Природа в сказке-были "Кладовая солнца" М.Пришвина. 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели урока:

  • Обобщить понятие “пейзаж”;
    • показать особенности картин природы, дополняющих повествование;
    • находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их:
    • выразительное чтение наизусть прозаического текста;
    • воспитывать чувство любви к родной природе.

Эпиграф: Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.

(К. Паустовский.)

Оборудование:

– Портрет писателя (М. Пришвина);

– иллюстрации к произведению “Кладовая солнца”, природы;

– определения олицетворения, эпитета, сравнения.

Теория литературы:

пейзаж;
эпитет;
сравнение;
олицетворение.

Перед уроком ученики получают задание:

– индивидуальное: выучить наизусть отрывки из “Кладовой солнца”;

– коллективное: иллюстрации о природе по данному произведению.

Ход урока

1. Слово учителя.

Сказка-быль М. Пришвина “Кладовая солнца” прочитана. Мы познакомились с главными героями этого произведения.

2. Беседа по тексту.

– Назовите главных героев? (Настя, Митраша)

– А кто еще, назовите их? (Волк, тетерев, лось, ель, сосна и т.д.)

– А как все это мы назовем?

– Да, конечно, природа. Как называется изображение природы в художественном произведении? ( Пейзаж).

Дать понятие пейзажа.

– Значит, природа тоже является главным героем этого произведения. С Настей и Митрашей мы уже хорошо знакомы. Узнали, что сказка–быль – это жанр литературного произведения.

– Напомните мне, почему она и сказка, и быль?

Итак, все же перед нами особая сказка, где большое место занимает быль, повествование о двух осиротевших детях. Но не только они главные герои, но и природа, которая играет очень большое значение в жизни человека. И сегодня мы будем познавать природу, постигать ее тайную жизнь.

3. Работа с эпиграфом.

Эпиграфом к уроку я взяла слова К. Паустовского. (Читаем эпиграф).

Значительное место в “Кладовой солнца” занимает природа, т.к. в замысел писателя входило показать единство человека и природы. У нас в классе на стендах висят репродукции картин известных художников о природе, ваши иллюстрации. Мы читаем о природе, любуемся ее красотой. М. Пришвин был мастером пейзажа, он умел точно выразить сущность этого прекрасного мира.

4. Работа с текстом. Чтение наизусть, анализ эпизодов.

– Ну а теперь давайте отправимся вслед за Настей и Митрашей в лес, понаблюдаем за природой вместе с детьми и автором. Здесь живут разные животные, много растений, все они имеют свои особенности.

– Что описывает писатель сразу, как только мы вступаем в лес?

(Появлению детей в лесу предшествует описание “несчастной” жизни сосны и ели)

– Давайте послушаем этот отрывок.

5. Чтение наизусть отрывка “Ель и сосна”.

– Какое впечатление производят эти картины?

(В отрывке “Ель и сосна” все вокруг мрачно, деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер старается поссорить их)

– Рисуя эту картину, писатель тем самым выражает мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе.

– Какими словами писатель характеризует эту борьбу? (Ель и сосна старались обогнать друг друга, впивались, прокалывали, стонали, выли.)

– Как они ведут себя? (Как живые существа)

– Давайте вспомним, как называется этот способ?

(Олицетворение). Работа с понятием.

– Давайте найдем слова, которые говорят, что здесь олицетворение? ( Дети называют)

Вывод: Значит, с помощью олицетворения писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни героев.

– Идем дальше. Встречаем лесного жителя. Кого?

6. Слушаем наизусть отрывок “Тетерев-косач”.

– Пришвин здесь показал красоту природы. Под лучами солнца (которое тоже играет большую роль в тексте) “могучие стволы соснового бора стали, как зажженные свечи великого храма природы. “Тетерев – косач тоже” стал расцветать”.

– Кто повлиял на рождение природы! (Солнце)

– Красиво звучит, тонко описано. Какие художественные средства использует автор. (Сравнения, эпитеты). Работа с понятиями; их роль в художественном произведении.

– Где? Называем?

– Как показана птица!

– Какие слова подобрал писатель?

– Какие еще птицы живут в лесу, как ведут себя? ( Можно зачитать).

– Мы подходим к Слепой Елани.

7. Чтение наизусть “ Слепая Елань”

Опасное место – Блудово болото.

Здесь мы подходим к понятию “кладовая солнца”.

– Что же это такое – кладовая солнца?

(Кладовая – потому что хранит запасы торфа, запасы горючего, которые “достаются человеку в наследство”, а солнце – потому что рождены эти запасы солнцем)

– Только ли торфом богаты эти места? Назовите эти богатства.

Природа здесь добрая, она сочувствует, помогает людям, переживает за них.

– Но она не только дает, но и опасна.

8. Чтение наизусть отрывка “Елочки – старушки”.

– Как автор показывает ель?

(Подмечает каждую деталь)

– Какое художественное средство использует автор?

(Сравнение.)

– Где? Назовите.

Дальше дети попадают на палестинку.

9. Чтение наизусть отрывка “ Ягода лесная” .

– Какие слова использует автор для описания ягоды?

(Использует ласковые слова , уменьшительно-ласкательные суффиксы; она чудесна и богата; с любовью показано богатство лесного царства.) От этого изобилия Настя забывает обо всем, даже о себе.

Еще один лесной житель.

10. Чтение наизусть отрывка “Лось”

– Каким предстает перед нами это животное?

-Какими словами описывает автор?

(Как в сказке – большое, огромное, но обходится малым – корой деревьев.)

А что собирает пень?

11. Чтение наизусть отрывка “Пень”

– Что он делает? Ведь он не просто так стоит!

(Он собирает солнечное тепло).

– Для чего? ( Для других , отдает накопленное тепло, когда уйдет солнце)

Вот почему разные твари слетались и сползались сюда. (Мухи, бабочки, ящерицы)

12. Выводы:

– Каждый в природе имеет свое назначение – кто-то добро несет, кто-то недоброе предвещает. Всему светит солнце, благодаря которому все живет.

Найдем описание восхода и заката. Выразительное чтение эпизодов.

Нахождение художественных средств.

– Мы завершили свой поход по лесу. С каждым новым эпизодом все мы больше и больше узнали о природе, познали ее законы, убедились, что природа и человек едины. Но с природой надо быть еще и осторожными. Она сказочно красива, богата, не жадная, а щедрая. Она для человека, но она и опасна!

13. Работа с иллюстрациями.

14. Домашнее задание.

Написать сочинение “Природа в жизни человека”.

Литература:

  1. Коровин В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Коровин В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…М.: Просвещение, 2008.