Цель: приобщить детей к традициям сибирских народных праздников.
Задачи:
- введение детей в мир весеннего праздника Сороки;
- воспитание у детей любви к родному краю;
- изготовление обрядового печенья - "жаворонки".
Тип занятия: комбинированный
Оборудование:
- компьютер;
- диапроектор.
Материалы и инструменты для практической работы: мука, мелкая соль, вода, спицы для выдавливания рисунка.
Содержание занятия:
№ этапа | Деятельность преподавателя | Время | Деятельность учащихся |
Актуализация знаний | Понятийный диктант: (игра "Да-нет") народные праздники: "переходящие", "непереходящие" Масленица Рождество Сороки Крещение (Слайд №2,3) |
1мин. | Выполнение задания |
Новый материал | 1. Информация о празднике Сороки. (текст см. Приложение) 2. Ознакомление учащихся с приметами праздника Сороки. (слайд №5 , текст см. Приложение) 3. Ознакомление учащихся с обрядами праздника Сороки. (текст см. Приложение)
4. Презентация песни-заклички в исполнении фольклорного ансамбля "Тропина" ДМШИ №1 г. Дивногорска (Прослушивание песни-заклички) |
2мин.
2мин.
10мин. |
1. Слушание информации.
2. Просмотр презентации.
3. Сообщения подготовленных учащихся. а) переброс через кровлю 40 щепочек - для сорока птиц; б) ежедневное выбрасывание ржаных или овсяных 40 шариков для задабривания мороза; в) выпекание "жаворонков"; г) кричание песен - закличек; д) гадание по "жаворонкам" или выбор семейного засевальщика 4. Слушание песни-заклички |
Практическая работа (изготовление обрядового печенья-жаворонки) | 1. Повторение правил работы с соленым
тестом: - рабочее место; - рабочая одежда: косынки, береты, фартуки, нарукавники; 2.Пошаговый показ изготовления из соленого теста "жаворонков" с комментариями: а) изготовление жгутика; б) свёртывание жгутика узелком; в) расплющивание хвостика; г) надрез пёрышек ножом; (слайд №6,7,8,9) д) укладка на поднос для просушки. 3.Обсуждение выполненной работы - особенности "жаворонков". |
2мин.
15мин. |
1.-Переход к столам для практической
деятельности; - подготовка к работе с солёным тестом; (специальная одежда, индивидуальные подносы). 2.Индивидуальное выполнение задания.
3. Просмотр изготовленных "жаворонков". |
Закрепление | Импровизация праздника Сороки | 10мин. | Учащиеся встают в круг с жаворонком из дрожжевого теста,поют песню - закличку, проводят выбор семейного засевальщика, несут "жаворонков" домой, т.к. по обряду ребёнок должен разделить "жаворонка" с мамой. |
Домашнее задание | Формулировка домашнего задания. - Провести наблюдение по народным приметам праздника Сороки. |
3мин. | Фиксация домашнего задания. |