Цель: познакомить с составляющими казачьего фольклора.
Задачи:
- пополнить словарный запас учащихся словами кубанского говора;
- развить интерес к изучению культуры родного края;
- способствовать сохранению казачьего фольклора;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине;
Оборудование:. компьютер, проектор; презентация; раздаточный материал; выставка книг.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение.
- Что такое традиции?
- Кем создавались традиции?
- Какие традиции нашего народа известны вам?
3. Объявление темы урока.
Всё это и песни и танцы и традиции народного быта можно назвать одним словом – ФОЛЬКЛОР.
Слайд 1.
Слово фольклор ввёл в науку английский учёный. В переводе с английского оно означает народная мудрость.
А сегодня в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова слово фольклор имеет такое значение «Фольклор – народное творчество, совокупность народных обрядовых действий. Бывает музыкальный фольклор, танцевальный фольклор и словесный фольклор».
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством кубанского народа, кубанским казачьим фольклором.
Слайд 2.
На что похожа схема жанров фольклора. (На цветок.)
На нераспустившийся цветок, на бутон. И чтобы этот бутон раскрылся ему необходимо добавить лепестков. Давайте это попробуем сделать.
4. Работа над новым материалом.
1. Берём первый лепесток.
-Что на нём написано? (Пословицы и поговорки.)
Посмотрим на эти слова с точки зрения русского языка.
Слайд 3.
- Какие в них корни? (слов-, и говор-)
- Смысл слова заключён в корне. Эти выражения несут в себе мудрые слова, придают колоритность разговорной речи. Давайте посмотрим, как это происходит.
Слайды 4-5.
Я был очень рад твоему подарку.
- Замените это предложение поговоркой, которая сделала бы его ярче, колоритнее, чтобы вам сразу стало ясно насколько человеку приятен подарок. ( На седьмом небе от счастья.)
Слайды 6-7.
Ты живёшь очень хорошо.
- А здесь, какую поговорку уместно вставить? (Як мыша в крупах.)
- Обратите внимание на эту поговорку. В её написании нет ошибок. И прочитали вы её правильно.
-Какие слова вам непривычно слышать? (Як мыша.)
- Попробуйте её произнести «привычным для нас языком». (Как мышь в крупах).
- Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте, говоре. Этот говор появился от смешения двух языков русского и украинского. И он стал понятен и украинцам и русским, которые приехали жить на Кубань. Учёные сейчас говорят, что наши предки «балакали».
- Кубанский говор прослеживается и в следующей поговорке.
Слайды 8-9.
Ты всегда вмешиваешься не в свои дела. – Як в кажну дирку затычка.
- Перед вами словарь кубанского говора. Из него вы можете узнать значения непонятных вам слов и научиться их правильно произносить.
- Понаблюдаем за особенностями кубанского говора в нашей следующей работе с пословицами.
- Вот начало известной вам пословицы: Что упало -… продолжите её -то пропало.
- А вот как она звучит на кубанском говоре: Що с возу упало, щетай пропало.
Слайд 10.
- Поработайте над пословицами сами: у первого ряда начало пословицы, у второго – конец, у третьего кубанский вариант пословицы.
Слайд 11.
- Не будет скуки, если заняты руки. – Нэ сыды сложа рукы, тай нэ будэ скукы.
- Волос долог, а ум короток. - Волосьев богато, а в голове нэма ничого.
- Готовь сани летом, а телегу зимой. - Хороший хозяин робыть литом санки, а зимою – телегу.
- Итак, ребята, что написано на лепестке? (Пословицы и поговорки.)
- К какой составляющей фольклора мы его отнесём? (Словесной.)
2. Второй лепесток «Песни».
- Кубань песенный край, казаки любят и умеют петь.
- Когда на Кубани пели? (Когда работали в поле, пели в походах, на свадьбах.)
- Даже гимн Кубани - это песня кубанских казаков, написанная войсковым священником во время военного похода.
- Песни надо петь и слушать. Давайте послушаем несколько отрывков из кубанских казачьих песен.
Слайд 12-14.
Звучат записи песен.
- Кто знает, в чьём исполнении прозвучали песни? (В исполнении Кубанского казачьего хора.)
- Верно. Неслучайно здесь фотография Кубанского казачьего хора.
Слайд15.
- Кто является руководителем хора? (Виктор Гаврилович Захарченко)
Кубанский казачий хор знают и любят не только в России, но и за рубежом. В Америке невозможно достать билеты на гастрольные концерты этого хора. Мы должны гордиться тем, что живём в одном крае, в одном городе с руководителем хора, с его артистами – людьми, которые несут традиции кубанского казачества далеко за пределы нашей Родины.
- Итак, это у нас лепесток с песнями. К какой составляющей фольклора мы его отнесём? (Музыкальной.)
3. У меня в руках следующий лепесток. Но какой-то он необычный.
- Посмотрите, здесь задания.
Выходит ученик и читает: Зелёный полосатый, а середине сладкий. (Это арбуз.)
- И опять задание.
Читает следующий ученик: Висом висят, ходом ходят, время показывают. (Часы.)
- Вот какой загадочный лепесток.
- Какой жанр за ним спрятался? (Загадка)
- Как вы определили, что это загадка? (Надо отгадать предмет по его описанию.)
- Отгадайте ещё несколько кубанских загадок.
Слайд 16.
Новая посудына, а уся в дырах. (Дуршлаг)
Жовтый шар сыпэ жар.(Солнце.)
Стоить Антошка на одной ножке, его шукають, а вин не отклыкается. (Гриб.)
Стали хлопцы в ряд, проходить не вилять. (Забор)
Золотой Демид весь день на солнышко глядит. (Подсолнух)
- К какой составляющей фольклора отнесём загадки? (Словесной.)
4. Отгадайте, с чем у нас следующий лепесток.
- У вас на партах лежат розовые листы.
- Прочитайте.
1. В саду выросла берёза –
Белая пребелая.
Я девчонка молодая
И к тому же, смелая.
2. На окошке два цветочка
Синенький да аленький,
Я парнишка боевой
Хоть и ростом маленький.
3. Если б не было луны,
Не было б и неба,
Если б не было земли,
Не было б и хлеба.
- Как назвать такие стихи? (Частушки.)
- Как исполняют частушки? (Их поют.)
- Вот и мы с вами попробуем сейчас разучить и спеть эти частушки.
- Кто самый смелый. Выходите от каждого ряда по одному ученику.
- Сначала без музыки.
- А теперь под музыку. - Так, что же мы делали с частушками? (Пели.)
- Значит, какая это составляющая фольклора? (Музыкальная.)
5. Следующий лепесток. (Физминутка.)
- Прочитайте его название. («Плясовые припевки».)
- Суть этого жанра кроется в самом названии. Объясните, что делали, когда исполняли плясовые припевки. (Пели и пританцовывали.)
- Казаки и казачки на гуляньях вызывали друг друга на состязание в плясках «Кто кого перепляшет». Например:
Сербияночку танцую,
Сербияночку пляшу,
Кто лучше меня пляшет,
То, пожалуйста, прошу.
- Предлагаю и вам выучить и исполнить одну такую припевку. Послушайте слова и запомните движения.
На носок, на каблучок
Так танцуют казачок. -2 раза
Когда надо, поклонитесь,
И кружитесь, не ленитесь.
(Дети поют и танцуют.)
-Мы выяснили, что плясовые припевки пели и танцевали. А к какой составляющей фольклора их отнести?
- Какое слово в этом словосочетании главное? (Припевки.)
- Значит это какая составляющая? (Музыкальная.)
6. Следующий лепесток «Сказки».
- Ребята в рамках одного урока невозможно прочитать все казачьи сказки. Поэтому я хочу вас познакомить с книгами, в которых вы можете найти и прочитать казачьи сказки.
Сборник казачьих сказок в обработке Бориса Алмазова. О своём творчестве Борис Алмазов сказал такие слова: «Я слышал сказки с детства…. (ПРОЧИТАТЬ ИЗ КНИГИ);
Сборник легенд и сказок.
- Ещё сказки можно слушать. Сказки в исполнении Бориса Алмазова записаны на диски и кассеты.
- Ребята, кто самый внимательный. Что делают со сказками. (Их читают, рассказывают, и конечно слушают.)
-К какой составляющей фольклора отнесём сказки? (Словесной.)
7. Вот мы и добрались до последнего лепестка.
- Что на нём написано? («Танцы».)
- Посмотрите танец в исполнении детского хореографического ансамбля «Мозаика».
- Какой танец мы увидели? (Казачий)
- Как вы догадались, что это казачий танец? (По движениям, по музыке, по костюмам: папахи, расшитые рубахи.)
Слайд 18.
- Посмотрите на фотографии отдельных танцевальных па. Обратите внимание на то, сколько физической силы требовалось на выполнение некоторых элементов. Казак – это защитник границ родного государства, удалой наездник. Казак с детства заботился о своём здоровье, занимался физической подготовкой и в танцах стремился показать свою силу, удаль и ловкость.
- К какой составляющей фольклора отнесём танцы? (Танцевальной.)
5. Выводы по теме урока.
Слайд 19.
- Посмотрите, какой красивый получился у нас цветок.
- Кто запомнил, что такое фольклор?
- О каком фольклоре мы говорили на уроке? (О казачьем фольклоре.)
- Что относится к музыкальной составляющей фольклора? (Песни, частушки, плясовые припевки.)
- Что относится к танцевальной составляющей? (Танцы.)
- Что относится к словесной? (Пословицы и поговорки, загадки, сказки.)
6. Индивидуальная работа.
- Возьмите голубые листы.
- Соедините отрывок из произведения народного творчества с названием жанра.
Хоть с хаты тикай Сказка
Нэ лае, нэ кусае, а в дом нэ пускае. Плясовая припевка
Где кто родился – там и пригодился. Поговорка
Трам, там, тада – рада,
Танцевать красиво надо.
Топну так, топну так, -
Так танцуют наш гопак. Загадка
Давным – давно началась эта история.
Жили в нашем селе два брата. Один весёлый,
да дельный, другой - … . Пословица
7. Итог урока. Рефлексия.
- Вы проделали большую работу, показали свои знания, умение размышлять, вы были прекрасными слушателями и замечательными артистами. Мне было приятно работать с вами.
- На ваших столах лежат цветы. Напишите на них тот жанр фольклора, работа над которым вам понравилась больше.
- Поставьте цветы в эту вазу.
- Посмотрите, какой получился у нас красивый, яркий букет, совсем как казачий фольклор - колоритный, живой, задорный.