Пояснительная записка.
Сегодня возрастает роль духовных знаний и представлений как основы формирования национального самосознания каждого народа.
Программа элективного курса «Менталитет русского народа» составлена в соответствии с концепцией о ведущей роли русской нации как титульной в истории становления российской цивилизации и менталитета.
Элективный курс имеет интегрированный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусства, литературы, орудий труда, ремесел, философии, архитектуры.
В основу курса положены история материальной культуры и искусства России с зарождения славянской нации до начала 20 века, с использованием курса МХК.
Цель: формирование у школьников представления о русском менталитете, как своеобразной ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.
Задачи:
- Показать этапы становления, основные черты русского менталитета.
- Дать представление об истоках формирования менталитета, выявить закономерности эволюции в сравнении с европейскими чертами.
- На историческом, художественном материале раскрыть особенности русского менталитета.
Знания, умения и навыки.
Учащиеся должны знать:
- основные черты менталитета русского народа.
- особенности в сравнении с другими народами.
- выдающиеся памятники искусства, архитектуры.
- основные понятия, определения, термины, связанные с историей формирования русского менталитета.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать источники;
- давать оценку произведениям;
- сравнивать элементы европейской и русской материальной культуры;
- создавать творческие продукты на основе ИКТ;
- работать в группах;
- пользоваться справочной литературой.
Методы преподавания определяются:
- спецификой интегративного содержания;
- приоритетной ролью творческих методов обучения;
- актуальностью темы;
- большим объемом информации по теме.
Содержание программы.
Раздел 1.
Факторы формирования русской нации, особенности ее в сравнении с другими народами. Исторически обусловленное соседство с народами тюркской, иранской языковой семьи.
Раздел 2.
Материальная культура восточных славян – основа формирования русской материальной культуры. Основные занятия, ремесла, традиции градостроительства в сравнении с Западом. Роль заимствований в европейской культуре.
Раздел 3.
Духовная жизнь. Религиозные традиции, особенности нормативно-правовых документов Древней Руси, источники и своеобразие русского искусства в сравнении с Западам.. Формирование философских представлений о характерных чертах народа. Современное искусство как отражение национальных черт характера.
Раздел 4.
Значение и роль основных сословий на Руси: крестьян, дворян. Отличия сословной структуры от классовой структуры.
Раздел 5.
Проектная творческая деятельность по созданию учебного, методического материала для использования в дальнейшей практической учебной деятельности.
Раздел 6.
Отчет о проделанной работе с анализом деятельности по группам.
Календарно-тематическое планирование. (18 ч.)
Раздел | Тема | Часы | Форма | Продукт |
1 | Возникновение русской нации. | 1 | Лекция | План-конспект |
2 | Материальная культура | 4 | ||
2. Бытовые особенности | 1 | Виртуальная экскурсия | Тезисный план | |
3. Ремесло и занятия. | 1 | Урок-практикум | Опора, схемы | |
4-5. Строительство и архитектура. | 2 | Исследование. | Письменный ответ. | |
3 | Духовная жизнь | 6 | ||
6. Традиции и религия. | 1 | Урок-игра. | ||
7. Литература. | 1 | Мини-конференция. | Тезисный план. | |
8. Искусство Руси и Запада. | 1 | Виртуальная экскурсия. | Сравнительная таблица. | |
9. Право. | 1 | Практикум. | Сложный план. | |
10-11. Русские философы о самобытности народа. | 2 | Урок-дискуссия. | Презентации. | |
4 | Сословия на Руси. | 2 | ||
12. Образ жизни дворян | 1 | Деловая игра. | Представление. | |
13. Уклад крестьянской общины. | 1 | Лабораторная работа. | Опорная схема. | |
5 | Мульти-медиа проект. Обобщение. | 3 | ||
14. Русские – это…. | 1 | Мозговой штурм. | План, содержание проекта. | |
15-16. Русские – это….. | 2 | Практическая творческая деятельность. | Презентация. | |
6 | Презентация | 2 | ||
17-18. Коллективный творческий отчет. | 2 | Урок-праздник. | Аналитическая деятельность. |
Учебно-методическое обеспечение.
- Видеофильмы:
- «Что такое искусство»,
- «Русский музей»(4 шт.),
- «Один час в Московском Кремле»,
- «Истоки русской цивилизации».
- Иллюстративный материал:
- «Третьяковская галерея»,
- «Сокровища Эрмитажа».
- Плакаты по истории, схемы, таблицы.
- CD:
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»,
- «Правители России».
Конспект урока. (2 ч.) «Есть что-то бабье в русской душе?» (Философия начала XX века).
Цели:
Образовательные:
- определить характерные черты русского народа по статьям Н. Бердяева;
- сравнить со взглядами В.В. Розанова;
- провести мини-исследование по картинам Ф. Малявина;
- создать художественный обобщающий образ современного русского.
Развивающие:
- обогащать словарный запас;
- развивать художественный вкус;
- познакомить с творчеством художника начала 20 века Ф. Малявина;
- развивать навыки речевой компетентности.
Воспитательные:
- воспитание патриотизма, этнического самосознания, как части русской нации.
Задачи:
- составить тезисный конспект по статьям Н. Бердяева;
- определить черты русского народа в начале XX и XXI веков;
- сравнить образы русского народа в картинах художника Ф. Малявина;
- просмотреть видеогалерею картин И. Глазунова, К. Васильева, В. Пластова и др.
Понятия и термины: Розановщина, религиозность, Бисмарк, В.В. Розанов, славянофильство, ассимиляция, цивилизация, Запад, Восток.
Оборудование: тетради, мультимедийный проектор, ЦОРы по теме: цивилизация, искусство XX века.
Тип урока: интегрированный урок по обществознанию и МХК с элементами исследовательской деятельности, И.К.Т.,
- по времени – ограниченный;
- по конечной цели: развивающий;
- по оценке: качественный.
Технологии: интерактивное обучение, исследовательская и творческая деятельность, ИКТ.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся должны знать основные положения философии Н. Бердяева по теме: русская идея;
- давать определение понятиям ассимиляция, цивилизация, Запад, Восток;
- работать над творческим заданием по созданию образа русского;
- анализировать картины художников;
- знакомство с творчеством художника-модерниста Ф. Малявина;
- участвовать в обсуждении вопросов общественного развития;
- использовать возможности ИКТ.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Предварительная подготовка: расстановка столов, поиск видео фрагментов, картин в Интернете, распечатка письменных источников. Опережающее задание на составление тезисного плана- конспекта теории Н. Бердяева. Подготовка презентации по биографии Ф. Малявина. |
Конспектирование теории Н. Бердяева. | Конспект в тетради. |
1 этап. | ||
Организационный момент. Вступительное слово. Объявление темы урока. |
Организационный момент. | |
Почему в теме урока стоит вопрос? Ознакомление с целями урока. |
Формулирование целей занятия при помощи наводящих вопросов учителя. | |
Логическое индивидуальное задание для уч-ся: (написать на доске черты характера русского человека по Н. Бердяеву, и черты современного русского, исходя из своего опыта и знаний.) творческое задание для группы Составить презентацию по теме:«Душа народа сегодня» |
||
О какой нации пойдет речь? Почему о русской нации? | Актуализация знаний о русской, как титульной нации. | |
К какой культуре относится русский народ? | Актуализация знаний по теме: Восток, Запад. | |
Представление таблицы: Восток, Запад. | Повторение и закрепление знаний по теме : цивилизация. | |
Назвать особенности российской цивилизации? | Актуализация знаний по теме: российская цивилизация. | Повторение терминов. |
Беседа по домашнему заданию. С какими положениями теории Н. Бердяева согласны, или не согласны, подтвердите примерами. |
Обмен мнением по поводу теории Н. Бердяева. | Коррекция записей в тетради. |
Согласны ли вы с высказанным мнением? | Проверка индивидуального задания у доски (черты русского по Н. Бердяеву), выступление учащегося. | Сравнивание своего и чужого мнения. |
2 этап. Познавательный. | ||
Одним из философов-современников Н. Бердяева являлся В.В Розанов, который также оценивал и анализировал русский дух. | Анализ источника 1 (Общественные деятели о В.В. Розанове). | Представление о личности В.В. Розанова. |
Почему такая противоречивая оценка его самого в устах современников? | Устный ответы, обмен мнениями. | |
Обратимся к теории самого В. Розанова. | Анализисточника 2 (разговор между философами). | Представление о теории «женского начала» в русской идее. |
Найти сходство с идеями Н. Бердяева. Что обозначает «бабье» в философских трудах русских ученых? |
Устный обмен мнениями. | Формулирование философских понятий. |
3 этап. Аналитический. | ||
Анализ картин Ф. Малевича Какая из представленных картин, на ваш взгляд соответствует теории В.В. Розанова. («3 богатыря», Васнецова. «3 бабы», «Сплетницы» Ф. Малявина. – Приложение 3) |
Оценка картин, обмен мнениями. | Мыслительная деятельность, создание первичного восприятия картин Ф. Малявина. |
Анализ картины Ф. Малявина «3 бабы», как сущности русского духа в художественных образах. Представление презентации по биографии Ф. Малявина. | Анализ выбора и мнения В. Розанова. | Восприятие картины, формирование своего мнения согласия или несогласия. |
Какие черты русского характера проявляются в жизни художника? | Анализ биографии Ф. Малявина: сопоставление, сравнение. | Закрепление черт и особенностей русского характера. |
4 этап. Аналитически-творческий. | ||
Современный русский человек. Совместная деятельность по проверке индивидуального задания у доски. |
Проверка индивидуального задания у доски (психологические черты современного человека). Обмен мнениями. Мини-дискуссия. |
Отстаивание своего мнения. |
Просмотрев видео галерею картин художников 20 века (Приложение 4), выбрать образ, выражающий сущность русского характера в сегодняшнюю эпоху. (презентация «Русский человек в 20 веке» – Приложение 1) | Просмотр картин Пластова, К. Васильева, И. Глазунова, обмен мнениями. | Отсутствие единого мнения. |
Почему невозможно выбрать единый, удовлетворяющий всех образ? | Мини-дискуссия. | Формирование национального этносознания, гордости за нацию. |
5 этап. Закрепляюще-обобщающий. | ||
Подведение итогов. Домашнее задание: эссе по теме: Сила русских в духе. |
Представление презентации «Душа народа» Приложение 2 – защита творческой работы. | Формирование образного представления о русской нации. |
Философы о России.
Дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное. Это – Россия. Но глупые дети все растратили. Это – русские. Розанов
Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физическою и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине. Бердяев
Наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненависти. Нужно любить Россию и русский народ больше, чем ненавидеть революцию и большевиков. Бердяев.
Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, то есть совмещение противоположностей. Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушить к себе сильную любовь и сильную ненависть. Бердяев.
Пора нам вспомнить, что у нас есть национальные гении, не уступающие европейским: если у германцев есть Гёте, то у нас есть Пушкин, если у германцев есть Ницше, то у нас – Владимир Соловьев. Кроме того, у нас есть то, что непосредственно и объективно связует духовную жизнь нашего народа с эллинизмом. У нас есть непочатая сокровищница византийской церкви, и через Византию мы являемся прямыми наследниками эллинской культуры. Соловьев.
Пушкин отразил в себе, как в зеркале, всю Россию, все эпохи ее истории, все ее сословия. Он дал на своей лире отзвуки и грустной песне ямщика, и мечтам уездной барышни Александровской эпохи "с французской книжкою в руках", и молитвам старца Пимена, и грому пушек величественного Петербурга... Пушкин – это Россия, с ее язычеством и монашеством, с ее деревнями и двором Николая I... Гоголь - это не Россия. Бич его неистовой сатиры хлестал по России и обличал ее позор и падение... Заветным словом его была не Россия, а Русь – древняя Россия, "вера православная"... Поклонимся теперь тени великого Пушкина, для которого не было слова святее, чем "Россия", и тени великого Гоголя, для которого не было слова святее, чем "вера православная". Соловьев.
Стремящийся в даль и в ширь русский народ – народ синтеза и примирения. Он не умеет творить из себя, но претворяет полученное извне в свое и совершенно новое. Соловьев.
Везде, где на первом плане народ. В делах веры, в освободительной войне, Россия побеждает. Но там, где на первом плане интеллигенция, в науке, в общественности, в искусстве, Россия бесконечно отстает от Европы. Сила России – в церкви, церковь - в народе, сила России – в народе. Соловьев.
Документ 1
Общественные деятели о В.В. Розанове.
Гиппиус о Розанове: “Невзрачный, роста среднего, широковатый, но худощавый, суетливый, не то застенчивый, не то смелый. Говорил быстро, скользяще, не громко, с особенной манерой, которая всему, чего бы он ни касался, придавала интимность (свободу поведения, открытость), делала каким-то шепотным”. “….для него всякое человеческое общество – чужой монастырь. Он в него пришел со своим уставом”.
Павел Флоренский: “Существо его – богоборческое; он не приемлет ни страдания, ни лишений, ни смерти, ему не надо искупления, не надо и воскресения, ибо тайная мысль его – вечно жить, и иначе он не воспринимает мира”.
Н. Бердяев: “Р. один из самых необыкновенных, самых оригинальных людей, каких мне в жизни приходилось встречать”.
Владимир Соловьев назвал его “Иудушкой Головлевым”. “Для своей собственной эпохи Розанов был своего рода гениальным скандалом, устроенным в мире нравственности и религии очень изысканно и утонченно”.
После Октября 1917 года стали ходить слухи о расстреле Розанова. Л. Троцкий: “Розанов был заведомой дрянью, трусом приживальщиком, подлипалой”.
М. Горький: “Один из крупнейших мыслителей русских, он не скрывал своей антипатии к делу мысли, науки. Враг социальных потрясений, он признавал, что революция права. Религиозный человек, не страшился богохульства; моралист, выступал против нравственности.”
Метафизика личности Р. – ярчайшая страница в истории русской (и мировой) культуры. Все творчество Р. охвачено субъективным духом, и через все его полотно отмечено постоянством присутствия автобиографических мотивов. Апогеем включения конкретной исторической авторской личности в творческие формы стали “Уединенное”, “Опавшие листья”, “Сахарна”, “Мимолетное”, “Апокалипсис нашего времени”
Все эти книги названы “жизнью души”.
Тема России в творчестве Розанова
Национальное в его творчестве и личности есть нечто почти физиологическое, некая неуничтожимая эмоционально-психологическая русскость. В “Опавших листьях” Розанов писал: “Счастливую и великую Родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить именно когда она слаба. мала, унижена, наконец глупа, наконец даже порочна. Именно когда наша “Мать” пьяна, лжет и вся запуталась в грехе – Мы и не должны отходить от нее”. Любовь такого рода (не обязательно к Родине ) – не есть любовь-обладание, любовь-гордость и даже любовь, как достояние души. Это любовь-сострадание и любовь-несчастье.
Иванов-Разумник, яркий представитель неонародничества начала 20 века, не только непримирим к обшеству социального неравенства, но и восторженное жизнелюбие, яркие краски и сильные страсти. В этом последнем отношении Иванов-Разумник встретил в Розанове родственную душу, человека, также не любившего казенную жизнь, помышлявшего о пиршестве плоти и духа, о свободе.
Другая особенность Розанова– удивительная чуткость к национальным, преимущественно русским проблемам, к жизни простой русской семьи. Для него Россия – мать. Он писал о России в период начавшегося упадка страны. Чем горше рисовалась ему судьба родины, тем острее он переживал свою сопричастность ей. Розанов с удивительной полнотой подметил трагические стороны бытия русского народа в целом и мельчайшие частицы его соборности – семьи, индивидуальной, интимной жизни, неповторимой, неизведанной. “Апокалипсис нашего времени” – повествование о хозяйственном и моральном развале России. “Апокалипсис” несет в себе предчувствие приближающегося конца – для Розанова гибнет не Россия только, гибнет цивилизация – “странная, стонущая цивилизация” Христа, заканчивается христианская история. Христос становится для него олицетворением нигилизма, а христианство – религией смерти, ибо, согласно Розанову, Христос проповедовал не дело, а аскетизм, уход от мира, отчаяния.
Книги Розанова содержат бесконечное множество интереснейших размышлений о русской душе, о русском характере. Его отличает глубокое понимание своеобразного уклада русской жизни, русского национального духа. “В сущности, нет более острой, наркотической, артистической нации, чем русские”... По мнению Розанова, лучшие качества развиты в русском народе православием.
И сегодня злободневны его слова:
“У нас нет совсем мечты своей родины. И на голом месте выросла космополитическая мечтательность. У греков есть она. Была у римлян. У евреев есть. У француза “chere France”, у англичан – “Старая Англия”, у немцев – “наш старый Фриц”. Только у прошедшего русскую гимнаию и университет – “проклятая Россия”. /.../ У нас слово “отечество” узнается одновременно со словом “проклятие”.
Документ №2
Действующие лица:
Философ 1
Философ 2 Василий Васильевич Розанов
Философ 1: Василий Васильевич, вы тоже здесь!
Философ 2: Да, пришел встретиться кое с кем.
Философ 1: Вы, где сейчас служите?
Философ 2: В» Новом времени» у Суворина.
Философ 1: пишете что-нибудь?
Философ 2: Да, вы, знаете ведь все, философствуют о России.
Философ 1: Поделитесь с нами своими мыслями.
Философ 2: Я вспомнил одну историю. Посол Бисмарк, да тот самый, что Германию объединил, как-то заблудился на охоте. Пурга, дорога потеряна. Бисмарк уже считал себя погибшим. А мужик-возница, поворачивался к нему, и всё время утешал «ничего, ничего выберемся». Бисмарк на всю жизнь запомнил эти слова и часто в трудных случаях повторял их.
Философ 1: А для чего вы это вспомнили?
Философ 2: Бисмарк высоко ценил русских. Он говорил: «Все русские женственны и в сочетании с мужской расой они дали бы чудесный материал для истории».
Философ 1: И вы с этим согласны?
Философ 2: Я считаю у России великая миссия докончить строительство европейского дома.
Философ 1: Я вас не понимаю!
Философ 2: А как женщина заканчивает строить холостяцкую квартиру – когда входит хозяйкой. Отсюда пословица «женишься, переменишься». Женщина по документам теряет фамилию, но лицо и душу теряет мужчина.
Философ 1: Я думаю, с вами многие не согласятся.
Философ 2: Другой пример. Вспомним варягов. Пришли на Русь, стали жить пировать, переженились, нарожали детей и забыли о своих обычаях, законах.
Философ 1: Вы скажете? Может и татары растворились?
Философ 2: Вы правы. На наших просторах любые кочевники ассимилируются.
Философ 1: Я об этом не думал.
Философ 2: Русские имеют свойство беззаветно отдаваться чужим влияниям. Я думаю, лет через 100 начнётся ориентирование русских на европейскую культуру ,а скучающая Европа, куда она может подвинуться от эгоизма? В сторону России.
Философ 1: И что же русские?
Философ 2: Они никогда не принимают чужую веру до конца, они её очеловечивают, а европейцы принимают целиком.
Философ 1: Можете привести примеры.
Философ 2: Пожалуйста. Ленин! Даль! Русские принимают тело, а чужие – дух. Русские смягчают Европу и могут создать новое духовное начало.
Философ 1: Вас. Вас. Вы меня удивили, озадачили. Ваша теория совершенно необычна.