Рабочая программа "Растем крепкими и здоровыми"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей. Она отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ, создает новые условия для воспитания здоровой личности.

Программа предназначена для проведения работы с детьми, посещающими специализированные группы дошкольных образовательных учреждений.

Уровень интеллектуального развития детей, поступающих в данное дошкольное учреждение, разный. Развитие таких детей отличается от развития здоровых детей. На фоне первичного дефекта - органического поражения центральной нервной системы, вторичного дефекта - задержки развития познавательной сферы, у детей также наблюдается снижение и ухудшение здоровья. Поэтому такие дети нуждаются в гораздо более детальном разъяснении вопросов сохранения и укрепления здоровья.

На основе программы по коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта по вопросам здоровьесбережения таких авторов, как: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева составила рабочую программу "Растем крепкими и здоровыми"", которая позволяет более широко раскрыть вопросы сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника, имеющего нарушения в развитии, формирования представлений о здоровом образе жизни в целях обогащения его социального опыта.

Программа рассчитана на один учебный год для умственно отсталых детей третьего, четвертого года обучения (возраст детей 6-8 лет). Занятия проводятся воспитателем один раз в неделю. Год обучения детей определяется на основе первичного дефектологического обследования при поступлении ребенка в детский сад. У детей с помощью диагностических методик определяется уровень имеющихся знаний и умений. На основании этого ребенок зачисляется на соответствующий год обучения.

В программе представлено содержание, базирующееся на личностно ориентированном подходе к ребенку.

Для проведения коррекционных занятий с детьми применяются следующие методы и приемы:

- небольшой объем даваемой учебной информации;

  • доступность изложения в сочетании с достаточно крупной красочной наглядностью;
  • смена видов деятельности;
  • повторяемость программного материала;
  • перенос полученных знаний, способов действия из одной ситуации в другую;
  • метод проб, практическое примеривание;
  • обучение с использованием натуральных материалов, объектов;
  • зрительная ориентировка;
  • закрепление изученного материала в сюжетно-отобразительных или сюжетно-ролевых играх.

Базовой потребностью любого, не только умственно отсталого ребенка, является сохранение и укрепление здоровья, поэтому данная программа посвящена здоровью детей, формированием у них (на доступном уровне) установок на здоровый образ жизни, формирование двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей. В программе предусмотрены следующие разделы коррекционно-педагогической работы: "Путь к себе", "Здоровье - всему голова", "Ребенок и безопасность", "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья", "Советы доктора Айболита". Содержание разделов программы изложено с учетом тематики познавательных занятий дефектолога с детьми. Темы занятий каждого раздела объединяются общей целью.

Все эти направления воспитательной работы ориентированы на совершенствование духовного развития детей, укрепление их физического здоровья и создание условий для индивидуального психологического комфорта. В целом у детей должна быть сформирована установка на здоровый образ жизни и овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях.

Особенности программы:

  • Учитываются общие, специфические и индивидуальные особенности развития детей с нарушением интеллекта; отражается дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их здоровья и от уровня развития, включая применение специальных форм и методов работы с детьми; программа носит интегрированный характер: включает разнообразные вопросы основ безопасности жизнедеятельности, сохранения здоровья, профилактики заболеваний; программа предусматривает взаимодействие педагогов с медицинским персоналом и родителями;
  • коррекционно-развивающие занятия проводятся на фоне неврологического лечения и других медицинских мероприятий (массаж, физиопроцедуры, лечебная физкультура и др.).

Цель программы

Сформировать у детей устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего здоровья, научить бережно относиться к себе и своему здоровью.

Основные задачи программы

  • Сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  • Воспитание практических навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.
  • Обеспечение физического и психического благополучия.
  • Создание условий для снижения заболеваемости детей.
  • Взаимодействие с родителями по воспитанию здорового ребенка совместными усилиями.

Формы работы:

- подгрупповая

- индивидуальная

Ожидаемые результаты

- успешная адаптация детей в социальном окружении; довести осознание детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья: овладение культурно-гигиеническими навыками, навыками безопасного поведения в окружающей действительности, формирование представлений о необходимости заботиться о своем здоровье; развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность; укреплять здоровье детей; повышение уровня социализации к окружающей жизни; снижение уровня заболеваемости; повышение компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения.

Учебно-тематический план

№ п/п Тема занятия Количество часов Формы контроль
всего теор. практ.
Раздел 1. Путь к себе
1.1 Здоровые зубы 1 1 - Беседы с детьми, отзывы родителей.
1.2 Зачем нам два уха 1 1  
1.3 Наши глаза 1 1 -
1.4 Строение тела 1 1 -
1.5 Мальчики и девочки 1 1 -
1.6 Наши привычки 1 1 -
1.7 Уход за собой - дело важное 1 - 1
Раздел 2. Здоровье - всему голова
2.1 Ценности здорового образа жизни 1 1 - Анкеты для родителей, срезы знаний детей, наблюдения и анализ поведения детей.
2.2 Кто нам помогает быть здоровыми 1 - 1
2.3 Чистота - залог здоровья 1 1 -
2.4 Почему мы болеем 2 1 1
2.5 Движение - рецепт здоровья 1 - 1
2.6 Сон и здоровье человека 1 1 -
2.7 Поговорим о питании 1 1 -
2.8 Наше настроение 1 - 1
Раздел 3. Ребенок и безопасность
3.1 В мире опасных предметов 1 - 1 Решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры.
3.2 Сигналы тревоги 1 1 -
3.3 Пожар 1 1  
3.4 Скорая помощь 1 1 -
3.5 Улицы города 1 . 1
3.6 Мы и природа 2 1 1
3.7 Первая помощь 1 _ 1
Раздел 4. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.
4.1 Солнышко здоровье дарит 1 1 - Беседы с детьми.
4.2 Вода - для хвори беда 1 - 1
4.3 Воздух нужен всем и всегда 1 1 _
4.4 Будем здоровыми 1 1 -

  

Раздел 5. Советы доктора Айболита.
5.1 Режим - это важно 1 1   Диагностика знаний, отзывы родителей, самоанализ работы.
5.2 Что нужно делать перед сном 2 1 1
5.3 Правила ухода за собой 1 1 -
5.4 Лекарства и витамины 1 1 -
5.5 Профилактика заболеваний 1 1 -
Итого: 34 23 11  

Развлечение к разделу "Ребенок и безопасность"

Цель: Формирование у детей основных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Задачи:

  • закреплять у детей понятия о правилах дорожного движения (дорожные знаки и сигналы светофора);
  • воспитывать культуру поведения на улице и стремление к знаниям.

Действующие лица: Светофор - Светофорович, Шапокляк.

Ход урока

Св. Св.

- Рассаживайтесь поудобнее
Места занимайте скорей
В страну "Светофорию"
Мы приглашаем друзей.

Ох, извините, я не поздоровался и не представился! Здравствуйте! Меня зовут Светофор Светофорыч, доктор дорожного движения. Я на дороге -самый главный, а мои помощники - огоньки.

Различать должны вы ясно свет зеленый, желтый, красный.

- Ой, но где же мои огоньки, куда они подевались?

- Ребята, помогите мне их найти.

(Под музыку вбегает Шапокляк, стучит себе в грудь.)

Ш. Я ваш лучший друг!

Св. Св. Шапокляк, а ты случайно где-нибудь встречала, может быть, видела мои огоньки?

Ш. Да, да, вот у меня в сумочке какие-то разноцветные кружки-огоньки, которые я по дороге сюда, поснимала. Я знаю интересную игру, в которую можно поиграть с этими огоньками. Она называется "Найди свой домик".

Игра "Найди свой домик" (с обручами: красный, желтый, зеленый. У детей в руках кружочки таких же цветов)

Ш. Да, что вы все ерундой занимаетесь. Вы знаете, что самое главное на дороге?

Дети: (ответы детей: светофор и дорожные знаки)

Ш. А вот и нет! Самое главное и нужное это - гвоздь, чтобы прокалывать шины у машин (достает из сумочки гвоздь), рогатка и камень, чтобы стекла в машинах выбивать (достает из сумочки), лопата, чтобы делать ямы на дорогах.

Св. Св. Да что ты, Шапокляк, разве можно так делать? Ребята уже сказали, что самое важное на дорогах - это светофор и дорожные знаки. Огоньки наши нашлись. Давайте соберем светофор.

Игра "Собери светофор" (из модулей)

Св. Св. А еще, Шапокляк, важные знаки это - дорожные!

Шапокляк: Вот, еще, что-то новенькое придумали, слова какие-то "дорожные знаки"

Св. Св. Посмотри, дети сейчас их соберут и расскажут, где, какой знак.

Игра "Собери знаки"

Ш. А это, что еще за знак? (пешеходный переход)

Св. Св. Этот знак означает, что в этом месте можно переходить дорогу, по пешеходной дорожке - "Зебра".

Ш. Вот еще, я и без него обойдусь. Я знаю как и куда мне идти: хочу иду туда, хочу иду сюда.

Св.Св. Вот и не правильно! Ребята, давайте выложим пешеходную дорожку.

Игра "Выложи "Зебру"" (выкладывание "Зебры" на полу из белых и черных полосок)

Св.Св. Шапокляк, а знаешь ли ты, как называется место, где пассажиры садятся в общественный транспорт?

Ш. Нет! А зачем мне это знать? Если нужно куда-нибудь доехать, то я прицеплюсь сзади автобуса и доеду. Ух!красота!

Св.Св. да ты что Шапокляк! Разве можно так делать? А если ты сорвешься и упадешь, попадешь под колеса?

Ш. Ерунда!я держусь очень крепко!

Св.Св. Крепко-то крепко, а как же ты ямы, которые ты роешь на дорогах своей лопаткой? Попадет колесо в эту яму, тряхнет автобус и ты свалишься.

Ш. Ой, правда! Да я и не подумала об этом! Я, наверное, больше не буду так делать.

Св.Св. Ребята, покажем Шапокляк, где и как нужно садиться в общественный транспорт!

Игра - эстафета "Остановка - общественный транспорт"

Ш. Ну никак мне сбить ваших детей, не запутать. Все-то они знают.

Св.Св.

На улице будьте внимательны, дети
Твердо запомните правила эти
Правила эти помни всегда
Чтоб не случилась с тобою беда.

Ш. И я все правила запомнила, не буду больше нарушать правила дорожного движения. Буду все делать так, как вы меня научили. А вообще-то я шла к вам с подарками, они у меня здесь, я хочу вам подарить разноцветные воздушные шарики (дарит детям воздушные шары: красные, желтые и зеленые).

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду[Текст]: Планирование и конспекты.- ТЦ Сфера,2005.- 160с.
  2. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития.(Организационный аспект).- М.:В. Секачев, 2008.-78с.
  3. Борисова,Е.Н Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками[Текст]/Е.Н. Борисова.-Издание 2-е,переработанное.-М.:Глобус; Волгоград: Панорама,2009.-144с.
  4. Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 3 до5 лет).-М., 2005.-94с.
  5. Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет).-М., 2005.-96с.
  6. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей[Текст]:-М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2007.-120с.
  7. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта[Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А Стребелева.-М.: Просвещение, 2007.
  8. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. Рекомендации[Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.- М.: Просвещение, 2009.-175с.
  9. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта[Текст] /Е.А.Екжанова, е.а. стребелева// Дефектология.- 1999.-№6.-С.25-34.