Тип урока: Итоговый обобщающий урок с элементами пассивного опроса (с использованием мультимедийных средств (проектор, интерактивная доска или экран)).
Цель: проводя итоговое обобщающее занятие по разделу: «Портрет», напомнить учащимся о том, что такое портрет, его основные типы, а также, исходя из полученных знаний, научить описывать портрет.
Задачи:
- выявить способность обобщать и систематизировать полученные знания;
- развить способность учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению произведений искусства.
Зрительный ряд: презентация PowerPoint (описание слайдов дано в самой презентации, а также в Приложении 4), в которую включены произведения живописи, графики, скульптуры и ювелирного искусства (портреты разных эпох), фотографии, также при возможности можно использовать фрагменты документального фильма «Портрет» (издательство «Кордис», серия «Русский музей детям»).
Для учащихся: рабочая тетрадь, письменные принадлежности.
Ход урока (краткое описание)
- Вводная беседа (2 мин)
- сообщение темы итогового урока (1 мин)
- формулировка целей и задач данного урока (1 мин)
- Повторение и систематизация полученных ранее знаний (23 мин)
- повторение понятия «портрет» (1 мин), выявление основной особенности портрета (с помощью объяснений учителя, либо путем просмотра видеофрагмента документального фильма «Портрет» (издательство «Кордис», серия «Русский музей детям»; иллюстрирующий видеофрагмент «Портрет В.В.Стасова» 3 мин) и обсуждение увиденного (2 мин));
- составление схемы «Описание портрета» /Приложение 1/, путем повторения полученных ранее знаний о типах портрета (8 мин);
- проведение физкультминутки (2 мин) /Приложение 2/;
- пример анализа портрета (3 мин)
- Обобщение и закрепление знаний (14 мин)
- выполнение контрольной работы, в которой учащимся предлагается распределить номера представленных портретов по типам (4 мин) /Приложение 3/;
- анализ представленных портретов по вариантам (10 мин)
- Подведение итогов (1 мин)
Ход урока (подробное описание)
-
Вводная беседа (2 мин)
- сообщение темы итогового урока (1 мин)
- формулировка целей и задач данного урока (1 мин)
Здравствуйте, садитесь слайд 1
Сегодня, мы завершаем изучение одного из жанров изобразительного искусства – портрет. Урок итоговый и во второй его части вы должны будете самостоятельно, по вариантам проанализировать несколько портретов. Но перед этим, для того чтобы успешно выполнить самостоятельную работу, вы должны вспомнить, что такое портрет, каковы его особенности и какие основные виды портрета существуют.
Откройте тетради и запишите тему урока слайд 1
-
Повторение и систематизация полученных ранее знаний (23 мин)
- повторение понятия «портрет» (1 мин), выявление основной особенности портрета, либо с помощью объяснений учителя, либо путем просмотра видеофрагмента (3 мин) и обсуждение увиденного (2 мин), просмотр иллюстрирующего видеофрагмента «Портрет В.В.Стасова» 3 мин);
Итак, что же такое портрет? слайд 2
Учащиеся вспоминают определение портрета.
Каждый из портретов должен обладать особым качеством. слайд 3
Учитель помогает ученикам сформулировать мысль о том, что главное качество: это сходство изображения и оригинала, не только внешнее, но и внутреннее.
Итак, какова главная особенность? слайд 3
- составление схемы «Анализ портрета», путем повторения полученных ранее знаний о типах портрета (8 мин) /Приложение 1/;
Итак, мы вспомнили, что такое жанр «портрет» и какова его главная особенность.
А сейчас мы должны составить план, по которому вы в дальнейшем будете анализировать портрет. Для того, что бы составить план, нужно вспомнить, на какие типы мы можем разделить портреты. слайд 4 и работа со слайдами с 5 по 16 (в представленной презентации даны подробные пояснения к слайдам).
- проведение физкультминутки (2 мин) /Приложение 2/;
-
Обобщение и закрепление знаний (14 мин)
- выполнение контрольной работы, в которой учащимся предлагается распределить номера представленных портретов по типам (4 мин)
Перед вами 6 картин, 6 разных портретов. Пожалуйста, выполните задание слайд 20 /Приложение 3/
- пример анализа портрета (3 мин)
Итак, мы составили план, по которому вы будете анализировать портреты. Перед уроком я раздала каждому из вас этот план. Пожалуйста, возьмите клей и приклейте его в тетрадь /Приложение 1/. По этому плану попробуем проанализировать представленный портрет слайд 17
- анализ представленных портретов по вариантам (10 мин) слайд 20
С новой строки запишите: ЗАДАНИЕ № 2.
Разобьемся на варианты: I и II..
-
Подведение итогов (1 мин)