Методическая информация
Тип урока
Урок - рисование по представлению.
Цели и задачи урока:
- совершенствовать навыки грамотного изображения пропорций птиц, их пространственного положения;
- развивать у учащихся творческое воображение;
- расширять кругозор через изучение дополнительного познавательного материала;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе
- знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
- рисовать снегиря по представлению;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- выражать в изображении характер животного
Необходимое оборудование и материалы:
- телевизор
- компьютер
- акварельные краски;
- простой карандаш;
- палитра;
- кисти;
- салфетка;
- бумага;
- банка с водой;
- карточка с заданием;
- презентация (Приложение 1)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- Найдите в столбиках лишние буквы, угадайте, какое слово зашифровано (карточка у каждого). (СЛАЙД)
(анималист)
- Кто такой анималист?
- Художник или скульптор, изображающий в своих произведениях картины из жизни животных, птиц, насекомых.
Евгений Иванович Чарушин - один из самых известных художников-анималистов. (СЛАЙД)
- Когда Чарушин был ещё ребёнком, озорным и непоседливым (ему было около 8 лет), он познакомился с Юрием Васнецовым. Это знаменитый русский художник.
Знакомство с Ю. Васнецовым затем переросло в дружбу, продолжавшуюся всю жизнь. Чарушин сам стал художником и рисовал иллюстрации к книгам детских писателей. А потом Евгений Иванович начал писать рассказы для детей и сам же рисовал к ним иллюстрации.
Детям Е. Чарушин посвятил всю жизнь. Работа над последней книгой была завершена за два дня до смерти. Книги Е.Чарушина переведены на многие языки, чтобы люди других национальностей могли восхищаться его книжками и иллюстрациями, на которых всё, чтобы ни изображал Чарушин, оживало. (СЛАЙДЫ)
Сын Евгения Ивановича Никита Чарушин стал художником. Он продолжает дело отца, рисует иллюстрации к детским книгам.
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы художники - анималисты.
Будем учиться рисовать птицу, а какую - догадайтесь по моему описанию.
Это одна из самых известных птиц. Она немного крупнее воробья, имеет пушистое оперение. На голове - чёрная шапочка. Крылья чёрные, спинка голубовато-серая, а надхвостье и подхвостье чисто - белые. Главная достопримечательность - красная грудка.
(Снегирь) (СЛАЙД)
- Почему так назвали эту птицу?
Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.
(В переводе с тюркского " сниг", значит красногрудый.)
Есть такая примета: Как только пойдёт первый снежок - жди снегиря.
IV. Работа над новым материалом
- Рассмотрите изображение снегиря, с чем его можно сравнить? (СЛАЙД)
(Румяные яблоки, гроздья рябины, красные фонарики)
Физкультминутка (по выбору)
Вот на ветке, посмотри,
В красных майках снегири
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке,
Головою вертят,
Улететь хотят
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо на березе-
Яблоки поспели!
Подойду поближе к ней-
И глазам не верится:
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!
Художники-анималисты хорошо знают образ жизни, внешний вид животных, которых рисуют. Подготовимся к рисованию снегиря.
V. Просмотр презентации
а) Просмотр
Цель: изучить особенности внешнего вида, наличие определённых частей тела.
б) Беседа о наблюдениях учащихся
- Какие части тела имеет снегирь?
( Голова, туловище, лапы, крылья)
-Чаще всего изображается сидящим на ветке дерева.
в) Рассматривание инструкционной карты (СЛАЙД)
1. Композиция рисунка.
- Выберете лучшее место на листе бумаги для своей птицы, чтобы она выглядела выразительно, чтобы подчеркнуть, что птица - главная героиня рисунка.
2. Выполнение карандашного наброска.
- Птица имеет сложную форму, поэтому мы рисуем её в несколько этапов: от общего к деталям.
а) Сначала рисуем овалы туловища и головы, затем шею, добавляем клюв, крылья, лапы, глаза.
б) Проверяем правильность пропорций и уточняем характер силуэта птицы.
3. Раскрашивание рисунка.
- Подбираем на палитре краски, соответствующие окраске оперения птицы, и раскрашиваем силуэт и крупные детали рисунка.
4. Прорисовывание деталей рисунка.
- Тонкой кистью прорисовываем детали (глаза, отдельные перья и т.д.) по цветовому фону оперения птицы.
VII. Практическая работа учащихся
VIII. Выставка работ учащихся
IX. Итог урока
X. Рефлексия
- Снегири любят лакомиться семенами различных деревьев и кустарников, ягодами.
Дорисуйте ягодки на веточке:
2 ягодки - очень доволен своей работой
1 ягодка - доволен работой, но мог (ла) выполнить лучше (СЛАЙД)
Дополнительный материал:
Грудка у снегиря красная, яркая, как бочок спелого яблока. На головке как будто черная шапочка, спинка голубовато-серая.
Держатся снегири на рябинах, клёнах, кустах калины; обрывают ягоды и расклёвывают семена, перекликаясь мелодичным свистом; наевшись, усаживаются на веточках и запевают простенькие скрипучие песенки.
Снегири держатся небольшими стайками от 5 до 15-20 птиц.
Оказывается, снегири легко запоминают и воспроизводят песни и мелодии других птиц.
Снегири - птицы не только красивые, но и "солидные": никуда не торопятся, не суетятся.
Красногрудые самцы по-рыцарски учтивы: как бы ни были голодны, всегда уступят лучшие гроздья рябины своим подружкам.
В каждой стае снегирей есть свой вожак. Спокойно обобрав одно дерево, стайка перелетает на соседнее, и делает это по команде вожака.
Зимой снегири питаются ягодами рябины, семенами клёна, ясеня и семенами самых разных трав, что торчат из-под снега.
Использованные источники и литература.
1. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений/В.С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др. - М.: Дрофа, 2008. - 43.
2. Перелётные птицы России. Режим доступа www.avifauna.ru
3. Библиотечно-информационный центр. Режим доступа. www.lib.gmsib.ru
4. Урок русского языка. Режим доступа. www.urok.1sept.ru