Цель: развивать анализирующее восприятие, внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, учить выполнять сложение и вычитание с опорой на натуральный ряд чисел
Ход урока
1. Организационный момент СЛАЙД №2.
Долгожданный дан звонок начинается урок.
На столах у учеников лежат карточки с рисунком снеговика для индивидуальной работы.
Если ребёнок справляется с самостоятельной работой быстро, он работает по карточке.
2. Стадия вызова.
Снежинки медленно летят –
Крупные, тяжелые.
Я не узнала старый сад,
Когда пришла из школы.
- О каком времени года я прочитала стихотворение?
- Ребята, а вы любите зимние игры? Во что вы играете?
-СЛАЙДЫ №3, 4, 5.
НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ ВЫ СДЕЛАЛИ ТАКОЙ ВЫБОР.
(лыжи (цвет), коньки (форма, размер), сани (расположение))
- Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? ( На доске расположены беспорядочно все числа от 0 до 9 кроме 5.)
- какое задание можно выполнить? (в порядке возрастания, убывания, составить натуральный ряд чисел)
- Запишите числа в порядке возрастания. (Ученики работают в тетрадях)
(Не получается. Цифры «5» не хватает)
- Давайте расскажем про это число все, что знаем, может оно и появится.
-Просчитайте в порядке возрастания, убывания.
- Вы предлагали составить натуральный ряд чисел. Возможно ли это? Почему? (нет. 0 ненатуральное число, она меньше всех чисел)
-Ребята, вы столько много знаете о числе 5. Хотите ещё больше узнать? Кто скажет, какая тема сегодняшнего урока?
- Сегодня мы узнаем состав числа 5.
3. Работа по теме урока. Составление таблицы сложения.
- СЛАЙД № 6
Матроскин и Шарик тоже любят зимние игры. Они слепили вместе 5 снежков.
По сколько каждый мог сделать снежков? Разделите их так, чтобы у героев оказалось разное количество снежков.
СЛАЙД № 7.
- Шарик один снежок и Матроскин - 4
1+4 =5
–Прочитайте выражение. Как называются числа при сложении?
- Шарик- 2 и Матроскин -3.
2 + 3 = 5
- Шарик -3 и Матроскин-2.
3+2 =5
Шарик -4 и Матроскин- 1
4 + 1 + 5
- Ребята, это получился первый столбик таблицы сложения. Запишите его в тетрадь. Запомните его.
- Чем отличаются первая и последняя строки таблицы? (Слагаемые поменялись местами)
- Изменилось ли значение суммы? Почему?
Физминутка.
Снег идёт пушистый,
Мелкий, серебристый.
Мы на лыжах ехали
С горочки спускались
Вправо, влево повернули.
Дома очутились.
- Отработка состава числа 5. СЛАЙД № 8
Шарик и Матроскин ловят снежки в свои ведра. Шарик ловит снежки с суммами, а Матроскин с разности. Необходима помощь.
Прочитайте грамотно суммы и найдите их значения, используя таблицу.
ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ.
Какие выражения остались? (разности)
Какой знак? В какую сторону нужно двигаться при нахождении значения разности по натуральному ряду чисел?
Запишите их в тетрадь и найдите значения разности, используй натуральный ряд чисел. (Работа у доски. На доске начерчен натуральный ряд чисел.)
5-4=1
5-2=3
5-3=2
5-1=4
Работа в тетрадях на печатной основе. Стр.13 №22 СЛАЙД № 9
- Обведите отрезки, длину которых можно найти с помощью твоего столбика таблицы сложения. Найди их длины. (Самостоятельная работа)
Проверка по слайду.
Физминутка. «Как живёшь?..»
СЛАЙД № 10
- Выпиши суммы натуральных чисел и найди их значения.
- Самостоятельное решение выражений.
- Какие выражения не нужно выписывать? Почему? ( 0 не является натуральным числом. 5-4 – разность, а задание выписать суммы)
Взаимопроверка.
4+2
1+4
3+2
Поднимите руки, кто справился без ошибок.
4. Рефлексия:
Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди? (5)
Ну-ка сколько всех ребят
На горе катается?
Трое в саночках сидят,
Двое дожидаются? (5)
Три гуся пустились в путь,
Два решили их догнать.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте детки сами. (5)
В снег упал серёжка,
А за ним Алёшка,
А за ним Маринка,
А за ней Иринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят? (5)
- Кому урок понравился?
Кому понравилось работать на уроке?
Что больше всего запомнилось?
Кто запомнил таблицу и готов её рассказать?
У вас на столах лежат «Снеговики». Кто- то уже начал работать по этим карточкам. Возьмите их домой. Это ваше домашнее задание.
СЛАЙД № 11 «МОЛОДЦЫ!!!»
5. Самооценка.
(На столе у учителя две коробочки разных размеров со значками. Ребята берут значки: если хорошо усвоили материал – из большой коробки, если не всё получалось – из маленькой).