Форма урока: Педагогическая мастерская.
Учебно-методическое обеспечение: тетрадь, стихотворение Г.Кружкова “Грозная Хозяйка”.
Время реализации занятия: 45 минут.
Цель: расширить знания об имени существительном как о части речи.
Задачи:
а) образовательная –
б) развивающая –
- развивать умение группировать по общим признакам, сравнивая и обобщая полученные знания;
- создать условия для развития творческих способностей обучающихся;
в) воспитательная –
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Постановка проблемы.
На доске ребус.
У. – Какие здесь написаны буквы?
– Какую работу предлагаете выполнить?
Д. – Буква “эль”, “эс”, “о”.
Прописать эти буквы и их соединения друг с другом.
Отгадать ребус.
У. – Выполняйте работу. Назовите соединения букв.
– Воспользуемся предлогом “в”. Где находится слог “ело”?
Д. – “ело” находится” в букве “О”.
У. – Что получилось?
Д. – Получилось “слово”.
У. – Что оно обозначает?
Д. – Одни слова называют предметы и отвечают на вопрос кто? что? например: собака, школа.
– Другие называют их признаки и отвечают на вопросы: какая?, какие?, какое?, какие?, например: злая собака, школа любимая.
– Третьи – называют действия этих предметов, например: собака бежит, школа построена.
У. – А как быть с предлогами? Зачем-то они есть?
Д. – Они помогают словам в предложениях связываться друг с другом. У. – Слова-предметы, слова – действия, слова признаки это части чего? Д. – Это части речи.
У. – Физминутка. Называю предмет – хлопаете, признак – приседаете, действие – прыгаете.
Великое количество слов в языке – сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир – “Морфология”. Подаст команду: “Части речи становись!” – вмиг все слова построятся в колонны. И первым будет стоять Имя существительное, т. е. слова, которые обозначают предметы. И, как известно, Имя существительное – это каждое второе слово.
3. Работа по теме урока
.Актуализация знаний о словах – предметах.
У. – Хотите узнать об имени существительном что-то новое?
– На столах лежит стихотворение Г. Кружкова “Грозная Хозяйка”.
“Хозяйка сегодня грозна,
Не к добру!”
Почувствовал Пёс
И полез в конуру.
“Подальше, мой милый,
Держись от собак!”
Сказал себе Кот
И махнул на чердак.
“Коты – это скверно,
Пора уходить!” –
Подумала Мышь
И сквозь щёлочку – фить!
– Ой! Мышка!
Спасите меня!
Караул! –
Вскричала Хозяйка
И влезла на стул.
– Прочитайте.
– Вычеркните все имена существительные. Работаете в парах, если вам что-то непонятно, спросите учителя.
– Вспомните, на какие вопросы отвечают слова-предметы?
Д. – На вопросы кто? и что?
Дети работают в парах и самостоятельно.
У. – Прочтите, что осталось. Вам понятна мысль того, что осталось?
Дети читают вслух то, что осталось.
Д. – Непонятно о чём идёт речь. Вывод: без существительных – речь непонятная.
У. – Какие имена существительные вы вычеркнули? (Зачитывают)
– Можно ли их записать с вопросами в группы?
Д. – Да. К предметам, обозначающим неживое, вопрос что?
– Это неодушевлённые предметы и зачитывают примеры из текста.
– К предметам, обозначающим живое, вопрос кто?
– Это одушевлённые предметы и зачитывают примеры из текста.
У. Выполняйте.
Дети называют слова и пишут: кто? хозяйка, что? добро, и т. д. в начале работы, а потом работают самостоятельно.
У. – Проверим работу.
– Что объединяет все существительные?
Д. – Все существительные обозначают предмет.
У. – В русском языке имена существительные делят на группы по значению предметности (конкретное, вещественное, отвлечённое), поэтому их можно ещё раз записать по группам.
– Назовите существительные, которые называют конкретный предмет окружающего мира (подчёркиваем карандашом, карточка на доску).
Д. – Называют: хозяйка, пёс, конура, и т. д.
– Эти слова конкретно представляют имена существительные, потому что мы их представляем.
У. – А слово добро? Его можно представить?
Д. – Нет.
У. – Его нельзя представить предметно, оно живёт в наших мыслях.
Это отвлечённые имена существительные (карточка).
Приведите примеры и запишите.
Д. – Что? добро, любовь, привет, и т. д.
На доске слова: кисель, чай, вода, нефть.
У. – Что скажите об этих словах?
Д. – Это слова — предметы. Они обозначают жидкость.
У. – Они называют вещества, поэтому вещественные имена существительные (карточка).
– Запишите их и свои примеры.
У. – Что мы узнали о словах – предметах?
Д. – Эти слова являются частью нашей речи.
– Они делятся на: конкретные, вещественные и отвлечённые имена существительные.
Физминутка. Поднимаем руки вверх, если конкретное существительное, на плечи, если вещественное и хлопаем, если отвлечённое.
4. Творческая работа
У. – Давайте составим предложения из трёх не связанных по смыслу слов: мальчик, вода, привет. Можно изменять форму слов, добавлять другие слова, но данные слова должны остаться.
– Ответьте на вопрос: что объединяет эти слова?
Д. – Это имена существительные.
– Обозначают предметность существительного.
– Отвечают на вопросы кто? что?
На доске предложения.
Мальчик получил от друга привет.
В воде плавали маленькие рыбки.
У. – Какие здесь существительные? А у вас?
Д. – Конкретные – мальчик, друг, рыбки.
– Вещественные – вода.
– Отвлечённые – привет.
5.
Дополни предложения существительными.У. – На доске начало предложений. Прочитайте их. А потом продолжите, чтобы получилась законченная мысль.
В школе я пешеход
В магазине я ученик
На улице я пассажир
В транспорте я ребёнок (внук, внучка, сын, дочь)
Дома я покупатель
– Эту работу можно сделать устно и письменно.
У. – Слова какой части речи вы использовали?
Д. – Существительные.
6. Итог
У. – Давайте проверим ваши знания.
– Возьмите в руки “светофоры” и подведём результаты работы.
На доске три кружка красного, зелёного, жёлтого цветов.
– Существительное – это... Обозначает... Отвечает на вопросы:...
Красный – часть слова – признак – кто?
Жёлтый – часть речи – предмет – что?
Зелёный – действие – кто? что?
– Что вызвало затруднение? Почему?