Основной целью предлагаемого занятия являются создание условий для раскрытия роли информационных технологий в современном обществе, для формирования навыков сознательного использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности.
Достижение этой цели осуществляется через подбор задач, рассматриваемых на уроках. Решение этих задач дает возможность получить учащимися представление о возможных сферах применения ЭТ. Они позволяют показать роль информации для принятия управленческих решений.
Лирическое вступление: "Все хотят заглянуть в будущее. Построим машину времени в электронных таблицах:"
Задача 1 "Банковский счет"
Определить сумму вклада через 5 лет. Начальная сумма 10 000 рублей. Ежегодная прибавка к вкладу составляет 12%.
Попробуем решить эту задачу "вручную" (может помощь компьютера нам здесь не потребуется).
0 год: 10 000
1 год: 10 000+10 000*0,12=10 000*1,12=11 200
2 год: 11 200*1,12=12544
3 год:
Устали считать? Попробуем составить таблицу? Рассмотрим формулы. Что в них повторяется? Что в них меняется?
А В 1 Год Вклад 2 0 10 000 3 1 =В2*1,12 4 2 копируем 5 3 6 4 7 5
Задача 2 "Леспромхоз" (Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для 10-11 кл. сред. шк./А.Г. Гейн, В.Г. Житомирский, Е.В. Линецкий и др. - М.: Просвещение, 1994)
Объем деловой древесины на территории леспромхоза - 120 000куб. м
Ежегодный прирост древесины составляет 5,5%. Ежегодно планируется вырубка леса - 9500 куб. м. Определите объем древесины через 10 лет.
Важно знать каков объем древесины будет в будущем. Может через 7 лет и вырубать будет нечего?
Вручную считать или подготовим таблицу для расчетов? Можно опираться на опыт решения первой задачи?
Готовим таблицу для расчетов:
А В 1 Год Объём 2 0 120 000 3 1 =В2*1,055-9500 4 2 копируем 5 3 12 10
Разница формул В2*1,055-9500 и (В2-9500)*1,055
Задача 3 "Заповедник"
Популяция оленей составляет 20 000.Ежегодний прирост оставшихся в живых оленей составляет 40%. На этой же территории живет стая волков 15. Каждый из волков съедает по 30 олений в год.
Рассуждаем о реальности задачи. Какие факторы мы не учитываем в своих расчетах. Составляем таблицу для расчета самостоятельно. Обсуждаем полученные варианты.
Практика:
Решаем задачи 1-3 с помощью ЭТ, используя записи в тетради. Результаты расчетов оформляем в диаграммы. Не забываем округлить результаты расчетов, чтобы не бегали сотые доли оленей. Дополнительно: задача "Заповедник" с учетом размножением волков (10%).
Домашняя работа:
Уточним расчет банковских вкладов. Проценты по вкладу начисляются ежедневно. Ежедневный процент рассчитывается как частное от деления годового процента на количество дней в году. Постройте таблицу для расчета суммы вклада в 10 тысяч при 8% годовых в течении года.
Итоги занятия: познакомились еще с одним вариантом применения ЭТ.
Резервные задачи:
"Шахматы"
Изобретатель шахмат удивил царя Шерама скромностью просьбы:
- Прикажи выдать мне за первую клетку 1 пшеничное зерно, за второе - 2 зерна, за каждую следующую клетку в два раза больше, чем за предыдущую.
Составьте таблицу для расчета количества зерен для награды и веса зерен в килограммах и тоннах, если одно зерно весит 0,05 г?
"График тренировки"
Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый следующий день он пробегал на 10% больше предыдущего. Постройте таблицу по которой можно определить
Суммарный пробег за 7 дней.
Через сколько дней спортсмен будет пробегать в день более 20 км?
Через сколько дней суммарный пробег превысит 100 км?
Номер дня по порядку Пробег за день Суммарный пробег