Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "Русская народная сказка "Иван-царевич и Серый волк"

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие потребности в оказании помощи другим.

Задачи:

  • формирование умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;
  • воспитание любви и уважения к русскому языку и русскому народному творчеству;

Оборудование:

  • учебник "Литературное чтение" 3 класс, автор, автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова,
  • выставка книг и детских иллюстраций к сказке.

Проблемный вопрос: Почему волк помогал Ивану царевичу?

Варианты ответов:

  • Добрый
  • Иван нуждался в помощи
  • Оплачивает долг.

Оптимальный вариант: Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи и оплачивает долг.

Тезис: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"

Русская народная пословица.

Комментарий хода урока

Стихотворение о сказках.

- Закройте глаза и послушайте стихотворение, которые поможет вам перенестись в волшебный, сказочный мир.

(Учитель читает стихотворение)

"О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится..."

Сказки:Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Суть волшебных сказок - в народных верованиях и обрядах. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.

Прочитайте слова, написанные на доске:

"Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!"

- Как вы их понимаете? ( сказки чему-нибудь учат?)

- Чему учат? (добру, любви, смелости, честности)

- На перемене мы сделали выставку. Вы ознакомились с книгами? Что вы можете сказать о книгах на выставке? ( с волшебными сказками).

- Эти книги иллюстрированы художниками.

В одной из них я увидела такую иллюстрацию (показать репродукцию картины " Иван царевич на сером волке")

- Как вы думаете, к какой сказке эта иллюстрация? А написал эту репродукцию Васнецов.

А вы встречали на уроках ИЗО репродукции этого художника?

Он рисует к сказкам (показать репродукции)

- Какая вам больше нравится и почему?

- А теперь посмотрите и другие иллюстрации художников к сказке в учебнике на с.21,24.

- У вас домашнее задание было тоже нарисовать свои иллюстрации, зачитайте из текста эпизоды к своим иллюстрациям.

- Я вижу, сказка вам очень понравилась.

- Я предлагаю вам совершить путешествие в царства, где были Иван-царевич и серый волк. Выберите то царство, в котором вам хотелось бы побывать и почему. Посоветуйтесь в группах.

- Ребята, а что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим, какого волка? (Злого:)

- А в этой сказке почему волк помогает Ивану царевичу?

- Добрый (почему решили, что добрый?)

- Оплачивает долг (съел лошадь)

"Долг платежом красен"

- А вы можете привести пример, когда вы тоже помогали, кто раньше вам помог.

- Иван нуждался в помощи.

Вывод: Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил оплатить долг.

А как вы думаете, какая главная мысль темы нашего разговора. (Помощь ближнему).

Работа в группах.

Перед вами пословицы, но вам нужно их сложить, прочитать и выбрать только одну, которая подходит по теме.

И в заключение хочется прочитать стихотворение:

"Нет, русские сказки, не лгали
Про Кощееву смерть, про ковер самолет.
Нет, не праздные люди те сказки слагали,
А провидцы, в чьих замыслах правда живет."

Рефлексия: Какую роль хотелось сыграть, если бы вы участвовали в школьном спектакле?

- Прочитайте пословицу (тезис). Какой урок вы получили из этой сказки?

- А вы кому-то помогли на уроке и как? А мне сегодня на уроке помогли: (перечислить учащихся).

Учащимся предлагаются разноуровневые домашние задания:

  1. Взять и прочитать одну из сказок с выставки.
  2. Составить план сказки.
  3. Составить викторину по сказке.

Учитель благодарит детей за урок.