Цели:
- создать у учащихся представления о различных состояниях , в которых может пребывать человек, учить анализу собственных поступков,
- развивать умение определять и адекватно реагировать на эмоции, проявления различных чувств,
- воспитывать отзывчивость, чувство уважения и сострадания к другим людям.
Оборудование: мультимедийный диапроектор, фотографии, картинки с различными эмоциями, сигнальные карточки (белые и чёрные), белые листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры.
Ход урока
1. Вводная часть, актуализация темы.
(На доске нарисованы 3 круга, у детей на партах белые листы бумаги и фломастеры)
- Представьте, ребята, что к нам сейчас в класс придёт клоун из цирка. Как вы его встретите? Посмотрите друг на друга, вы рады, вы улыбаетесь. На доске нарисованы круги. Возьмите лист бумаги и покажите в кружке, как, по-вашему, выглядят рот и глаза радостного, весёлого, смеющегося человека. Покажите друг другу рисунки. Самый удачный, на ваш взгляд, рисунок мы повторим на доске.
- Ребята, сейчас к нам в школу проведут огромного слона. Что вы видите на лицах одноклассников? Нарисуйте рот и глаза удивлённого человека на втором листе.
- Не будем лишний раз расстраивать друг друга, плохих известий я вам сообщать не буду. Вспомните лицо плачущего, расстроенного товарища, покажите его на рисунке в третьем кружке.
Вывод: Мы видим такие разные лица на доске. Что они обозначают? Может быть, это наше состояние в данный момент, может быть, отношение к разным событиям. Что творится у человека на душе мы можем узнать по выражению его лица.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы будем говорить о чувствах и эмоциях, научимся их различать.
3. Знакомство с новым материалом.
1) Презентация « Эмоции».
- Какие группы эмоций вы узнали?
2) Игра « Кто больше знает?»
- Назовите различные эмоции. Двое учеников отыскивают среди фотографий на доске изображение с данными эмоциями, группируя их на положительные и отрицательные. (Радость, восторг, восхищение, грусть, печаль, забота, страх, удивление, потрясение, горе, испуг, ярость).
3) Работа с учебником
- Самостоятельное чтение с. 16-17.
- Беседа по прочитанному.
- Какие эмоции называются положительными и отрицательными?
- Работа с иллюстрациями учебника с.17.
4) Игра « Какие эмоции вызывает в тебе сказочный герой?»
(Дети поднимают белую либо чёрную сигнальную карточку, в зависимости от того, положительным или отрицательным является названный герой, объясняя ответ).
- Баба-Яга
- Вини -Пух
- Золушка
- Иван Царевич
- Серый волк
- Крошечка -Хаврошечка
- Василиса Прекрасная
- Кощей Бессмертный
- Конёк -Горбунок
- Змей Горыныч
- Белоснежка
- Леший
Вывод: Выполняя предыдущее задание, вы безошибочно определили героев, вызывающих положительные и отрицательные эмоции. И положительные, и отрицательные эмоции – это отклик внутреннего мира человека на события и атмосферу окружающего мира. И отклик этот часто выражается в наших движениях, в чертах нашего лица. Эмоции испытывают не только люди, но и животные. Они выражают их в поведении, гримасах. По-другому животные ничего не могут объяснить. Человек же может сдержать свои эмоции или рассказать о них словами. Совсем не обязательно при этом выражать свои эмоции бурно. Это может обидеть, задеть кого-то из окружающих тебя людей.
5) Игра « Учимся читать эмоции по жестам».
Дети по очереди у доски демонстрируют движения, жесты и мимику, обозначающие:
- Отказ
- Согласие
- Угрозу
- Смех
- Печаль
- Испуг
6) Оздоровительная минутка « Слушай внимательно!».
Учитель совершает одно движение, а называет другое.
7) Работа со стихотворениями. (Рассказывают ученики).
Если бы дети
На целой планете
Все засмеяться сразу могли,
Только раздастся команда: «Пошли!»
Вот бы земля задрожала от смеха!
Смеху бы вторило гулкое эхо,
Будто бы рухнула разом гора
Звонкого золота и серебра.
Дж. Родари
- Какие чувства выражает смех? Полезно или вредно для здоровья смеяться? Почему?
- Последствиями каких событий или поступков чаще всего бывает смех?
- С чем сравнивает смех автор стихотворения? Почему?
- Нужна ли человеку поддержка, помощь, если он смеётся от радости? Каким ещё бывает смех? ( злым, издевательским).
Когда-нибудь люди счастливыми будут,
Забудут про слёзы на свете,
И, может быть, дети
На книжных страницах,
В старинных журналах,
Давно обветшалых
Найдут это слово- забытое – плакать.
Дж. Родари
- Какие чувства чаще всего вызывают слёзы?
- Какие поступки вызывают слёзы? Полезны или нет для нашего здоровья эмоции, сопровождающие слёзы? Как вы себя чувствуете после долгого плача?
- Если вы расстроены, то готовы ли вы поддержать одноклассника, у которого также возникли проблемы?
Вывод: Есть чувства, которые приятно испытывать, и есть чувства, которые не доставляют удовольствия. Но каждое из них не случайно – они чему-то хотят вас научить. Чувство сильнее эмоции и не зависит от того, где мы, и что делаем.
8. Работа с учебником с. 20-21.
- Умеете ли вы сопереживать в радости или горе своим знакомым, родным, друзьям?
- Отчего рождается чувство зависти?
9. Слушание и анализ рассказа в. Сухомлинского «Почему плачет синичка»
(читает учитель).
Вдали, на краю села, жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише десять лет, а Оле – девять.
Около дома рос ветвистый тополь.
- Сделаем на тополе качели, - сказал Миша.
- Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, Привязал к ветвям верёвку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поёт, и поёт.
Миша говорит:
- Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а в гнёздышке птенчики маленькие.
- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.
- А почему же она плачет? – удивился Миша.
- Подумай, почему, - ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает:
- Почему же она плачет?
- А как вы думаете, почему синичка плакала?
- Как бы вы поступили после того, как заметили, что синичка волнуется за своих птенцов?
- В чём здесь могло проявиться сопереживание детей по отношению к синичке и её птенцам?
- Приведите примеры из своей жизни, когда вы наблюдали сопереживание одних людей по отношению к другим?
- Приходилось ли вам испытывать чувство переживания за своих товарищей, близких или знакомых?
10. Игра – диагностика « Конверт откровений»
(Дети вынимают из конверта карточку с началом предложения и заканчивают его).
- Закончи предложение, используя знания, полученные на уроке.
- Мне хорошо, если…
- Мне нравится, когда…
- Если я заболею, то…
- Меня раздражает…
- Мне нравятся взрослые…
- Я всегда улыбаюсь, когда…
- Если мне повезло…
- Мне нравятся люди…
- Мне не нравятся взрослые, которые …
- Если мне грустно…
- Мне не нравится, когда…
- Когда я смотрю на себя в зеркало…
- Если мне наступили на ногу…
- Мы всегда в долгу перед…
- В хорошей школе всегда…
- Чтобы иметь друзей, надо…
- Если видишь недостатки человека…
4. Итог урока.
- Что узнали о чувствах и эмоциях.
- От чего зависит: приятные или неприятные чувства испытывает человек? ( От полученных им эмоций: положительных или отрицательных)
- Нарисуйте человечка, который испытывает те же самые чувства и эмоции, что и вы в данный момент.
- Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
С. 18- 21 читать, отвечать на вопросы, выполнить задания.
Мне хорошо, если… |
Мне нравится, когда… |
Если я заболею, то… |
Меня раздражает… |
Мне нравятся взрослые… |
Я всегда улыбаюсь, когда… |
Если мне повезло… |
Мне нравятся люди… |
Мне не нравятся взрослые, которые … |
Если мне грустно… |
Мне не нравится, когда… |
Когда я смотрю на себя в зеркало… |
Если мне наступили на ногу… |
Мы всегда в долгу перед… |
В хорошей школе всегда… |
Чтобы иметь друзей, надо… |
Если видишь недостатки человека… |