Цель: расширить знания детей о цветах, их видах, взаимодействии человека и природы.
Задачи: развитие познавательного интереса, артистических способностей, содействие сплочению родителей и детей совместным творчеством, воспитание эстетических чувств, любви ко всему живому.
Оборудование: слайды цветов, выставка поделок, аудиозапись из балета П.И.Чайковского "Щелкунчик", ВИА "Цветы" - "Есть глаза у цветов", необходимый материал для составления икебаны.
Ход праздника
Незнайка (появляется под музыку, бродит):
Где теперь друзья - девчонки и мальчишки:
Как найти мне вас, родные коротышки?
Красная шапочка:
Ой, Незнайка! Ты гуляешь?
А о чем один мечтаешь?
Или вновь пропал твой клад?
Незнайка:
Красная Шапочка, я так тебе рад.
И не о кладе сегодня мечтаю,
Дорогу домой хожу - вспоминаю.
По лесу долго гулял я, гулял
И тропинку свою совсем потерял.
Красная шапочка:
И какой же адрес твой точный?
Незнайка:
Улицу не помню, а город Цветочный.
От тебя я жду подмогу -
Как узнать - найти дорогу?
Красная шапочка:
Я, конечно, помогу тебе -
Нельзя друга оставлять в беде.
Раз в город Цветочный попасть должен ты,
Помочь в этом смогут тебе цветы.
Весенних цветов сейчас вокруг много,
Они подскажут домой дорогу.
Смотри, вон видишь - растет пион,
Путь в город Цветочный, думаю, знает он.
Пион:
Героям сказок, мой привет!
Открою вам, друзья, секрет:
В городе цветов только тот бывает,
Кто хорошо их три правила знает.
Незнайка:
Правила?!
Конечно, как я мог только забыть:
Первое - Цветы надо вовремя полить,
Красная шапочка:
Послушай, пожалуй, и мой совет -
Мне кажется, им еще нужен свет.
Незнайка:
Конечно, поэтому цветы любят лето,
Когда вокруг много тепла и света.
Красная шапочка:
Значит: солнце, теплый воздух и вода -
Цветам лучшие друзья. Да?
Незнайка:
Вспомнил, вспомнил дорогу домой -
Страна Солнечная,
Город Цветочный
Улица Колокольчиков - Вот адрес мой!
Пион:
Счастливо, Незнайка. Правила наши ты не забудь,
Пусть легким и радостным будет твой путь.
Незнайка:
Друзья, приглашаю вас в город любимый,
Он необыкновенный и очень красивый.
Город мой будет очень вам рад
У жителей наших - сегодня парад!
(под музыку "Вальс цветов" из балета П.И.Чайковского "Щелкунчик" дети выходят в костюмах различных цветов, образуют пары, танцуют в стиле "Минуэта")
Деление на команды после парада. (Игра "Зеркало")
Учитель: У нас была экскурсия на цветочный комбинат. Интересно, какая команда больше запомнила названий увиденных цветов?
Учитель: А теперь давайте предложим разминку нашим гостям - отгадайте, пожалуйста, кроссворд.
(В клетках вертикальной связки - слово "красота". Если назвали цветок верно - переворачивается карточка обратной стороной, на которой изображен этот цветок).
1.
Растут у нас в лесочке лиловые звоночки.
Какие цветы можно назвать звоночками?
2. Лицо пахучее, а хвост колючий.
3. Рассыпаю весной белые горошки на зеленой ножке.
4.
Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение -
И превращаюсь я в конфетку.
5.
Под белой шапкой снеговой
Я вырос - синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.
6. Название какого луковичного растения связано с турецким головным убором? (тюрбан - чалма)
7. А я - житель луговой, лето встречаю в шапке меховой.
После разгадывания кроссворда размышляем: почему слова "цветы" и "красота" связаны в нашем кроссворде.
С давних пор при рождении малыша родители подбирали ему имя по ассоциации с самым красивым.
Конкурс: Какая команда больше напишет имен - названий цветов?
(подводятся итоги)
Выступают дети в костюмах: Лилия, Маргаритка, Роза, Георгин (Георгий), Василек(Василий), Астра. (см приложение)
Учитель: Связь имени и названия цветка мы встречаем и в Анютиных глазках, Иван-чае. Этот список могут дополнить имена Виола, Василиса, Гортензия, Гиацинт, Жасмин, а имя Флора - пришедшее из римской мифологии богиней цветов - сейчас используют и для обозначения совокупности видов растений.
Незнайка: А какой цветок символизирует очень любящего себя человека?
(Мальчик в костюме Нарцисса рассказывает легенду)
Конкурс: (Одуванчик дает задание) Меня вы знаете с малых лет - я расту везде. Интересно, внимательны ли вы? Найдите два одинаковых цветка.
(Даются по четыре картинки одуванчика, две из них с небольшими отличиями )
Ведущий: Какие цветы появились на земле раньше: декоративные (садовые) или дикорастущие (лесные, луговые)?
(Ответы детей)
Давайте сравним некоторые из них.
Рассказ ромашки: Я бываю и луговой, и лесной, и садовой.
(Показывает гербарий. Дети находят отличия и сходства)
Фиалка:
А я лесная, и комнатная.
На солнечной опушке
Фиалка расцвела -
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
Ведущий: Какие цветы лучше использовать для украшения помещений: дикорастущие или декоративные?
(Нельзя нарушать экологическое равновесие в природе, именно для своих эстетических потребностей человек вывел декоративные цветы. Декорация - от позднелат. Украшение)
Конкурс: изготовление цветочных композиций по командам из декоративных цветов, веточек, камешков, коры.
Если Я сорву цветок, если ТЫ сорвешь цветок:
Если все: и Я, и ТЫ - если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты скверы, парки и сады:
И не будет красоты, если только Я и ТЫ -
Если МЫ сорвем цветы.
А ведь иногда необычно и оригинально смотрятся цветы, сделанные своими руками.
(Жюри оценивает домашнее задание: цветы, выполненные из разных материалов)
Ведущий: Цветы не только украшают нашу жизнь. Давайте познакомимся - какие цветы имеют лекарственные свойства?
(рассказывают Бессмертник, Герань, Зверобой, Одуванчик - см. приложение)
- Мы хотим открыть секрет
И полезный дать совет:
- Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
- Фито-чай лекарств полезней,
Помогает от болезней;
Сокрушит любой недуг
Чай здоровью - лучший друг.
Конкурс: угадать напиток по запаху (с лепестками роз, мяты, липы.)
Музыкальный конкурс: Кто пропоет больше песен с использованием в них названий цветов? (по 2-3 строчки)
Миллион, миллион алых роз :
Ой, милок, ой, Вася-василек :
Три белых розы лягут на стол :
(В конкурсе принимают активное участие родители)
Конкурс:
A) скороговорки о цветах.
- Малыши шли, шли, ландыши нашли и опешили.
Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
У Маринки цветы в корзинке: колокольчики и розы, флоксы, астры и мимозы.
Б) шарады:
Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь - поставь меня в вазу.
Но с буквою К в огород я пойду,
И если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу. (роза- коза)
Пойди-ка в сад и погляди:
Я там цвету, благоухаю,
Но Г приставишь впереди -
И в небе я загромыхаю. (роза -гроза)
Незнайка: Свои цветы в городе я все знаю, а вот книг о цветах читал мало. А интересно, друзья, кто-нибудь читал произведения, в которых упоминаются цветы?
( "Дюймовочка" Г.Х. Андерсен, "Аленький цветочек" С.Т.Аксаков, "Цветик-Семицветик"Катаев, "Каменный цветок" П.Бажов :.)
-Астра,
- роза,
- зверобой,
-Лилия,
- и ирис нежный,
- Колокольчик голубой,
- Пион,
- ландыш белоснежный.
Все цветы и травы эти,
Что с весною зацвели,
Это все родные дети
Кроткой матери - Земли.
Горячо она их любит
И, растя из года в год,
Греет, нежит и голубит
В пору всяких непогод.
Красная Шапочка: Незнайка, как много интересного и полезного я узнала в твоем Цветочном городе. Какие красивые цветы здесь растут. Мне даже хочется предложить провести конкурс Красоты. Давай выберем, у какого цветка самый красивый наряд.
(Подведение итогов конкурса костюмов, вручение памятных дипломов лауреатам и короны цветку - победителю конкурса Красоты.)
Затем ведущие читают отрывок В. Моложавенко "Царство цветов".
Цветы - это сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы - символ любви и воспоминаний.
- Говорят, что тому, кто умеет понимать и ценить красоту, цветы рассказывают о своей жизни. Не оттого ли мы издавна наделяли каждый из цветков определенным смыслом? Для французов, скажем, красная гвоздика - это цветок борьбы и революции.
- А в донских краях почитают как символ вечной памяти о дорогих и близких никогда не увядающий бессмертник :
Растения даруют не только красоту. Они ещё и дружат с человеком, помогают ему:
- врачуют,
- указывают дорогу,
- стерегут подземные клады,
- предсказывают погоду.
Они и на пепелища приходят первыми, дают силу подняться лесам - "легким" нашей планеты. Мы не всегда задумываемся над всем этим и не воспринимаем цветы как живой организм душой и сердцем :
На Земле тысячи, десятки тысяч цветов - и у каждого цветка свое назначение, свой характер, своя история, своя сказка. Человеку не хватит, наверное, всей жизни на то, чтобы познать сокровенные тайны волшебного царства Флоры" :
- Так давайте же стремиться жить в красоте,
дарить радость друг другу
и беречь это бесценное чудо Природы - цветы.
(Звучит фонограмма песни "Есть глаза у цветов. Дети дарят родителям сделанные на уроке труда цветы.)