Цель урока: Изучить химический состав и практическое применение лекарств органического и неорганического происхождения; на основе анализа строения молекул лекарственных препаратов предсказать химические свойства и экспериментальным путём доказать их качественный состав, познакомить учащихся с приёмами грамотного применения лекарственных средств, используя связь с биологией, показать влияние на организм человека.
Задачи:
- Образовательные: обобщить знания об отдельных классах органических и неорганических веществ; рассмотреть применение знаний о строении и химических свойствах соединений на практике; продолжить развитие навыков выполнения расчетных задач, составления ОВР, экспериментирования и практического решения качественных задач.
- Воспитательные: доказать учащимся ведущую роль теории в познании практики; показать взаимосвязь противоположных процессов.
- Развивающие: развитие логического мышления путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации; развитие познавательной активности и творческой деятельности.
Тип урока: урок обобщения и повторения с применением знаний в новых условиях.
Оборудование: электронная презентация, компьютер, проектор, экран, лекарственные средства из домашней аптечки, оборудование по группам для проведения практической части.
Раздаточный материал на каждую парту: рабочий лист: «Лекарственные средства – неорганические вещества», рабочий лист: «Лекарственные средства – органические вещества», инструктивные карты для выполнения практической части (приложения 1,2,3).
План урока
1) Объявление темы урока (СЛАЙД №1 – презентация – приложение 4), обсуждение высказываний и цели урока (СЛАЙД №2-3).
2) Вступительное слово учителя: «Самое «химическое» место в доме – аптечка. Чего там только нет: белые порошки и цветные жидкости, мази, таблетки, капли, витаминные драже и лекарственные травы, жаропонижающие и успокаивающие средства и еще много – много всякой всячины. К тому же не следует забывать, что многие великие химики, такие, как Иоганн Глаубер, Карл Шееле, Гемфри Дэви, учились и начинали свою профессиональную деятельность в аптеках. Какие Вы знаете лекарственные препараты?» (беседа). «Что такое лекарства? Это группа веществ, направленных на устранение признаков заболевания, различных по своей форме, действию, динамике.
Однако, чтобы грамотно применять даже самые обычные средства первой помощи, надо хорошо знать принадлежность этих препаратов к тем или иным классам соединений, понимать особенности химических свойств и уметь решать задачи с участием этих веществ».
Начнём с того, что условно разделим лекарства на две группы: лекарственные средства, относящиеся к неорганическим веществам и лекарственные средства, относящиеся к органическим веществам. Какие, из названных ранее вами препаратов, можно отнести к органическим, а какие к неорганическим веществам? (обсуждение (СЛАЙД №4)).
Демонстрация лекарств из домашней аптечки.
3) Лекарственные средства неорганического происхождения (СЛАЙД №5,6). Называем препарат, обсуждаем его принадлежность к тому или иному классу соединений, обращаем внимание на особенности (например, KMnO4 – сильнейший окислитель, в H2O2 – у кислорода степень окисления -1 и т.п.). Для того чтобы получить подробную информацию о применении этих средств, прибегнем к помощи профессионала – фармацевта (один из учащихся играет роль фармацевта и параллельно с «химической характеристикой» вещества рассказывает о его применении, воздействии на организм человека - информация готовится заранее). Одновременно с этим учащимся предлагается решить задачи различных типов и составить уравнения окислительно-восстановительных реакций с участием веществ, о которых идёт речь. Этот этап урока требует затраты большого количества времени. (Рабочий лист: «Лекарственные средства – неорганические вещества»). Далее - обсуждение и анализ заданий, выполненных учащимися (у доски, устно с мест проверка плана решения и ответов задач).
4) Лекарственные средства органического происхождения (СЛАЙД №7,8). Учащимся предлагается по формуле препарата (СЛАЙД №9-16 и эти же формулы – на рабочем листе «Лекарственные средства – органические вещества») дать характеристику:
- Какие функциональные группы присутствуют в молекуле (ориентантами какого рода являются заместители)?
- К какому (каким) классам органических соединений можно отнести данное соединение?
- Какими химическими свойствами оно будет обладать (с какими веществами предположительно вступает во взаимодействие, подвергается ли гидролизу, основные или кислотные свойства ярче выражены, какие реакции возможны для бензольного кольца, изменяет ли окраску индикаторов)?
Идёт обсуждение (беседа), в ходе которого ещё обращается внимание на применение этих лекарственных препаратов (надпись на слайдах).
5) Практическая часть урока (СЛАЙД № 17,18): Учащиеся выполняют работу в группах – 3 группы (3варианта).
- 1 группа: Экспериментальное обнаружение функциональных групп в молекуле ацетилсалициловой кислоты;
- 2 группа: Определение качественного состава лекарственного средства «Ферроплекс» - препарата для лечения анемии.
- 3 группа: Определение наличия примесей в ацетилсалициловой кислоте (аспирине).
Работы выполняются по инструктивным карточкам, по окончании – обсуждение результатов, выступление представителей каждой группы, выводы.
6) Подведение итогов урока (СЛАЙД № 19-21). Обсуждение и выводы по применению лекарственных препаратов, задание на дом (текст задачи на рабочем листе).