Цели:
- Познакомить учащихся с заболеванием зубов (кариес) и десен (парадантоз), мерами их профилактики.
- Повторить основные правила по уходу за зубами.
- Воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни.
Оборудование: схемы, муляж «Зубы и зубная щетка», плакат «Строение зуба», видеофильм, валеологический самоанализ на парте, зубные пасты, практикум «Чистка зубов» раздаточный материал.
I. Организационный момент.
(Готовность класса к уроку)
а) - Здравствуйте, ребята.
Стоматологи ежегодно удаляют около четырёх тонн детских зубов.
Как нам не попасть в этот список?
У кого из вас хотя бы один раз болели зубы? (поднимите руки).
Вот видите, все в классе испытали эту неприятную боль.
Поэтому мы сегодня на занятии познакомимся с заболеваниями зубов и десен, узнаем причины, которые приводят к болезням зубов и найдем способы профилактики.
Запись темы в тетрадь.
б) Девизом нашего факультативного занятия будут являться слова (прочтем
их хором)
Здоровые зубы - гарантия здоровья
Объясните, почему наше здоровье зависит от здоровья зубов.
(ответы: зубы участвуют в пережевывании пищи, а, следовательно, обеспечивают нормальную деятельность желудочно-кишечного тракта);
- Если пища плохо пережевана, то и пищеварительная система будет от этого страдать (например: болеть живот).
- Не на всякие зубы приятно смотреть. Почему?
- Здоровые зубы - это красивая и обворожительная улыбка, правильная речь.
II. Работа над новым материалом.
а) - Рассмотрим строение зубов (плакат на доске (карточки на парте (Приложение 3)). Вот из чего состоит зуб.
- Эмаль - твердое покрытие (в организме нет ничего более твердого).
- Дентин - еще одно твердое вещество, которое находится под эмалью.
- Под дентином - расположена пульпа - мягка ткань, богатая кровеносными сосудами и нервами, обеспечивающими чувствительность зуба.
- У зубов есть корни, уходящие глубоко в кость челюсти.
- Основание зуба со всех сторон окружено десной.
б) Заболевание зубов и десен.
Как ни тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят.
Среди стоматологических заболеваний наиболее распространен кариес - образование дырок (полостей) в твердых тканях зуба.
(таблица «Заболевание зубов. Кариес») Если воспаляется десна, и другие т.е. мягкие ткани - это заболевание называется парадонтит. Он может возникнуть, если не лечить кариес, а так же - от механического повреждения десны (например, грубой пищи, зубной щеткой).
Запись в тетрадь.
Кариес - образование дырок (полостей) в твердых тканях зуба.
Парадонтит — воспаление тканей вокруг зуба.
(если кариес не лечить может произойти воспаление тканей вокруг зуба (парадонтит).
- Скажите, от чего же разрушаются зубы?
(ответы: - Не соблюдение гигиенических правил ухода за зубами).
- Какие основные правила ухода за зубами вы знаете?
(ответ: - чистить зубы 2 раза в день, полоскать рот после еды, не есть холодного - горячего или наоборот, не грызть твердые предметы, посещать стоматолога и т.д.)
- Молодцы! (Прослушайте рекомендации. Соответствуют ли ваши правила рекомендациям врача-стоматолога).
в) Беседа со школьным стоматологом.
(врач стоматолог может быть приглашён; проводит беседу или конкурс …)
г) Сейчас мы просмотрим рекомендации (использование зубных паст)
Вопрос после просмотра.
На какие группы делятся зубные пасты? (гигиенические и лечебно-профилактические).
Для чего используют гигиенические (для снятия налета, механическое очищение).
Лечебно-профилактические содержат экстракты трав, лекарственных растений, витамины, (они лечат и проводят профилактику.
(перед занятием учитель предлагает принести пасты или коробки от паст)
На столе пасты, выберите лечебно-профилактические.
- Почему, вы считаете, что это лечебно-профилактические? (читают, что входит в состав) они лечат и проводят профилактику.
- Очень хорошо! (А какими пастами вы пользуетесь дома?) (называют).
- Рассмотрите внимательно дома состав ваших паст и определите к какой группе они относятся? гигиенические или лечебно-профилактические.
- В нашем районе в воде мало фтора .Какой можно сделать вывод?( лучше пользоваться лечебно - профилактическими пастами, содержащими фтор.)
г) Практическое занятие.
Одним из основных правил ухода за полостью рта является правильная чистка зубов. (Приложение 4)
Сейчас мы проведем с вами практическое занятие по чистке зубов.
Найдите на столе карточки с рекомендациями «Как правильно чистить зубы».
У меня на столе макет. (Дима будет проводить показ на манекене, а вы для этого будете использовать расческу и зубную щетку).
Мальков читает последовательность вслух, все выполняют действия (не торопитесь).
Молодцы! Еще раз (закончили).
III. Итог урока.
Самоанализ.
- Итак с чем мы познакомились на уроке? Сегодня мы познакомились с основными заболеваниями зубов и десен и повторили основные правила гигиены полости рта.
- Выполним самоанализ.
- Если вы выполняете то или иное правил напротив поставь знак «+», если нет «-».
- Сопоставь количество «плюсов» и «минусов».
- Если «+» больше, значит ты правильно ухаживаешь за зубами, если меньше, то вы должны сделать для себя вывод, что нужно еще дополнить для сохранения здоровых и крепких зубов.
IV. Все материалы которые есть на парте, вклейте в тетрадь по теме «Гигиена полости рта. Заболевание зубов и десен». Спасибо! До свидания!