Формирование здоровьесберегающей компетентности у дошкольников в процессе экологического образования

Разделы: Работа с дошкольниками


Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы. Человек – часть природы. Он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.

Потребительское отношение человека к природе влечет за собой ухудшение состояния окружающей среды, что неблагоприятно сказывается на здоровье человека.

Сегодня здоровье людей относится к числу глобальных проблем, т.е. тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Не вызывает сомнений, что без решения экологических проблем невозможно решить проблему здоровья человека.

Формируя начала экологической культуры, мы не только воспитываем в детях заботливое, бережное отношение к окружающей природе, но в первую очередь формируем отношение ребенка к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от экологического состояния окружающей среды.

Природа является именно той мастерской, где, в процессе активной деятельности – познавательной, эстетической и гуманистической направленности – дети учатся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих путем овладения навыками сохранения и укрепления здоровья и улучшения состояния окружающей среды. Эта деятельность сопровождается положительными эмоциями, развивает эмоциональную восприимчивость и понимание ценности природы для здоровья человека, воспитывает в детских душах стремление и готовность оказать действенную помощь себе и окружающим.

К.Д. Ушинский писал “Логика природы есть самая доступная для детей логика”. Эта мысль не случайна. Она имеет серьёзное философское основание. Красота, добро, истина в природе, окружающих людях и себе самом – это те общегуманистические ценности, на которые необходимо ориентироваться, развивая в дошкольном детстве базисные качества человеческого начала в человеке, формируя потребность к здоровому образу жизни. Маленький дошкольник не должен оставаться безучастным к тому, что происходит вокруг него. Он может и должен принять посильное участие в том, чтобы сделать окружающий мир прекраснее, тем самым, способствуя сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих.

Гуманистическая образовательная парадигма, на основе которой в современном образовательном учреждении происходит коренные изменения направленности и содержания учебно-воспитательного процесса, включает в себя целенаправленное развитие физических и психических способностей человека, реализация которых возможна при сохранении и укреплении здоровья в процессе обучения и воспитания.

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является экологическое образование детей. Целью экологического образования является формирование начал экологической культуры – становление заботливого, бережного отношения непосредственно к окружающей среде во всем ее многообразии: к людям, сохраняющим и созидающим ее, создающим на ее основе богатства материальные и духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от экологического состояния окружающей среды.

С раннего детства необходимо развивать у детей потребность в здоровом образе жизни, воспитывать экогуманистическое отношение к природе, человеку, обществу с учетом уникальности социально-экономических процессов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Одной из важнейших задач экологического образования является осознание особенностей экологии человека: сохранения здоровья и безопасность жизни в региональных условиях.

Необходимо уже в дошкольном возрасте формировать у детей представление об адаптации человека к жизни в природных условиях Севера; о здоровом образе жизни современного человека в условиях региона: режим, питание, жилье, физическая активность, привычки, психология безопасного поведения и заботы о здоровье. Дошкольники должны осознавать возможность личного вклада в решение местных экологических проблем с целью улучшения окружающей среды, влияющей на здоровье человека.

В условиях сурового климата нашего региона и экологического неблагополучия важнейшей задачей нашего дошкольного учреждения является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровым, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления своего здоровья оздоровительную силу природы своего края.

Результатом работы по формированию здорового образа жизни станет здоровьесберегающая компетентность ребенка, как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

Это свойство личности ребенка, которое включает в себя:

  1. Систему знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни

  2. Мотивы, имеющие эколого – сохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающие к ведению здорового образа жизни

  3. Потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, в выборе здорового образа жизни, в способах изучения, сохранения и коррекции здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию.

В системе работы по формированию здоровьесберегающей компетентности можно выделить три этапа:

  1. Начальный. Выполнение элементарных правил здоровьесбережения на уровне первоначального умения.
  2. Информативный. Ребенку даются базовые представления о строении своего организма, о здоровье, связях с окружающей средой, правилах сохранения и укрепления своего здоровья, правилах здорового образа жизни. Формирование полноценного понимания основ ЗОЖ.
  3. Деятельный. Закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшему их совершенствования. Приобретение опыта ведения здорового образа жизни в условиях здоровой окружающей среды, в условиях сурового климата и экологического неблагополучия умение применять для укрепления своего здоровья оздоровительную силу природы родного края.

Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников в своей работе использую следующие методы:

Наблюдение является основным методом воспитания. Необходимость и значение его использования связано, прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления т.е. образы воспринимаемых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче образы (представления) тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности.

Содержание наблюдений разнообразно. Например, для того, чтобы определить особенности строения тела человека, наличие у него разнообразных органов, индивидуальных особенностей проводятся сравнительные наблюдения “У кого какой нос”, “У кого какие глаза” и т.д.

Убедиться в том, что человек – живое существо помогает наблюдение за поведением человека: он дышит, растет, двигается, питается, выделяет ненужное (пот, слизь, переработанные воздух и пищу), он чувствует (слышит, видит, ощущает боль, голод, температуру окружающего, радость, грусть…), имеет сходные с животными и растениями потребности в воздухе, пище, определенной температуре, свете, влаге, месте для жизни, испытывает потребность в движении и отдыхе.

Интерес у детей вызывают путаницы. Учитывая, что примерно в 3,5 года у детей появляется способность различать неточности в рисунках предлагаю им путаницы в картинках. В несложный сюжет картинки вплетается 1-2 неточности, ошибки, основание на нарушение функции, строение человека. Например: в шубе летом, в платье зимой; уха на ноге, глаза на животе; уши зайца, человек с хвостом и т. д. В веселой занимательной форме они помогают ребенку осознать, закрепить строение человека, его органов, взаимосвязь человека и природы.

Широко использую в работе прием разрешения проблемных ситуаций, который заключается в том, что рассказывая детям короткую историю с простым сюжетом где герои сталкиваются с несложными трудностями (попадают под дождь, переохлаждаются и т.д.), предлагаю разрешить эти трудности и помочь героям выйти из сложной ситуации. При этом не просто рассказываю историю, а одновременно рисую (упрощенно) происходящее карандашом или мелом. Предложенные детьми ответы также дорисовываются мною либо детьми. Таким образом проблема разрешается.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, кроме того игра это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен, доброжелателен. При формировании представлений о человеке, его организме и здоровом образе жизни использую дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры с определенно дидактической целью, которые по – другому называются игровые обучающие ситуации (ИОС). ИОС – полноценная, но специально организованная игра. В работе использую различные виды ИОС:

– ИОС с игрушками аналогами;

– ИОС с литературными персонажами.

Так например во второй младшей группе “Таня простудилась”, “Айболит в гостях у ребят” в гости приходит доктор Айболит – литературный персонаж, а в ИОС “Медвежонок сладкоежка”, “Идем в гости” – используются игрушки аналоги (кукла, медвежонок).

При использовании метода ИОС часто применяю прием игровой мотивации. Она позволяет с раннего детства формировать гуманное отношение к окружающему, развивать активную позицию по отношению к другим (помочь, защитить, позаботиться и т.д.). Например: постирать одежду, напоить чаем, вылечить, помочь одеться…. Из ИОС и личного опыта дети переносят сюжет и сюжетно-ролевую игру, закрепляя, положительное отношение друг к другу, профессии врача, привычку к здоровому образу жизни.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные, настольно – печатные, словесные. Все они предназначены для систематизации и закрепления знаний детьми:

“ Веселые человечки” – помогает распознать куклу – голыша на ощупь и объяснить выбор.

Д/и “Собери правильно”, “Какие органы потерял человек”

-закрепляют представления детей об органах человека.

Д/и “Живое – неживое” – закрепляют представления о живом и неживом.

Д/и “Да и нет” – закрепляют навыки ухода за зубами.

Д/и “Здоровье из корзинки” – формируют представления о полезных продуктах и т.д.

– игровые обучающие ситуации с игровой мотивацией

В процессе работы по формированию привычки к ЗОЖ часто использую беседы. Беседы провожу с разными дидактическими целями:

– Установочные беседы проводятся для возбуждения интереса и предстоящей деятельности (перед наблюдениями, экскурсией, чтением художественной литературы – помогают собрать внимание детей, установить связь между знаниями детей, полученными ранее и предстоящим наблюдением, чтением.). Эти беседы имеют обобщенный характер. Например “Чистота и порядок в доме”, “Правила поведения во время прогулки”. Проводятся во всех возрастных группах.

Использование художественной литературы помогает обогащать знания детей, искать ответы на многие вопросы. Например чтение С,Черного “Про Катюшу” – воспитывает привычку содержать одежду в чистоте. В,Сутеева “Кто сказал мяу?” -формирует представления об органах слуха и зрения, Т,Воронкова “Маше – растеряша” В,Бианки “Купание медвежат” – формирует привычку к здоровому образу жизни и КГН, опрятность, чистоту, аккуратность. Сказки “Как Андрейка победил кариес”, “Приключение микроба” -формируют представление о микробах и КГН. К,Чуковский “Айболит” – формирует представления и уважение к людям медицинской профессии.

Метод экспериментирования (опыт), который позволяет развивать наблюдательность, и учит детей заботиться о своем здоровье, выявляя причинно-следственные связи, например: опыт со снегом во второй младшей группе дает возможность показать, что если есть снег, то можно заболеть (снег грязный, холодный…). Опыт кожа в старшей группе показывает детям, что кожа чувствительна и легко травмируется. В подготовительной группе “Сильное и слабое сердце” подсказывает, что организм свой нужно укреплять, тренировать.

При знакомстве дошкольников со строением человеке его организме большую помощь может оказать метод моделирования. Модели – это материальные заместители реальных предметов, отражающие их признаки, структуру взаимосвязей, схематические изображения, знаки.

Моделирующая деятельность содержит в себе 2 метода:

– демонстрация модели как наглядный метод;

– моделирование, как практический метод.

Например, составление модели человека (занятие “Расскажи нам о себе”, дети составляют модель головы человека, занятие “Режим дня”, составляют режим дня дошкольника и т.д.)

Использование разных видов моделей (графическая, предметно-графическая, предметная, статическая, динамическая и др.) является эффективным способом формирования у дошкольников представлений о человеке, его органах, привычки к здоровому образу жизни, поскольку дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволят изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым не нанося им вреда.

С целью получения информации на основе наблюдений исследовательской и практической деятельности детей рекомендуется использовать метод проектирования. Проекты могут быть кратковременными и долговременными. Они инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацеливают на предметность, самостоятельность, осмысление действий. Метод проектирования использую со среднего возраста. Например, проекты, направленные на формирование представлений о здоровом образе жизни: “Твой город – твое здоровье”, “Помоги себе сам”, “Твой дом – твое здоровье”, “Самое дорогое на свете”. Принимая участие в выполнении проектов, дети познают окружающий мир, у них формируется представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, вырабатывается активная позиция по ведению здорового образа жизни.

В работе по формированию представлений о человеке и его здоровье, воспитании привычки к ЗОЖ необходимо использовать разнообразные методы и приемы в комплексе.

Образовательная работы осуществляется в разных формах:

– на специально организуемых занятиях (различных типов и видов)

– в играх (сюжетно-ролевых, дидактических)

– на прогулках

– в нерегламентированных видах деятельности (познавательные минутки, беседы, чтение художественной литературы)

– развлечения и досуги

Педагогические условия, способствующие формированию у дошкольников представлений о человеке и его здоровье:

  1. Создание экологической развивающей среды в ДОУ.
  2. Компетентность педагогов.
  3. Система работы с детьми.
  4. Сотрудничество с родителями. Родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы с детьми в каждой возрастной группе. Выработанные в саду навыки и сформированные понятия закрепляются в семье. Родители должны служить образцом для подражания, подавать личный пример бережного отношения к своему здоровью.

Таким образом, созданная система позволяет решить несколько педагогических задач: осуществлять познавательное развитие детей, дать им определенную сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, формировать мотивацию на здоровый образ жизни, сформировать понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от экологического состояния окружающей среды.

Приложение