Цель: развитие потребности в оказании помощи другим.
Задачи:
- формирование умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;
- воспитание любви и уважения к русскому языку и русскому народному творчеству;
Оборудование:
- учебник "Литературное чтение" 3 класс, автор, автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова,
- выставка книг и детских иллюстраций к сказке.
Проблемный вопрос: Почему волк помогал Ивану царевичу?
Варианты ответов:
- Добрый
- Иван нуждался в помощи
- Оплачивает долг.
Оптимальный вариант: Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи и оплачивает долг.
Тезис: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"
Русская народная пословица.
Комментарий хода урока
Стихотворение о сказках.
- Закройте глаза и послушайте стихотворение, которые поможет вам перенестись в волшебный, сказочный мир.
(Учитель читает стихотворение)
"О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится..."
Сказки:Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Суть волшебных сказок - в народных верованиях и обрядах. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.
Прочитайте слова, написанные на доске:
"Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!"
- Как вы их понимаете? ( сказки чему-нибудь учат?)
- Чему учат? (добру, любви, смелости, честности)
- На перемене мы сделали выставку. Вы ознакомились с книгами? Что вы можете сказать о книгах на выставке? ( с волшебными сказками).
- Эти книги иллюстрированы художниками.
В одной из них я увидела такую иллюстрацию (показать репродукцию картины " Иван царевич на сером волке")
- Как вы думаете, к какой сказке эта иллюстрация? А написал эту репродукцию Васнецов.
А вы встречали на уроках ИЗО репродукции этого художника?
Он рисует к сказкам (показать репродукции)
- Какая вам больше нравится и почему?
- А теперь посмотрите и другие иллюстрации художников к сказке в учебнике на с.21,24.
- У вас домашнее задание было тоже нарисовать свои иллюстрации, зачитайте из текста эпизоды к своим иллюстрациям.
- Я вижу, сказка вам очень понравилась.
- Я предлагаю вам совершить путешествие в царства, где были Иван-царевич и серый волк. Выберите то царство, в котором вам хотелось бы побывать и почему. Посоветуйтесь в группах.
- Ребята, а что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим, какого волка? (Злого:)
- А в этой сказке почему волк помогает Ивану царевичу?
- Добрый (почему решили, что добрый?)
- Оплачивает долг (съел лошадь)
"Долг платежом красен"
- А вы можете привести пример, когда вы тоже помогали, кто раньше вам помог.
- Иван нуждался в помощи.
Вывод: Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил оплатить долг.
А как вы думаете, какая главная мысль темы нашего разговора. (Помощь ближнему).
Работа в группах.
Перед вами пословицы, но вам нужно их сложить, прочитать и выбрать только одну, которая подходит по теме.
И в заключение хочется прочитать стихотворение:
"Нет, русские сказки, не лгали
Про Кощееву смерть, про ковер самолет.
Нет, не праздные люди те сказки слагали,
А провидцы, в чьих замыслах правда живет."
Рефлексия: Какую роль хотелось сыграть, если бы вы участвовали в школьном спектакле?
- Прочитайте пословицу (тезис). Какой урок вы получили из этой сказки?
- А вы кому-то помогли на уроке и как? А мне сегодня на уроке помогли: (перечислить учащихся).
Учащимся предлагаются разноуровневые домашние задания:
- Взять и прочитать одну из сказок с выставки.
- Составить план сказки.
- Составить викторину по сказке.
Учитель благодарит детей за урок.