы сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника, имеющего нарушения в развитии, формирования представлений о здоровом образе жизни в целях обогащения его социального опыта.
Программа рассчитана на один учебный год для умственно отсталых детей третьего, четвертого года обучения (возраст детей 6-8 лет). Занятия проводятся воспитателем один раз в неделю. Год обучения детей определяется на основе первичного дефектологического обследования при поступлении ребенка в детский сад. У детей с помощью диагностических методик определяется уровень имеющихся знаний и умений. На основании этого ребенок зачисляется на соответствующий год обучения.
В программе представлено содержание, базирующееся на личностно ориентированном подходе к ребенку.
Для проведения коррекционных занятий с детьми применяются следующие методы и приемы:
- небольшой объем даваемой учебной информации;
- доступность изложения в сочетании с достаточно крупной красочной наглядностью;
- смена видов деятельности;
- повторяемость программного материала;
- перенос полученных знаний, способов действия из одной ситуации в другую;
- метод проб, практическое примеривание;
- обучение с использованием натуральных материалов, объектов;
- зрительная ориентировка;
- закрепление изученного материала в сюжетно-отобразительных или сюжетно-ролевых играх.
Базовой потребностью любого, не только умственно отсталого ребенка, является сохранение и укрепление здоровья, поэтому данная программа посвящена здоровью детей, формированием у них (на доступном уровне) установок на здоровый образ жизни, формирование двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей. В программе предусмотрены следующие разделы коррекционно-педагогической работы: "Путь к себе", "Здоровье - всему голова", "Ребенок и безопасность", "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья", "Советы доктора Айболита". Содержание разделов программы изложено с учетом тематики познавательных занятий дефектолога с детьми. Темы занятий каждого раздела объединяются общей целью.
Все эти направления воспитательной работы ориентированы на совершенствование духовного развития детей, укрепление их физического здоровья и создание условий для индивидуального психологического комфорта. В целом у детей должна быть сформирована установка на здоровый образ жизни и овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях.
Особенности программы:
- Учитываются общие, специфические и индивидуальные особенности развития детей с нарушением интеллекта; отражается дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их здоровья и от уровня развития, включая применение специальных форм и методов работы с детьми; программа носит интегрированный характер: включает разнообразные вопросы основ безопасности жизнедеятельности, сохранения здоровья, профилактики заболеваний; программа предусматривает взаимодействие педагогов с медицинским персоналом и родителями;
- коррекционно-развивающие занятия проводятся на фоне неврологического лечения и других медицинских мероприятий (массаж, физиопроцедуры, лечебная физкультура и др.).
Цель программы
Сформировать у детей устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего здоровья, научить бережно относиться к себе и своему здоровью.
Основные задачи программы
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Воспитание практических навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.
- Обеспечение физического и психического благополучия.
- Создание условий для снижения заболеваемости детей.
- Взаимодействие с родителями по воспитанию здорового ребенка совместными усилиями.
Формы работы:
- подгрупповая
- индивидуальная
Ожидаемые результаты
- успешная адаптация детей в социальном окружении; довести осознание детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья: овладение культурно-гигиеническими навыками, навыками безопасного поведения в окружающей действительности, формирование представлений о необходимости заботиться о своем здоровье; развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность; укреплять здоровье детей; повышение уровня социализации к окружающей жизни; снижение уровня заболеваемости; повышение компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроль | ||
всего | теор. | практ. | |||
Раздел 1. Путь к себе | |||||
1.1 | Здоровые зубы | 1 | 1 | - | Беседы с детьми, отзывы родителей. |
1.2 | Зачем нам два уха | 1 | 1 | ||
1.3 | Наши глаза | 1 | 1 | - | |
1.4 | Строение тела | 1 | 1 | - | |
1.5 | Мальчики и девочки | 1 | 1 | - | |
1.6 | Наши привычки | 1 | 1 | - | |
1.7 | Уход за собой - дело важное | 1 | - | 1 | |
Раздел 2. Здоровье - всему голова | |||||
2.1 | Ценности здорового образа жизни | 1 | 1 | - | Анкеты для родителей, срезы знаний детей, наблюдения и анализ поведения детей. |
2.2 | Кто нам помогает быть здоровыми | 1 | - | 1 | |
2.3 | Чистота - залог здоровья | 1 | 1 | - | |
2.4 | Почему мы болеем | 2 | 1 | 1 | |
2.5 | Движение - рецепт здоровья | 1 | - | 1 | |
2.6 | Сон и здоровье человека | 1 | 1 | - | |
2.7 | Поговорим о питании | 1 | 1 | - | |
2.8 | Наше настроение | 1 | - | 1 | |
Раздел 3. Ребенок и безопасность | |||||
3.1 | В мире опасных предметов | 1 | - | 1 | Решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры. |
3.2 | Сигналы тревоги | 1 | 1 | - | |
3.3 | Пожар | 1 | 1 | ||
3.4 | Скорая помощь | 1 | 1 | - | |
3.5 | Улицы города | 1 | . | 1 | |
3.6 | Мы и природа | 2 | 1 | 1 | |
3.7 | Первая помощь | 1 | _ | 1 | |
Раздел 4. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. | |||||
4.1 | Солнышко здоровье дарит | 1 | 1 | - | Беседы с детьми. |
4.2 | Вода - для хвори беда | 1 | - | 1 | |
4.3 | Воздух нужен всем и всегда | 1 | 1 | _ | |
4.4 | Будем здоровыми | 1 | 1 | - |
Раздел 5. Советы доктора Айболита. | |||||
5.1 | Режим - это важно | 1 | 1 | Диагностика знаний, отзывы родителей, самоанализ работы. | |
5.2 | Что нужно делать перед сном | 2 | 1 | 1 | |
5.3 | Правила ухода за собой | 1 | 1 | - | |
5.4 | Лекарства и витамины | 1 | 1 | - | |
5.5 | Профилактика заболеваний | 1 | 1 | - | |
Итого: | 34 | 23 | 11 |
Развлечение к разделу "Ребенок и безопасность"
Цель: Формирование у детей основных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Задачи:
- закреплять у детей понятия о правилах дорожного движения (дорожные знаки и сигналы светофора);
- воспитывать культуру поведения на улице и стремление к знаниям.
Действующие лица: Светофор - Светофорович, Шапокляк.
Ход урока
Св. Св.
- Рассаживайтесь поудобнее
Места занимайте скорей
В страну "Светофорию"
Мы приглашаем друзей.
Ох, извините, я не поздоровался и не представился! Здравствуйте! Меня зовут Светофор Светофорыч, доктор дорожного движения. Я на дороге -самый главный, а мои помощники - огоньки.
Различать должны вы ясно свет зеленый, желтый, красный.
- Ой, но где же мои огоньки, куда они подевались?
- Ребята, помогите мне их найти.
(Под музыку вбегает Шапокляк, стучит себе в грудь.)
Ш. Я ваш лучший друг!
Св. Св. Шапокляк, а ты случайно где-нибудь встречала, может быть, видела мои огоньки?
Ш. Да, да, вот у меня в сумочке какие-то разноцветные кружки-огоньки, которые я по дороге сюда, поснимала. Я знаю интересную игру, в которую можно поиграть с этими огоньками. Она называется "Найди свой домик".
Игра "Найди свой домик" (с обручами: красный, желтый, зеленый. У детей в руках кружочки таких же цветов)
Ш. Да, что вы все ерундой занимаетесь. Вы знаете, что самое главное на дороге?
Дети: (ответы детей: светофор и дорожные знаки)
Ш. А вот и нет! Самое главное и нужное это - гвоздь, чтобы прокалывать шины у машин (достает из сумочки гвоздь), рогатка и камень, чтобы стекла в машинах выбивать (достает из сумочки), лопата, чтобы делать ямы на дорогах.
Св. Св. Да что ты, Шапокляк, разве можно так делать? Ребята уже сказали, что самое важное на дорогах - это светофор и дорожные знаки. Огоньки наши нашлись. Давайте соберем светофор.
Игра "Собери светофор" (из модулей)
Св. Св. А еще, Шапокляк, важные знаки это - дорожные!
Шапокляк: Вот, еще, что-то новенькое придумали, слова какие-то "дорожные знаки"
Св. Св. Посмотри, дети сейчас их соберут и расскажут, где, какой знак.
Игра "Собери знаки"
Ш. А это, что еще за знак? (пешеходный переход)
Св. Св. Этот знак означает, что в этом месте можно переходить дорогу, по пешеходной дорожке - "Зебра".
Ш. Вот еще, я и без него обойдусь. Я знаю как и куда мне идти: хочу иду туда, хочу иду сюда.
Св.Св. Вот и не правильно! Ребята, давайте выложим пешеходную дорожку.
Игра "Выложи "Зебру"" (выкладывание "Зебры" на полу из белых и черных полосок)
Св.Св. Шапокляк, а знаешь ли ты, как называется место, где пассажиры садятся в общественный транспорт?
Ш. Нет! А зачем мне это знать? Если нужно куда-нибудь доехать, то я прицеплюсь сзади автобуса и доеду. Ух!красота!
Св.Св. да ты что Шапокляк! Разве можно так делать? А если ты сорвешься и упадешь, попадешь под колеса?
Ш. Ерунда!я держусь очень крепко!
Св.Св. Крепко-то крепко, а как же ты ямы, которые ты роешь на дорогах своей лопаткой? Попадет колесо в эту яму, тряхнет автобус и ты свалишься.
Ш. Ой, правда! Да я и не подумала об этом! Я, наверное, больше не буду так делать.
Св.Св. Ребята, покажем Шапокляк, где и как нужно садиться в общественный транспорт!
Игра - эстафета "Остановка - общественный транспорт"
Ш. Ну никак мне сбить ваших детей, не запутать. Все-то они знают.
Св.Св.
На улице будьте внимательны, дети
Твердо запомните правила эти
Правила эти помни всегда
Чтоб не случилась с тобою беда.
Ш. И я все правила запомнила, не буду больше нарушать правила дорожного движения. Буду все делать так, как вы меня научили. А вообще-то я шла к вам с подарками, они у меня здесь, я хочу вам подарить разноцветные воздушные шарики (дарит детям воздушные шары: красные, желтые и зеленые).
Список литературы
Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в
детском саду[Текст]: Планирование и конспекты.- ТЦ
Сфера,2005.- 160с.