Цель урока: охарактеризовать деятельность Ивана IV – первого “царя всея Руси”, сформировать представление о необходимости начала реформ, познакомить учащихся с реформами Избранной Рады, выяснить их основные положения, значения для развития страны, дать оценку реформам.
Тип урока: урок – лекция (последовательность показа слайдов моделируется в соответствии с содержанием нового материала по усмотрению учителя).
В ходе урока новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя.
Вся презентация состоит из 22 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы. Первый слайд презентации является опорным планом урока.
План урока:
- Венчание на царство.
- Восстание в Москве. 1547 год.
- Избранная Рада.
- Реформы Избранной Рады.
Основные понятия: Избранная Рада, сословная монархия, тягло, большая соха, Стоглавый собор.
Даты:
1547 г. – венчание Ивана IV на царство;
1549 г. – Земский собор;
1550 г. – новый Судебник, начало формирования стрелецкого войска;
1551 г. – Стоглавый собор;
1555 г. – отмена кормлений.
Личности: Иван Грозный, Митрополит Макарий, Сильвестр, Алексей Адашев.
Оборудование урока: компьютер с медиапроектором, диск с презентацией урока.
1. Венчание на царство.
Учитель: В душе молодого великого князя постепенно вызревали идеи об исключительности его власти, ее божественном происхождении. Об этом ему твердило и окружение, стремящееся возвышением великого князя укрепить собственное положение при дворе. В частых беседах мысль о его богоизбранности внушал Ивану митрополит Макарий, умный и высокообразованный человек, сторонник сильной централизованной власти, которая, считал он, должна находиться в тесном союзе с сильной и богатой Церковью. Об исключительности роли русского монарха в тогдашнем мире говорили и приверженцы теории "Москва – Третий Рим", которые видели в московском правителе единственного покровителя и спасителя православия, наследника божественной власти римских и византийских императоров. В среде развивающегося российского дворянства также было много сторонников сильной централизованной власти. Иван IV жадно впитывал эти идеи.
Все это привело к тому, что в придворных кругах при активной поддержке самого самолюбивого 16-летнего монарха созрело осознание необходимости принятия Иваном царского титула.
16 января 1547 г. Иван IV под колокольный звон всех московских церквей венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. После торжественной службы митрополит Макарий возложил на него крест, венец и бармы, якобы присланные византийским императором в начале XII в. Владимиру Мономаху. Отныне Россия становилась царством, а Москва – царствующим градом.
Запись в тетрадях: 1547 г. – венчание Ивана IV на царство.
Учитель: Венчанием на царство Иван добился нескольких целей:
- Демонстрировал независимость Руси от Золотой Орды.
- Подчеркивал претензии русского государства на византийское наследие.
- Царский титул позволял занять существенную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой, русский самодержец вставал вровень с единственным в Европе императором – германским.
- Князь наделялся титулом царя. Подчеркивалось, что власть имеет божественное происхождение. Тем самым повышался авторитет российского правителя.
Через месяц молодой царь женился на дочери окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева – юной красавице Анастасии Романовне.
С этого времени Иван IV стал править самостоятельно. В этот период он любил показывать себя царем, но не в делах мудрого правления, а в наказаниях, в необузданности прихотей; играл так сказать милостями и опалами; умножал число любимцев, еще более умножал число отверженных; своевольничал, чтобы доказать свою независимость; он не знал, что государь, истинно независимый, есть только государь добродетельный. Примером того может служить то, что 70 челобитчиков псковских пришли с жалобами, обвинениями на своего наместника князя Турунтая – Проньского. Государь не выслушал: закипел гневом; кричал, топал, лил на них горящее вино, палил им бороды и волосы, велел их раздеть и положить на землю. Они ждали смерти. В сию минуту царю донесли о падении большого колокола в Москве; он ускакал в столицу, и бедные псковитяне остались живы.
Однако борьба боярских группировок у трона продолжалась. Родня царицы вскоре получила боярские и иные чины и сразу же противопоставила себя Глинским. Началась новая борьба за доходы и привилегии. Вскоре эта схватка получила развязку, поскольку молодому царю пришлось столкнуться с еще одной неведомой для него силой – народной яростью.
2. Восстание в Москве. 1547 год.
Учитель: В июне 1547 года в Москве вспыхнул сильный пожар. Он
продолжался два дня, город почти полностью выгорел. В огне погибло около 4000
человек. Это привело к появлению слухов, о том, что пожар – дело рук Глинских. В
результате 26 июня толпы народа двинулись в Кремль. На площади у Успенского
собора собралось вече. Один из Глинских – Юрий, был убит.
После московского восстания произошли выступления в других городах.
Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах по укреплению
государственности, централизации власти.
Запись в тетрадях: Восстание в Москве. 1547 г.
“И вниде страх в душу моя и трепет в кости” – Иван IV.
Недовольство народа Þ восстания Þ нужны реформы!
Учитель: Особую заинтересованность в проведении реформ выразили дворяне. Своеобразным их идеологом выступил публицист Иван Пересветов. Он обратился к царю с челобитными, в которых были изложены вехи программы преобразований. Эти предложения предвосхитили деятельность царя Ивана. Пересветов осудил боярское самоуправство, так как видел идеал государственного устройства в сильной царской власти, опиравшейся на дворянство – военное служилое сословие.
Запись в тетрадях: И.С.Пересветов
Идеолог реформистского дворянства XVI в.
Челобитные Ивану Грозному с программой преобразований в России.
Пересветов осудил боярское самоуправство.
Государственное устройство = сильная царская власть + дворянство.
“Государство без грозы, что конь без узды”.
3. Избранная Рада.
Запись в тетрадях: Избранная рада (1549–1560 гг.)
Учитель: Избранная рада – это кружок, сложившийся вокруг Ивана. В него
входили: Д. Курлятаев, А. Курбский, М. Воротынский, Макарий, Сильвестр, И.
Висковатый. Возглавлял Раду А. Ф. Адашев. Такой состав как бы отразил компромисс
между различными слоями господствующего класса.
Состав Рады = компромисс между слоями господствующего класса.
Функции Избранной рады: подготовка и воплощение реформ середины XVI в.
4. Реформы Избранной Рады:
Запись в тетрадях: Образование Земского собора 1549–1653 г.
Учитель: Состав: Боярская дума, Освященный собор (высшее духовенство), представители дворянства и верхушки посада.
Цели и задачи: решение важнейших государственных внешнеполитических и
финансовых дел, выбор царя в междуцарствие.
Регулярность: нерегулярны, сбор по особой необходимости
Количество (до 80-х гг. XVII в.): более 50.
Запись в тетрадях: Первый Земский собор – 1549 г.
Учитель: Утвердил новый Судебник и программу реформ середины XVI в.
Увеличение числа приказов – учреждений, ведавших отраслями
государственного управления или отдельными регионами страны.
Приказы ведали управлением, сбором налогов, судом.
Разрядный приказ – поместное войско.
Пушкарский приказ – артиллерий. Стрелецкий приказ – стрельцы. Оружейная палата –
Арсенал.
Поместный приказ – раздаваемые дворянам государственные земли. Холопий приказ –
холопы.
Приказ Сибирского дворца – присоединенная Сибирь. Приказ Казанского дворца –
Казанское ханство.
Глава приказа – боярин или дьяк.
С усложнением государственного управления – больше приказов. К XVIII в. – более
50.
Запись в тетрадях: Податная реформа и отмена кормлений – 1550–1556 г.
Учитель: По Судебнику: Феодал отвечает за преступления крестьян
Þ большая зависимость.
Введено наказание за взяточничество государственных служащих – вплоть до
телесных.
Московский рубль = единая денежная единица страны.
Право сбора торговых пошлин – у государства.
Складывание региональной системы управления.
Раньше: бояре-кормленщики – единовластные правители. Все, что сверх налогов в
казну – в их карман.
Запись в тетрадях: 1556 г. – отмена кормлений; вместо них – жалование.
Губа = округ.
Суд по особо важным делам и сыск – губным старостам (избирались из местных
дворян).
Земские старосты – из зажиточных черносошников,
В городах – городские приказчики.
Таким образом, сложился аппарат государственной власти в форме
сословно-представительной монархии.
Запись в тетрадях:
Сословно-представительная монархия – это форма государственного устройства, при которой наряду с самодержавной властью существовали сословно– представительное собрание – Земский собор и постоянный совещательный орган при верховной власти – Боярская дума. На земском соборе были представлены основные сословия государства: дворянство, духовенство, высший слой горожан (купечество, посадские люди), крестьянство.
Запись в тетрадях: Судебная реформа.
Учитель: Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного было составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался координатной переработке.
Составители нового Судебника внесли в него изменения: подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за “пожилое”.
Население страны обязано нести было тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей. Была установлена единая для всего государства единица взимания налогов – большая соха (400–600 га).
Запись в тетрадях: Военная реформа.
Учитель: В 1556 г. было составлено “Уложение о службе”: ядро армии –
дворянское ополчение.
Под Москвой – “избранная тысяча” – 1070 дворян, которые должны были стать опорой
царя.
Дворянин мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150
десятин земли – 1 человек. На смотры надо являться “конно, людно и оружно”.
Запись в тетрадях: 1550 г. – создание постоянного стрелецкого войска.
В армию стали привлекать иностранцев. Усиление артиллерии. Для несения пограничной службы привлекалось казачество. Был составлен “Государев родословец”, который упорядочивал местнические споры.
Запись в тетрадях: Реформы церкви.
Стоглавый собор (1551 г.).
Учитель: На созванном в 1551 г. церковном Соборе царь предложил иерархам обдумать сформулированные им сто вопросов о жизни и быте Церкви. Государь настаивал на наведении порядка в церковных делах, просил высказать свое отношение к готовившемуся закону о конфискации земельных владений Церкви.
Собор дал царю сто ответов на сто его вопросов. Эти ответы были собраны в специальную книгу – "Стоглав". Почти все предложения монарха Церковь поддержала, но воспротивилась конфискации земель. Однако царь добился, чтобы Церковь не смела приобретать новые земли без доклада ему, а все земли, перешедшие в ее пользу в период боярского правления, были возвращены государству.
Запись в тетрадях:
- Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список;
- Упорядочилась обрядность на всей территории страны;
- Новые произведения искусства надо было создавать, следуя утвержденным образцам;
- Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею до Стоглавого собора, но в дальнейшем они могли получать ее только с царского разрешения.
Итог урока.
Реформы Ивана Грозного способствовали укреплению Российского централизованного государства, они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления и дальнейшего закрепощения крестьян, укрепили военную мощь страны.
Домашнее задание.
1. Знать конспект.
2. Ответить на вопросы:
- В чем был смысл венчания Ивана IV на царство? Как события 1547 г. в Москве повлияли на жизнь Ивана IV и его отношение к столице?
- Какие мероприятия осуществила Избранная рада? В чем их значение?
- Чем сословное представительство в России отличалось от аналогичного явления в государствах Западной Европы?
Источники информации:
- Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред. Н.И.Павленко. – М.: Дрофа, 2001.
- Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век.– М.: АРКТИ, 2002.
- Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. – М.: ВАКО, 2005.
- История России с древнейших времен до конца XVI века. А. Н. Сахаров, S. 688 (vgl. А. Н. Сахаров. История России с древнейших времен до конца XVI века. Аудиоучебник, S. 274 ff.).
- Интернет-ресурсы:
http://history.tuad.nsk.ru/ – История России с древнейших времен до наших дней.
http://historic.ru/ – исторический портал.
http://www.rusinst.ru – сайт Большая энциклопедия русского народа.