Цель:
- познакомить учащихся с переместительным свойством сложения, учить использовать его для упрощения вычислений в различных жизненных ситуациях;
- развивать внимание, логическое мышление;
- воспитывать потребность в приобретении математических знаний.
Оборудование: А.А. Чекин. Математика: 1 класс. Учебник-тетрадь, ч.2., наборы цифр и счётных предметов, компьютер, экран, видеопроектор, компьютерная презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка? (Дети усаживаются)
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёта.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы узнаем одно замечательное свойство сложения. Называется оно: Переместительное свойство сложения. (Слайд №2).
- На уроке мы отправимся в одну замечательную сказку и вместе с её героями:
- познакомимся со свойством перестановки слагаемых;
- научимся его использовать для упрощения вычислений;
- будем учиться помогать другу в трудную минуту. (Слайд №3)
III. Устные упражнения. Подготовка к восприятию нового материала.
- Прежде чем приступить к изучению новой темы мы должны кое-что вспомнить.
- Вот какой вопрос задаёт нам героиня одной сказки:
"Составь суммы со значениями: 4, 5, 8, 2, 9, 6, 7, 3". (Слайд № 4)
- Чтобы узнать, с какими персонажами мы встретимся ещё и из какой они сказки, нам нужно сосчитать фигуры и распределить их на две группы
(слайд №5)
- Проверим, правильно ли мы выполнили задание. Составим выражение по полученному рисунку. (Слайд №6)
- Составим портрет сказочного героя из данных фигур. (Слайд №7)
- Продолжите составление портрета из геомерических фигур самостоятельно.
- Какой замечательный портрет у нас получился. А вот и сам волк пожаловал к нам. Он хочет вместе с нами изучить переместительное свойство сложения. (Слайд №8)
- Ответив на следующий вопрос, мы узнаем, в какую сказку сегодня отправимся. (Слайд №9)
- Молодцы, ребята! А теперь: "Добро пожаловать в сказку!" (слайд №10)
- Давайте узнаем, в каком домике живёт Красная Шапочка. Покажите домик
2-й справа, 5-й слева. Что можете сказать об этих домиках? (слайд №11)
- Раскрасим окошки в домике Красной Шапочки. (Слайд №12)
Слагаемое | Слагаемое | Слагаемое |
7 | 8 | |
2 | 10 | |
6 | 9 |
IV. Работа над новым материалом.
- Как-то раз испекла мама пирожки и велела отнести их бабушке. Красная Шапочка взяла лукошко и стала укладывать. 2 пирожка она положила на дно лукошка, а 4 сверху. Какое математическое выражение можно составить к этому рисунку? Потом Красная Шапочка решила на дно лукошка положить 4 пирожка, да ещё 2 сверху. Составьте новые выражения. Что вы можете сказать об их значениях? Какой вывод вы можете сделать? (слайд №13)
- Вот отправилась Красная Шапочка к бабушке. Шла она, не торопясь, по пути рвала цветы и собирала их в букеты. Пришла она на одну полянку и сорвала 5 голубых цветка и 3 красных. Какое выражение можно составить? Найдите его значение. (14 слайд)
- На другой полянке Красная Шапочка сорвала 3 голубых цветка и 5 красных. Составьте по рисунку выражение и найдите его значение. (15 слайд)
- Давайте проверим это свойство. Дети, сидящие слева положите любое количество кругов. А дети, сидящие справа положите любое количество квадратов. Составьте суммы. Назовите суммы, которые у вас получились. Найдите их значения. Поменяйтесь счётными предметами. Составьте новые суммы и найдите их значения. Что вы заметили?
V. Физминутка. (слайд №16)
- Видишь, бабочка летает
И в лесу цветы считает.- Раз, два, три, четыре, пять.
Ох, считать, не сосчитать!За день, за два и за месяц:
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.Даже мудрая пчела
Сосчитать бы не смогла.(дети машут руками)
(Считают пальчиком, на каждый счёт щелчок мышки)
(шагают на месте)
(Cчитают пальчиком, на каждый счёт щелчок мышки)(Дети машут руками)
V_. Закрепление нового материала. Выполнение заданий учебника №1, №2 стр.8 .
- Давайте присядем и почитаем книгу.
- Рассмотрите рисунок и объясните, почему Маша и Миша записали разные суммы.
- Будут ли значения этих сумм равны? Поставьте нужный знак.
- Молодцы, ребята!
- Но теперь Красной Шапочке грозит беда. Серый волк хочет съесть её, если она не выполнит его задание. Выполним это задание с комментированием (слайд №17)
VII. Самостоятельная работа.
1). Задание №3 учебника стр.8, Проверка самостоятельной работы фронтальная с помощью разрезных цифр. (Слайд №18)
2). Ребята, поможем Красной Шапочке разгадать код замка. (Слайд №19)
3). Срочно зовём на помощь дровосеков. Только сделаем это тихо. Отправьте зашифрованное сообщение на №2 стр15. Т-2. Проверим текст сообщения. (Слайд №20)
Подведение итога урока.
- Что запомнилось больше всего? Что полезного для себя узнали? Где в жизненных ситуациях можно применять изученное свойство?
- Придумайте сумму, в которой первое слагаемое очень маленькое, а второе - большое.
- Найдите его значение. Как вы поступали?
- Наши сказочные персонажи тоже очень хорошо освоил новое свойство и в благодарность оставили вам телеграмму. (Слайд №21)
IX. Домашнее задание.
- Расскажите родителям о новом замечательном математическом свойстве.