Урок по окружающему миру в 3-м классе "Разнообразие растений"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ознакомить учащихся с основной классификацией растений;
  • рассмотреть особенности каждой группы растений.
Слова учителя Ответы детей М/М
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.    
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … (природа)
Природа Слайды с изображением объектов природы.
Какая бывает природа? Живая и неживая Природа:
  • живая;
  • неживая.
Что относится к живой природе? Бактерии, грибы, растения, люди, животные На доске:

Открываются буквы, которые составляют слово БОТАНИКА

Прочитайте, какое слово получилось.

- Что такое “ботаника”?

Сегодня мы совершим путешествие в Царство растений.

Наука о растениях. Ботаника – наука о растениях
Сегодня мы познакомимся с различными видами растений.

Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы вы можете разделить их?

В ботанике различают такие виды растений:

водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.

Для того, чтобы познакомиться с особенностями каждого вида, мы разбились на группы.

Каждая группа будет выполнять свое задание.

  На доске – картинки с изображением различных видов растений. Приложение 1.
Распределение заданий по группам.

1. Растения эти в воде живут, никогда не цветут.

2. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего себе не шьет
А в иголках круглый год
Мягок, а не пух, зелен, а не трава.

3. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

Водоросли

Ель, хвойные растения

Мох

Деревья

 
Инструктаж.

Внимательно рассмотрите содержимое конверта. Найдите задание. Вы должны прочитать текст, заполнить таблицу, выбрать из предложенных вам картинок соответствующие вашему виду растения.

Через некоторое время один ученик расскажет особенности своей группы растений, а остальные могут добавить.

  Приложение 2. (задание)

Приложение 3. (тексты)

Приложение 4. (таблицы)

Приложение 5. (картинки)

Выполнение заданий.
Физминутка.

Стоп, уроки, стоп, дела.
Отдыхать пришла пора.

Выступление учащихся.    
Составление таблицы.

-подумайте, какие из этих групп растений может принадлежать к низшим растениям?

Правильно. У водорослей нет корней, стебля, листьев, они размножаются спорами.

А остальные группы будут относиться к высшим растениям.

Водоросли На доске таблица.

Низшие растения: водоросли.

Высшие растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

Дополнительный материал.

Посмотрите на оставшиеся в ваших конвертах картинки. Подумайте, к каким группам растений они относятся? Почему?

   
Обобщение.

С какими видами растений мы познакомились сегодня на уроке?

О каких особенностях каждой группы запомнили?

   
Итог урока.    

Приложение 2.

  1. Прочитайте текст.
  2. Заполните таблицу.
  3. Выберите подходящие картинки.

Приложение 4.

Приложение 3.

Водоросли.

Водоросли – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только под микроскопом. Другие имеют вид тонких зелёных нитей. Третьи похожи на длинные бурые ленты.

У водорослей нет корней, стеблей, листьев. Они размножаются спорами, которые разносит окружающая вода.

Мхи.

Мхи – это группа растений, представители которой растут во влажных местах. Они любят расти сообща, стелятся сплошным ковром на земле, деревьях, камнях. Им не страшен холод.

Мхи имеют листья и стебли, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. Размножаются мхи спорами.

Папоротники.

Папоротники являются очень древними растениями. Их легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Живут они в сырых, очень влажных местах.

Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Размножаются папоротники спорами, которые расположены на внутренней стороне листа.

Хвойные растения.

Это ель, сосна, кедр, пихта, лиственница, можжевельник и другие. Вместо листьев у них хвоинки. Живут хвоинки несколько лет. Поэтому почти все хвойные растения относятся к вечнозелёным.

Корни хвойных деревьев поверхностные и сильно разветвленные, чтобы собирать влагу с большей площади.

У хвойных не бывает цветков и плодов. Вместо плодов у них шишки, в которых созревают семена.

Цветковые растения.

Цветковые растения очень разнообразны и многочисленны. Это могут быть и деревья, и кустарники, и травы. Они растут в лесах, в полях, в садах, на лугах, на болотах, в водоёмах.

Цветковые имеют все части растения: корни, стебли, листья. В отличие от других растений, у них есть цветки и плоды с семенами, при помощи которых они размножаются.

Оценочный лист.

Отвечал на вопросы учителя Отгадал загадку Участвовал в работе группы Был докладчиком в своей группе
       

Презентация